Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Влияние физической культуры на качество сна

Влияние физической культуры на качество сна

Автор(-ы):

Дадаев Руслан Умарович

31 марта 2024

Научный руководитель

Пивоварова Елена Валентиновна

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

сон
физическая культура
качество сна
двигательная активность
спорт

Аннотация статьи

Тема исследования актуальна в связи с важной ролью сна в общем здоровье и благополучии человека и необходимостью изучения влияния физической активности на качество сна. Физическая культура имеет потенциал для улучшения качества сна, снижения риска развития связанных с ним заболеваний и регуляции циркадных ритмов. Исследование направлено на изучение литературы по теме, проведение анкетирования среди студентов ВолгГМУ и анализ полученных результатов. Объектом исследования являются студенты ВолгГМУ, а в качестве методов используются анализ литературы и анкетирование. Результаты исследования могут способствовать улучшению качества сна студентов и повышению их благополучия.

Текст статьи

Актуальность темы

Сон играет важную роль в общем здоровье и благополучии человека. В современном обществе, где стресс, сидячий образ жизни и проблемы со сном становятся все более распространенными, изучение влияния физической культуры на качество сна приобретает особую актуальность. Современные исследования показывают, что большинство людей испытывают проблемы со сном, что может привести к серьезным заболеваниям, таким как депрессия, бессонница, ожирение, а также артериальная гипертензия. Физическая активность имеет потенциал стать эффективным инструментом в улучшении качества сна и профилактике связанных с ним заболеваний. Регулярная физическая активность также может оказывать положительное воздействие на регуляцию циркадных ритмов, включая циркадные ритмы сна и бодрствования. Это может помочь с синхронизацией биологических часов организма с естественными циклами света и темноты, что способствует улучшению качества сна.

Задачи:

  1. Изучить литературу по представленной теме;
  2. Провести анкетирование среди студентов ВолгГМУ с целью изучения их проблем со сном и их взаимосвязи с занятиями спортом;
  3. Провести анализ результатов анкетирования.

Объект исследования

Студенты ВолгГМУ.

Методы исследования:

  1. Теоретические;
  2. Аналитические;
  3. Эмпирические.

Материалы исследования

В своей научной работе Е. А. Корабельникова утверждает, что спорт – это деятельность, которая сопровождается большими энергозатратами, что приводит к тому, что спортсмену требуется больше часов сна для восстановления. Сон у спортсменов является критическим элементом для восстановления энергии мозга и обеспечения нормальной активности памяти и внимания. Эти факторы, в свою очередь, оказывают влияние на достижение выдающихся результатов в спорте.

М. В. Ковалева выделяет физическую культуру, как одно из решений проблемы студенческого недосыпа. Курс упражнений поднимает общую бодрость организма, что поддерживает в тонусе нервную систему. Также уставший после занятия студент испытывает психофизическое переутомление, которое вынуждает отойти ко сну в более ранние часы и, таким образом, увеличить время сна.

Крамской добавляет, что физическая культура, помимо количества, улучшает качество сна. Так, двигательная активность напрямую увеличивает фазу медленного сна примерно на 30% (non-REM), во время которого происходит восстановление мышечной ткани, нормализация кровообращения и замедление работы головного мозга. Быстрая же фаза и кратность фаз «быстрая-медленная» (REM) зависит от non-REM фазы: в нее происходит упорядочивание информации, усвоенной студентом за день. То есть, косвенно, через процесс сна, физическая культура положительно влияет на образовательный процесс и успеваемость студента.

Тем не менее группа ученых из университета Конкордия провели эксперимент, в ходе которого участники были поделены на 4 группы: группа, подвергающаяся аэробным нагрузкам, группы, подвергающаяся нагрузкам с отягощением, группа, подвергающаяся обоим видам нагрузок, группа без физической нагрузки. В результате, лучшим результатом (прирост сна в 40 минут) обладала вторая группа. Бесконтрольные нагрузки приводят к усиленному выделению кортизола (гормон стресса, схожий по эффекту действия с симпатической нервной системой, т. е. нарушает сон). Причем, у спортсменов, которые занимались физической нагрузкой на ночь, наблюдались регулярные ночные пробуждения из-за повышенного тонуса мышц, судорог конечностей и психоэмоционального перевозбуждения. Однако, помимо кортизола, выделяется и эндорфин, который имеет противоположный эффект – улучшение количества и качества сна. Из этого можно сделать вывод, что тренировки должны проходить в течение дня и дозированно – без переутомления.

В исследовании В. Н. Егорова было также изучено влияние спорта на психический статус спортсменов и выявлено, что они не страдают депрессивными и субдепрессивными расстройствами личности. Это связано, в первую очередь, с выделением эндорфина, серотонина и других гормонов, стимулирующих ЦНС, а также с улучшением качества сна, что несомненно влияет на эмоциональный статус человека.

Результаты исследования

В ходе работы, было проведено анкетирование среди 33 человек, все из которых являются студентами ВолгГМУ. Было задано 10 вопросов, ответы на которые можно увидеть на нижеприведенных диаграммах.

В анкетировании приняли участие совершеннолетние студенты медицинского университета. Из них: 18 чел. – 18–20 лет, 13 чел. – 20–22 лет, 2 чел. – старше 22 лет. Возраст играет важное значение, поскольку с возрастом человек начинает испытывать проблемы, связанные с засыпанием и течением сна.

В анкетировании приняло участие 27 женщин и 6 мужчин. Статистика показывает, что женщины более подвержены бессонницам и нарколепсии, чем мужчины, что будет отражено в следующих вопросах анкеты.

Отвечая на вопрос, «Сколько часов в сутки вы спите?», 54,5% (18 чел.) учащихся ответили 6–8 часов, 30,3% (10 чел.) – 4–6 часов; 9,1% (3 чел.) – 8–10 часов; 6,1% (2 чел.) – меньше 4 часов. Несмотря на то, что большинство студентов придерживаются нормального режима сна, специфика обучения вынуждает часть студентов спать меньше необходимого, что негативно сказывается на их здоровье.

Следующий вопрос анкеты: «Сколько часов сна Вам необходимо для бодрого дня?». Ответы: 48,5% (16 чел.) – 8–10 часов; 39,4% (13 чел.) – 6–8 часов; 9,1% (3 чел.) – 4–6 часов; 3% (1 чел.) – больше 10 часов. Наблюдается тенденция, что подавляющему большинству студентов необходимо приемлемое количество часов, а части из них даже больше нормы, чтобы компенсировать хронический недосып.

Следующий вопрос затронул группу здоровья, к которой относятся респонденты. 66,7% (22 чел.) – основная; 30,3% (10 чел.) – освобождены; 3% (1 чел.) – спец. группа.

Далее, респонденты рассказали, сколько часов в неделю они занимаются спортом (включая спорт вне занятий физической культурой). 51,5% (17 чел.) – 1–2 часа; 27,3% (9 чел.) – не занимаются спортом; 18,2% (6 чел.) – 2–4 часа; 3% – (1 чел.) – 4-8 часов. Заметна тенденция, что у студентов недостаточно времени для занятий спортом, что негативно сказывается на общем состоянии студентов.

Вторая часть анкеты была посвящена определенным проблемам, связанным со сном. Так, статистика по бессоннице: 75,8% (25 чел.) – нет; 21,2% (7 чел.) – да (не лечат); 3% (1 чел.) – да (лечат). По проведенному анкетированию наблюдается корреляция – все люди, которые хоть сколько-то занимаются спортом, не испытывают проблем с засыпанием.

Статистика по сонным параличам: 72,7% (24 чел.) – нет; 27,3% (9 чел.) – да. Абсолютно четко прослеживается, что люди далекие от физической активности страдают от сонного паралича, который связан с повышенной возбудимостью ЦНС в течение дня. Спорт же позволяет снять напряжение и держать мышцы в тонусе, что предотвращает возникновение этого феномена.

Статистика по лунатизму: 48,5% (16 чел.) – нет; 30,3% (10 чел.) – не уверен; 21,2% (7 чел.) – да. К сожалению, данный вопрос не может быть наиболее доказательным ввиду того, что треть респондентов не знают, есть ли у них патология такого рода.

Последний вопрос: «Чувствуете ли Вы сонливость в течение дня?». 78,8% (26 чел.) – да; 21,2% (7 чел.) – нет. Проблема связана с тяжелой учебной программой, большим количеством экзаменов, совмещением учебы и работы в ночную смену.

Выводы

Проведенное анкетирование дает понять, что проблемы со сном крайне распространены среди студентов ВолгГМУ и имеют зависимость от наличия или отсутствия двигательной активности. Студенты часто страдают от бессонницы и, в то же время, от сонливости в течение дня, что говорит о том, что у обучающихся сбит режим «день-ночь». Стресс также вызывает у студентов сонные параличи, связанные с повышенной активностью нервной системы в течение ночи. Стоит отметить, что эти отклонения наблюдались у респондентов, которые не занимаются физической культурой или занимаются спортом минимальное количество времени. Это говорит о том, что студентов необходимо активно привлекать к занятиям физкультурой и в ФОК, проводить любительские соревнования по различным видам спорта, грамотно распределять нагрузку в течение занятий и вне их.

Однако, стоит понимать, что существует и обратная зависимость: если у человека есть желание добиться успехов в спорте, ему стоит правильно организовывать свою «гигиену сна». Бессонницы и сонные параличи должны быть купированы лекарственными средствами, наносящими наименьший вред и не вызывающими зависимости (как например мелатонин и его синтетические аналоги). Следует отказаться от использования гаджетов перед сном, так как излучение, исходящее от экрана, мешает процессу засыпания. Необходимо грамотно распределить расписание приема пищи, потому что поздний ужин приводит к переносу времени засыпания на более поздние часы.

Сон – это очень тонкий процесс, зависящий от множества факторов, и который, в свою очередь, сильно влияет на качество жизни человека, поэтому необходимо прилагать все условия для того, чтобы улучшить его качество, чтобы улучшить благополучие жизни человека.

Список литературы

  1. Ковалева М.В., Груздева Н.А. Общая характеристика задач физического воспитания студентов и способов их решения в условиях стандартизации физкультурного образования / Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях: сб. материалов конф. VI Междунар. науч.-практ. конф. посвященной 60-летию БГТУ им. В.Г. Шухова// Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова: Изд-во БГТУ, 2014. С. 293-298.
  2. Крамской С.И., Амельченко И.А., Егоров Д.Е. Физическая культура как фактор успешной социализации студента / Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных социально-экономических условиях.: Материалы Международной научно-практической конференции// Чебоксары-Ташкент, 2022. С. 119-122.
  3. Корабельникова Е.А. Сон и профессиональный спорт: взаимовлияние, проблемы и методы их коррекции (обзор литературы). Медицинский алфавит. 2020; (22): С. 30-34
  4. Егоров В.Н., Таютина Т.В., Недоруба Е.А., Лысенко А.В., Степаненко А.Ф., Макаришина Ю.И., Таютина Т.В., Таютина Т.В. Оценка влияния качественных и количественных нарушений сна на развитие тревожно-депрессивных изменений у спортсменов // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.
  5. Линдси М., Рассел Т., Николь Г., Орфей Б. Двунаправленные, ежедневные временные связи между сном и физической активностью подростков // Scientific Reports, 2019. № 9 (1).
  6. Полуэктов М.Г., Левин Я.И. Расстройства сна и их лечение // Журнал неврологии и психиатрии. – 2010. – № 9. – С. 70-75.

Поделиться

206

Дадаев Р. У. Влияние физической культуры на качество сна // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 85-88. URL: https://apni.ru/article/8917-vliyanie-fizicheskoj-kulturi-na-kachestvo-sna

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня