Главная
АИ #13 (195)
Статьи журнала АИ #13 (195)
Умения диалогического высказывания при обучении английскому языку младшего школь...

Умения диалогического высказывания при обучении английскому языку младшего школьника и его психолого-возрастные особенности

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

умение диалогической речи
диалог
психолого-возрастные особенности

Аннотация статьи

Данная статья посвящена исследованию развития умения диалогического высказывания при обучении английскому языку (начальное общее образование), где вы сможете рассмотреть термин «диалогическая речь» и его характеристику, диалог и его роль в развитии многих аспектов, а также психолого-возрастные особенности ребенка, которые могут игнорировать некоторые педагоги.

Текст статьи

Мы не можем с первого раза хорошо водить машину, зная все правила дорожного движения, ни разу, при этом, не сев за руль. Мы не можем знать, как вкусно приготовить то или иное блюдо, не попробовав этого ни разу. Мы не можем знать, как объяснить ребёнку правило так, чтобы ему было понятно, не испробовав это на практике. Так и с языком.

Язык – это та или иная композиция знаков и символов, которой мы обмениваемся ежедневно при общении с окружающими. Обмениваясь мнением или высказываниями, мы даём человеку понять свои мысли.

Такого рода опыт помогает нам приобретать новые знания, опыт, ценности и убеждения. Таким образом, мы исследуем людей, их мнение, привычки. Во время общения мы можем узреть тысячу вещей, которые, на первый взгляд, не имеют никакого значения, но только при таком диалогическом общении мы познаем этот мир, людей и себя в этом мире.

Зачастую, как считает Г. И. Гречневая, практика заставляет задуматься над правильностью поставленной оценки по английскому языку в младшей школе. Ведь несмотря на новые требования ФГОС к уровню владения английским языком, на уроках английского языка устная речь стоит на заднем плане и наступает другим методам обучения, где практические навыки не проверяются.

Наиболее важнейшим аспектом в обучении английскому языку в рамках ФГОС 2023 будет развитие навыков аудирования и говорения у учеников.

Это будет возможно достигнуть в малых группах на дополнительных уроках, с использованием виртуальных классов и облачных технологий, а также методик, которые будет направлены на развитие в учащихся уверенности в своих знаниях. Преподаватели будут мотивировать учащихся к активному использованию английского языка в повседневной жизни и взаимодействии с миром, что поможет развить их мотивацию и эффективность обучения. Многие недооценивают такого рода общение, считая, что книги – это все, что нужно для хорошего изучения английского языка, но следует помнить, что только через практику мы можем черпать огромное количество информации, которую ни в каких учебниках вы не усвоите.

Умение диалогической речи – это, как считают Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин, обмен мнениями между двумя или более людьми. С помощью диалогического общения люди обмениваются информацией, принимают точки зрения друг друга или нет, развивают в себе терпимость, приобретают новые черты характера, взгляды на жизнь, новые цели в жизни.

Мы считаем, что обучение диалогического высказывания – достаточно сложная задача в преподавании английского языка. Главная причина заключается в том, что языковой материал, которым ученику следует овладеть, является средством общения, которым нужно владеть активно.

Самым простым примером диалогического высказывания является диалог. По мнению А. К. Марьенко, диалог – это форма социально-речевого общения между людьми в процессе совместной деятельности.

Особенности диалогов зависят от уровня понимания собеседников друг друга и существующих между ними взаимоотношений. Например, диалог в семейной ситуации между родственниками будет выстраиваться не так как в классе между одноклассниками. Отнюдь не маленькую роль играют эмоции. Застенчивый, радостный, печальный, встревоженный ученик говорит иначе, чем в спокойном состоянии. И дело не только в интонации, но и зачастую в заимствовании других слов и разных оборотов речи. Сами диалоги – часть урока, к которой равнодушны наименьшее количество учащихся. Разыгрывать имеющиеся, строить свои собственные на интересующие их темы – все это способствует лучшему овладению английского языка, как и на начальном, так и на продвинутом уровне.

Как считает Спиридонова О. О. роль диалогов состоит в развитии: умения диалогических высказываний, самооценки, актерских навыков, самостоятельности, дисциплины, способности ориентироваться в обществе в Великобритании, умения быстро реагировать, мотивации.

Чтобы корректно планировать уроки для более качественного изучения английского языка, а также для обучения диалогической речи, мы рассмотрим психолого-возрастные особенности учеников младших классов, выделенные Щербаковым Р. Г.:

  • Фрагментарное восприятие или внимание.

Это способность ребёнка запоминать информацию в виде отдельных фрагментов, из-за чего ребёнок не способен в полной мере овладеть предоставленной ему информацией, и у него появляются пробелы в знаниях, из чего так же вытекает огромное количество проблем: неодобрение родителей, учителей и одноклассников, снижение мотивации к учебе, возможный буллинг со стороны одноклассников и т. д. Чтобы бороться с этим нужно прежде всего понять особенности его возраста и что дети в среднем не могут долго фокусироваться на одном аспекте, ребёнку младшего школьного возраста нужно давать отдых и жать возможность продвигаться, например сделать зарядку. Так же ему помогут игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и т. д.

  • Повышенная игровая мотивация.

Этот аспект позволяет как никогда эффективно организовать уроки английского для более познавательного изучения английского языка. При условии, если вы сможете организовать этот процесс максимально приближенным к естественному обучению в условиях родной культуры.

  • Повышенная утомляемость.

Возможно ребёнок не обладает достаточным количеством знаний, у него плохие отношения с учителем или одноклассниками, учитель не смог привить любовь к английскому языку и т. д. Повышенная утомляемость ребёнка в младшем школьном возрасте дело обычное, ведь только недавно у него была игровая деятельность и тут его резко переключили на учебную, никакого сонного часа и игрушек, нужно сидеть, слушать учителя, писать, читать, учить, танцевать нельзя, смеяться нельзя. В этом случае учитель должен понять положение ребёнка, как тяжело ему даётся эта неактивная деятельность. Для этого в начале или в конце урока можно поиграть с детьми для создания у них интереса к предмету, и чтобы их подбодрить, так же можно сделать физкультминутку в середине урока.

Развитие познавательных потребностей-качество присущее многим, но бездумно затерявшееся в руках плохого учителя. Только от созданной вокруг обстановки ребёнка зависит его любопытство, будет ли он интересоваться различными аспектами этого мира, включая и учёбу, или его на корню загубит требовательный родитель или бездушный педагог? Почему такое хорошее качество ребёнка затупляется взрослыми? Все просто, ведь любопытный ребенок – это неудобный ребенок, он рисует на обоях, влезает в мамины вещи, рвёт и ломает от незнания игрушки, не слушается в силу детской активности учителя, не выполняет четко согласно инструкции его задания. От этого взрослые и злятся, и не дают проявлять это любопытство, через которое ребенок учится ответственности. В результате мы имеем человека, не достигшего сепарации, с абсолютным равнодушием к этому миру и к себе, и с недоумевающими родителями «Почему ты ничего не хочешь?». Чтобы ребенок в будущем знал свое дело, стремился к поставленным целям и жил полноценной жизнью мы должны поддерживать ребёнка в его тягости к миру, в приобретении опыта, взрослые должны знать, чем интересуется их ребёнок и положительно оказывать на это внимание и только увеличивать в объёмах. У ребёнка должно появиться положительное отношение к неизведанному. Совместная деятельности взрослых с ребёнком должна быть направлена на достижение таких умений ребёнка как: видеть проблемы, создавать вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, уметь делать выводы, объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Для развития словесно-речевого мышления взрослые должны организовывать задания и игры, направленные на приобретение таких навыков как: уметь различать предметы и находить сходства, уметь анализировать предмет или ситуации, характеризовать и одно и другое, уметь объединять предметы и явления по общим признакам, уметь разделить предметы или явления по группам по признакам. Основная особенность в данном периоде заключается в изменении социального окружения ребёнка. Теперь у него есть социально-значимые обязанности, за которые он получает оценку. Начало обучения означает смена игровой деятельности на учебную. В начале ребёнок проявляет интерес к учебной деятельности по разным мотивам: это в новинку и интересно, он хочет получить одобрение учителя или родителей и т. д.

Благодаря учебной деятельности ребенок познает окружающий мир. Дети в такой период развития показывают остроту и свежесть восприятия, а также любознательностью. В младшем школьном возрасте у ребёнка развивается внимание. Учитель старается удержать их фокус внимания на уроке, но на одном действии ребёнок в этом возрасте может фокусироваться от 10–20 минут. Так же младшие школьники способны механически запоминать материал без понимания смысла. Для того чтобы ребёнок не просто заучивал, а понимал, что он учит, он должен понять для чего ему это. Сами психологи утверждают, что раннее вовлечение ребёнка в изучение английского языка очень эффективно учитывая их сенситивный возраст, в котором им легче все запоминать нежели на последующих этапах. Учитывая все психолого-возрастные особенности младшего школьника, можно понять одну из проблем обучения английского языка в школе, а именно использование языка на практике. Ведь зная только теоретические аспекты, используя при этом свой родной язык на постоянной основе, сложно требовать от ребёнка речи на английском языке.

Необходимость учитывать окружающие ученика обстоятельства для корректной обратной реплики требует большей активизации мыслительной деятельности, направляет его на поиск нужной конструкции, грамматики или лексики. Учитывая цель разговора, а также особенности своего собеседника, участники задают определённый характер в свою реплику.

Без сомнения, подобного рода деятельность происходит из творческой сферы, и совершенно справедливо будет заметить, что овладеть ею будет не так просто. Задача учителя в такой ситуации – дать возможность подготовиться и научиться действовать в ней корректно. Ситуация должна вдохновлять учеников на общение, на основе чего ученик приобретает свои цели. Темой следует выбрать интересную для учеников. Неплохо обсуждать на уроках английского о том, что обсуждается после уроков, среди друзей или дома, что соответствует заданной теме. Также, при выборе самой темы, следует посвятить детей о возможности подойти с разных сторон к заданной теме, чтобы спор участников был более яркий и контрастный. Цель темы должна быть освящена таким образом, чтобы она направляла обоих собеседников, помогла осознать вариант и окраску их взаимодействия.

Подводя итоги нашего исследования, можно увидеть, что была проанализирована диалогическая речь и ее характеристика, выделены особенности развития диалогического высказывания учащихся младшего школьного возраста. Из чего мы увидели из какого множества аспектов состоит цель к обучению ребенка диалогическому высказыванию. Помимо этого мы рассмотрели элементарный пример диалогического высказывания – «диалог», его особенности и роль в использования, а именно: в развитии умения диалогических высказываний, самооценки, актерских навыков, самостоятельности, дисциплины, способности ориентироваться в обществе в Великобритании, умения быстро реагировать, мотивации. Из чего можно усвоить большую ценность того же диалога на уроке и что пренебрегать им не стоит. Для того чтобы ребенок овладел диалогической речью и тем же диалогам учителям нужно грамотно использовать его психолого-возрастные особенности. Если его действия будут корректными, то ребенок успешно будет развивать свою диалогическую речь, умение вступать в диалог, работать в группе высказывать свою точку зрения, принимать чужую и т. д.

Список литературы

  1. Валеева Ю.Ю., Амирова О.Г. Формирование навыков диалогической речи на уроках английского языка в младших классах // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2020. № 1 (53).
  2. Саргсян, А.Л. Современные подходы к обучению иноязычному говорению / А.Л. Саргсян. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2016.
  3. Агаева, О.В. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / О.В. Агаева. – Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики: материалы I Междунар. Науч. Конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). – Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 92-94.
  4. Мещерякова Е.В., Мещерякова Ю.В., Исаева У.А. Обучение младших школьников английскому языку на основе предметной и образной наглядности // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-1.
  5. Акинина Н.В., Шубина Н.Г., Щербатенко О.А. Особенности применения коммуникативно-ориентированного подхода при обучении младших школьников иностранному языку // Проблемы современного педагогического образования. 2023. № 78-4.
  6. Агамирзян Н.В. Диалоги как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 9-2.
  7. Панарина Г.И. Совершенствование процесса обучения английскому языку младших школьников с использованием сюжетно-ролевой игры // Известия ВГПУ. 2022. № 1 (164).
  8. Шамов А.Н. Учебная деятельность преподавателя начальной школы на уроках иностранного языка: ее специфика и особенности // Нижегородское образование. 2022.
  9. Штиглуз Л.Б., Реймерс Н.А. Обучение диалогу в начальной школе // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2018. № 14.
  10. Попова Е.С. Использование игр и игровых приемов в процессе обучения английскому языку в начальной школе // Теория и практика современной науки. 2015. № 2 (2).

Поделиться

402

Соколова Е. В. Умения диалогического высказывания при обучении английскому языку младшего школьника и его психолого-возрастные особенности // Актуальные исследования. 2024. №13 (195). Ч.III.С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/8916-umeniya-dialogicheskogo-viskazivaniya-pri-obu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа