Педагогическая этика оказывает значительное влияние на повышение качества образования. Она представляет собой свод норм и правил поведения работников сферы образования, формирующих характер педагогической деятельности и отношений, определяемых данным видом деятельности. Нашим сознанием понятие «профессиональная деятельность» воспринимается как нравственность педагога. Педагогическая этика осуществляет принципы морали, определяет суть моральных ценностей, которые позволяют оценить характер явлений жизни, нравственных достоинств и поступков людей, их социально-значимой деятельности и отношений в социуме. Категории педагогической этики имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Напомним, что этими категориями являются справедливость, честь, достоинство, авторитет. В понятие «педагогических долг» входит комплекс предъявляемых обязательств: трудовые функции, взаимоотношения, отношение к профессии и т. д. В. А. Сухомлинский утверждал: «Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода».
Личностные качества педагога представляют собой свод профессиональной морали. Познакомимся с некоторыми категориями.
Одной из них является справедливость. Здесь понятие «справедливость» включает в себя объективность, нравственную воспитанность, доброту, честь, достоинство, совесть, принципиальность, человечность. Личность способна продемонстрировать данные качества в отношениях с учащимися, коллегами, общественной работе и т. д. Понятие «добро» и «справедливость» функционируют взаимно, т. к. справедливость не существует без добра (и наоборот).
Беспрецедентно мнение В. А. Сухомлинского: «чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка» [6].
Признание и уважение педагога представлено в педагогической этике с помощью понятий «честь» и «достоинство». «Честь» в педагогике также специфична, так как она выражает меру уважения коллег, родителей и обучающихся. Педагог, уважающий обучающихся, заслуживает уважения.
Понятие «совесть» представляет внутренний показатель поведения индивида. Педагогическая совесть стимулирует педагога учить и воспитывать людей. При этом педагог организует для передачи ученикам, свои знания, опыт и способности, формируя у них ответственное отношение за поступки, профессионализм, бытовое и профессиональное поведение...
В ходе профессиональной деятельности появляется авторитет, определяющий моральный статус в коллективе; форму дисциплины, регулирующей поведение воспитуемых; способность влиять на их убеждения.
Наличие педагогического авторитета у преподавателя способствует его успехам в учебно-воспитательной работе, так как нравственные понятия детей легче осознаются, если они излагаются авторитетным преподавателем [5].
Владение правильно применяемыми методическими приемами позволяет педагогу доступно и интересно преподносить материал, с хорошей моральной отдачей проводить воспитательные мероприятия, формировать чувства патриотизма, солидарности, национальной гордости.
Большую роль в деятельности педагога наряду с профессиональными компетенциями имеют его личностные качества. Педагогическая этика проявляется в умениях, характеристиках и ценностях, которыми владеет педагог.
Разноплановость морально-этической стороны педагогического процесса делает данную тему актуальной. Педагогический процесс в первой четверти XXI века значительно изменен, так же как социальные и культурные реалии. Все это, безусловно, способствует изменению в поведении всех участников педагогического процесса. Этика в профессии педагога играет значительную роль, т. к. определяет свойственные обществу принципы общения. Моральное развитие социальных институтов и отношений формируется с помощью выработанных этикой понятий «милосердие», «справедливость», «дружба», «солидарность». Данные понятия формируются в процессе жизнедеятельности человека изолированно от профессиональных навыков и умений, в процессе общения, воспитания, взаимодействия с культурой, религией, принципами общения. Эти понятия характеризуют личность человека [1, с. 161-164; 3].
Мы рассматриваем профессиональную этику педагога как взаимодействие этических и поведенческих норм. С помощью этики обеспечивается нравственная деятельность педагога и отношения, формирующиеся в ее результате. Данная наука изучает происхождение, функции, мораль, деятельность, нравственность педагога.
Знание и владение педагогической этикой положительно влияет на отношения учителя с учащимися, родителями, коллегами; помогает формированию нравственно-психологического климата в коллективе.
Существует компетентное мнение, что педагогическая этика и знания педагога равноценны. Большое значение имеет то, как педагог общается, как учит, какие дисциплинарные меры принимает и насколько профессионально решает проблемы, возникающие в учебное и внеклассное время. Нормы профессиональной этики не всегда соответствуют практической деятельности педагога, что можно объяснить сложностью педагогической практики. В связи с этим необходимо изучать и корректировать нравственное сознание педагога [4].
Неоспоримо мнение, что в процессе педагогической деятельности этика занимает одну из ведущих ролей, т. к. педагог должен быть примером для подражания. Навыки педагогического общения педагог получает опытным путем и в процессе подготовки, изучая психологию, методику, педагогику, право. Данные науки формируют знания и представления о характерном поведении при работе в школе. В «Конвенции о правах ребенка» содержится информация о том, что педагог обязан уважать ребенка, его достоинство, мнение, убеждения [2].
Аспекты достойного поведения учителей находят обоснование в рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей» от 5.10.1966. Это внимательность, вежливость при общении с учениками, родителями, большинством учреждений. Педагог должен иметь моральный облик.
Анализируя наши рассуждения, приходим к выводу, что профессиональная этика педагога в педагогической деятельности имеет важное значение. Педагог является наставником обучающихся.