Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Этика в профессиональной компетенции педагога

Этика в профессиональной компетенции педагога

Научный руководитель

Бондарь Ирина Алексеевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогическая этика
качество образования
компетенции педагога

Аннотация статьи

Педагогическая этика оказывает значительное влияние на повышение качества образования. Она представляет собой свод норм и правил поведения работников сферы образования, формирующих характер педагогической деятельности и отношений, определяемых данным видом деятельности. Нашим сознанием понятие «профессиональная деятельность» воспринимается как нравственность педагога. Педагогическая этика осуществляет принципы морали, определяет суть моральных ценностей, которые позволяют оценить характер явлений жизни, нравственных достоинств и поступков людей, их социально-значимой деятельности и отношений в социуме.

Текст статьи

Педагогическая этика оказывает значительное влияние на повышение качества образования. Она представляет собой свод норм и правил поведения работников сферы образования, формирующих характер педагогической деятельности и отношений, определяемых данным видом деятельности. Нашим сознанием понятие «профессиональная деятельность» воспринимается как нравственность педагога. Педагогическая этика осуществляет принципы морали, определяет суть моральных ценностей, которые позволяют оценить характер явлений жизни, нравственных достоинств и поступков людей, их социально-значимой деятельности и отношений в социуме. Категории педагогической этики имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Напомним, что этими категориями являются справедливость, честь, достоинство, авторитет. В понятие «педагогических долг» входит комплекс предъявляемых обязательств: трудовые функции, взаимоотношения, отношение к профессии и т. д. В. А. Сухомлинский утверждал: «Чувство долга – это не узы, связывающие человека, а подлинная человеческая свобода».

Личностные качества педагога представляют собой свод профессиональной морали. Познакомимся с некоторыми категориями.

Одной из них является справедливость. Здесь понятие «справедливость» включает в себя объективность, нравственную воспитанность, доброту, честь, достоинство, совесть, принципиальность, человечность. Личность способна продемонстрировать данные качества в отношениях с учащимися, коллегами, общественной работе и т. д. Понятие «добро» и «справедливость» функционируют взаимно, т. к. справедливость не существует без добра (и наоборот).

Беспрецедентно мнение В. А. Сухомлинского: «чтобы быть справедливым, надо до тонкости знать духовный мир каждого ребёнка» [6].

Признание и уважение педагога представлено в педагогической этике с помощью понятий «честь» и «достоинство». «Честь» в педагогике также специфична, так как она выражает меру уважения коллег, родителей и обучающихся. Педагог, уважающий обучающихся, заслуживает уважения.

Понятие «совесть» представляет внутренний показатель поведения индивида. Педагогическая совесть стимулирует педагога учить и воспитывать людей. При этом педагог организует для передачи ученикам, свои знания, опыт и способности, формируя у них ответственное отношение за поступки, профессионализм, бытовое и профессиональное поведение...

В ходе профессиональной деятельности появляется авторитет, определяющий моральный статус в коллективе; форму дисциплины, регулирующей поведение воспитуемых; способность влиять на их убеждения.

Наличие педагогического авторитета у преподавателя способствует его успехам в учебно-воспитательной работе, так как нравственные понятия детей легче осознаются, если они излагаются авторитетным преподавателем [5].

Владение правильно применяемыми методическими приемами позволяет педагогу доступно и интересно преподносить материал, с хорошей моральной отдачей проводить воспитательные мероприятия, формировать чувства патриотизма, солидарности, национальной гордости.

Большую роль в деятельности педагога наряду с профессиональными компетенциями имеют его личностные качества. Педагогическая этика проявляется в умениях, характеристиках и ценностях, которыми владеет педагог.

Разноплановость морально-этической стороны педагогического процесса делает данную тему актуальной. Педагогический процесс в первой четверти XXI века значительно изменен, так же как социальные и культурные реалии. Все это, безусловно, способствует изменению в поведении всех участников педагогического процесса. Этика в профессии педагога играет значительную роль, т. к. определяет свойственные обществу принципы общения. Моральное развитие социальных институтов и отношений формируется с помощью выработанных этикой понятий «милосердие», «справедливость», «дружба», «солидарность». Данные понятия формируются в процессе жизнедеятельности человека изолированно от профессиональных навыков и умений, в процессе общения, воспитания, взаимодействия с культурой, религией, принципами общения. Эти понятия характеризуют личность человека [1, с. 161-164; 3].

Мы рассматриваем профессиональную этику педагога как взаимодействие этических и поведенческих норм. С помощью этики обеспечивается нравственная деятельность педагога и отношения, формирующиеся в ее результате. Данная наука изучает происхождение, функции, мораль, деятельность, нравственность педагога.

Знание и владение педагогической этикой положительно влияет на отношения учителя с учащимися, родителями, коллегами; помогает формированию нравственно-психологического климата в коллективе.

Существует компетентное мнение, что педагогическая этика и знания педагога равноценны. Большое значение имеет то, как педагог общается, как учит, какие дисциплинарные меры принимает и насколько профессионально решает проблемы, возникающие в учебное и внеклассное время. Нормы профессиональной этики не всегда соответствуют практической деятельности педагога, что можно объяснить сложностью педагогической практики. В связи с этим необходимо изучать и корректировать нравственное сознание педагога [4].

Неоспоримо мнение, что в процессе педагогической деятельности этика занимает одну из ведущих ролей, т. к. педагог должен быть примером для подражания. Навыки педагогического общения педагог получает опытным путем и в процессе подготовки, изучая психологию, методику, педагогику, право. Данные науки формируют знания и представления о характерном поведении при работе в школе. В «Конвенции о правах ребенка» содержится информация о том, что педагог обязан уважать ребенка, его достоинство, мнение, убеждения [2].

Аспекты достойного поведения учителей находят обоснование в рекомендациях ЮНЕСКО «О положении учителей» от 5.10.1966. Это внимательность, вежливость при общении с учениками, родителями, большинством учреждений. Педагог должен иметь моральный облик.

Анализируя наши рассуждения, приходим к выводу, что профессиональная этика педагога в педагогической деятельности имеет важное значение. Педагог является наставником обучающихся.

Список литературы

  1. Алемасова М.Л., Гусева М.Н. Проблема формирования имиджа будущего специалиста в современной педагогике высшей школы // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 4-6(29). С. 161-164.
  2. Белухин Д.А. Педагогическая этика: желаемое и действительное / М.: МПСИ. 2007. 123 с.
  3. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. Педагогическая этика: учеб. пособие / Барнаул: Изд-во АлтГПУ. 2010. 155 с.
  4. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика: учебное пособие / Ростов-на-Дону: Феникс; Мн.: ТетраСистемс. 2004. 304 с.
  5. Наумчик В.Н., Савченко Е.А. Этика педагога: учеб.-метод. пособие/ Мн. 1999. 216 с.
  6. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Советы воспитателям) / Киев: Рад. школа. 1975. 236 с.

Поделиться

1462

Чернышова В. А. Этика в профессиональной компетенции педагога // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 82-84. URL: https://apni.ru/article/8915-etika-v-professionalnoj-kompetentsii-pedagoga

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря