Главная
АИ #12 (194)
Статьи журнала АИ #12 (194)
Судостроительная индустрия как двигатель мировой экономики: текущие тенденции, в...

10.5281/zenodo.12787377

Судостроительная индустрия как двигатель мировой экономики: текущие тенденции, вызовы и перспективы развития

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

судостроительная индустрия
экологические требования
технологические инновации
инновации
устойчивое развитие

Аннотация статьи

Статья рассматривает глобальные вызовы и перспективы судостроительной индустрии в контексте современных изменений в экологических, технологических и геополитических условиях. Автор выделяет основные проблемы, с которыми сталкивается судостроительная отрасль и обсуждает возможности для инноваций и развития в данном секторе.

Текст статьи

Роль судостроительной индустрии в мировой экономике

Судостроительная индустрия играет ключевую роль в мировой экономике, будучи фундаментальной основой для глобальной торговли и транспортировки. Она обеспечивает создание и обслуживание коммерческих, пассажирских и военных судов, которые осуществляют более 90% международных перевозок товаров. По данным ВТО, морским транспортом перевозится около 90% грузов мировой торговли. Морской транспорт поддерживает до 70% мирового грузооборота, на его долю приходится около 20% доходов от использования природных ресурсов Мирового океана.

image.png

Рис. 1. Рост объема морских перевозок в тоннах и тонно-милях, 2000-2024 годы (изменение в % к предыдущему году) (источник: Секретариат ЮНКТАД на основе данных временных рядов Shopping Intelligence Network компании «Кларксонс рисерч» (по состоянию на июль 2023 года))

Судостроительная отрасль также является важным источником занятости и инноваций. Как сообщает Европейская ассоциация судостроительных компаний (SEA Europe), в 2023 году в отрасли было занято более 1,5 млн человек только в Европе. Это создает рабочие места на верфях, а также в смежных секторах (производство стали, электроники, машин и оборудования). Современное судостроение требует высококвалифицированных специалистов и внедрения новейших технологий, что стимулирует развитие науки и техники.

Немаловажно, что судостроение способствует укреплению национальной безопасности. Военно-морские силы большинства стран зависят от способности национальной судостроительной индустрии производить и поддерживать боевые корабли и вспомогательные суда. Это подчеркивает стратегическую значимость кораблестроения для суверенитета и защиты государственных интересов. Таким образом, судостроительная индустрия в современных условиях обеспечивает жизненно важную инфраструктуру для мировой торговли и транспорта. Именно эта индустрия по праву считается двигателем экономического развития, инноваций и национальной безопасности.

Текущая ситуация на мировом рынке судостроения

В наши дни мировой рынок судостроения демонстрирует устойчивый рост, несмотря на финансовые и политические сложности. Экономические показатели показывают стабильный рост спроса на различные виды судов, включая контейнеровозы, танкеры и круизные лайнеры. Это обусловлено увеличением международной торговли и потребности в обновлении флота. Основные игроки и лидеры индустрии также продолжают удерживать свои позиции, инвестируя в инновации и новые технологии. К числу ведущих стран в этой сфере относятся Китай, Южная Корея и Япония – совместно они контролируют большую часть мирового судостроительного производства.

image.png

Рис. 2. Топ-10 стран владельцев судов по количеству судов (2020)

Одной из ключевых тенденций последнего десятилетия стал переход к более экологически чистым технологиям. В связи с ужесточением международных стандартов по снижению выбросов и изменением климата, судостроительные компании активно инвестируют в разработку и внедрение альтернативных видов топлива и систем очистки выхлопных газов. Сюда относят использование сжиженного природного газа (СПГ), водородного топлива и электрических систем. Еще одной важной тенденцией является цифровизация и автоматизация судостроительных процессов. Внедрение таких передовых технологий, как искусственный интеллект, большие данные и Интернет вещей (IoT), позволяет значительно повысить эффективность и безопасность судостроения. Цифровые двойники, 3D-печать и автоматизированные системы управления производственными процессами становятся все более распространенными в отрасли. Данные решения значительно ускоряют и удешевляют процесс строительства, одновременно улучшая качество и надежность готовых судов.

Активно набирает обороты развитие круизного судоходства. С ростом популярности водного туризма судостроительные компании работают над созданием новых, более комфортабельных и экологически безопасных круизных лайнеров. Такой подход предполагает улучшение инфраструктуры судов и внедрение передовых технологий для обеспечения безопасности и комфорта пассажиров. В целом можно отметить, что текущие тенденции мирового судостроения в полной мере отражают стремление отрасли к инновациям и устойчивому развитию. Компании внедряют новаторские решения, переходят на устойчивые практики и стремятся к развитию новых сегментов рынка – эти изменения направлены на повышение эффективности, конкурентоспособности и устойчивости судостроительной индустрии.

Глобальные вызовы судостроительной индустрии

Несмотря на важность и значимость развития кораблестроения, в наши дни эта отрасль сталкивается с серьезными вызовами, которые влияют на её развитие и эффективность:

  1. Экологические требования: строгие нормы по защите окружающей среды и снижению выбросов приводят к необходимости разработки и производства более экологически чистых и энергоэффективных судов. Это требует инноваций в проектировании и использовании новых материалов.
  2. Геополитические факторы: изменения в геополитической обстановке (торговые санкции, конфликты и осложнения в международных отношениях) влияют на спрос на суда и на доступ к ресурсам и рынкам.
  3. Регулятивные стандарты: ужесточившиеся международные и национальные нормы и стандарты, связанные с безопасностью, защитой окружающей среды и трудовыми правами указывают на потребность в постоянном соответствии и обновлении, что значительно повышает издержки предприятий отрасли.
  4. Глобальная конкуренция: в силу глобализации судостроительная индустрия сталкивается с растущей конкуренцией от тех стран, где затраты на труд и ресурсы ниже. Как результат, что создает давление на снижение цен и увеличение эффективности.
  5. Сложность и стоимость инфраструктуры: строительство и обслуживание портов, доков и прочей инфраструктуры, необходимой для судостроительной деятельности, является весьма дорогостоящим и сложным процессом, особенно в развивающихся странах.

Решение этих задач требует сотрудничества между правительствами, компаниями и академическими учреждениями, а также постоянного инвестирования в инновации и развитие персонала.

В заключении можно отметить, что судостроительная индустрия стоит перед серьезными вызовами, в первую очередь это изменения в экологических нормах, технологические новации и усиление конкуренции. Однако развитие новых технологий предоставляет перспективы для улучшения производства и создания более экологически чистых судов. Для успешного развития индустрии важно сотрудничество между всеми участниками рынка и правительствами – только в этом случае можно добиться решения общих проблем и создания благоприятной среды для инноваций.

Список литературы

  1. Аналитическое исследование состояния рынков МАРИНЕТ в 2023 году – https://marinet.org/wp-content/uploads/2024/02/MARINET-H2-2023-Digital.pdf
  2. Обзор морского транспорта 2023 год. – https://unctad.org/system/files/official-document/rmt2023overview_ru.pdf

Поделиться

Досаев Р.. Судостроительная индустрия как двигатель мировой экономики: текущие тенденции, вызовы и перспективы развития // Актуальные исследования. 2024. №12 (194). Ч.III.URL: https://apni.ru/article/8919-sudostroitelnaya-industriya-kak-dvigatel-mirovoj-ekonomiki-tekushhie-tendenczii-vyzovy-i-perspektivy-razvitiya

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#36 (218)

Прием материалов

31 августа - 6 сентября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

11 сентября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 сентября