На сегодняшний день, в условиях нестабильной экономики и постоянного выявления коррупционных преступлений, эффективное расходование бюджетных средств стало одной из ключевых задач. Каждый год значительная часть федерального, регионального и муниципального бюджета направляется на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Создание эффективной системы закупок можно назвать стратегической задачей государства. В 2013 году был принят федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который заменил предыдущий закон от 2005 года. Это стало началом реформирования института закупок в Российской Федерации.
Сфера закупок играет важную роль в регулировании рынка, росте экономики и поддержке стабильности государства. Закупки с помощью специальных инструментов, предусмотренных законодательством, способствуют развитию приоритетных направлений экономики. Например, применение национального режима и ограничений на иностранную продукцию способствуют защите внутреннего рынка и развитию национальной экономики в целом.
Также система закупок поддерживает малое и среднее предпринимательство и социально ориентированные некоммерческие организации. Это обеспечивает возможности развития различных экономических субъектов. Одной из основных задач российского законодательства является повышение результативности и эффективности использования бюджетных средств, обеспечение открытости и прозрачности закупок, снижение ограничений на конкуренцию и предотвращение коррупции [9, с. 17-48].
Государственные и муниципальные контракты играют важнейшую роль в регулировании отношений в сфере закупок. Благодаря им осуществляется содержание, исполнение, изменение и прекращение закупок. Действующее законодательство о контрактной системе регулирует порядок не только заключения контракта, но и его исполнения, изменения и расторжения. Ранее процесс размещения заказа заканчивался заключением контракта, а его исполнение выходило за рамки правового регулирования.
Согласно действующему законодательству, исполнение контракта включает не только выполнение обязательств по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг, но и приемку, экспертизу, оплату, а также изменение или расторжение контракта.
Несмотря на стремление всех участников системы закупок соблюдать законодательство и заключать эффективные контракты, часто возникают юридические проблемы. Несоблюдение норм законодательства, ошибки со стороны поставщиков и заказчиков могут привести к потере контракта и юридической ответственности.
Функциональное значимость исследования норм законодательства, регулирующих различные аспекты заключения, исполнения и расторжения контрактов в сфере поставок товаров, работ и услуг на современном этапе развития системы закупок неоспоримо [10, с. 68-70].
Введение закона о контрактной системе, призванного заполнить пробелы предыдущего законодательства, имело положительное воздействие. В этом законе были заложены принципы открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции и профессионализма всех участников.
Тем не менее сегодня нельзя не отметить наличие системных сложностей, которые препятствуют развитию системы закупок.
Одной из проблем является возможность множественного толкования отдельных норм закона о контрактной системе и отсутствие единообразной правоприменительной практики. Также существует множество проблем, связанных с этапом заключения и исполнения контрактов. Несмотря на постоянные улучшения законодательства, коррупционный фактор по-прежнему остается одной из основных проблем в сфере закупок, включая этап заключения контракта.
Другой проблемой является недобросовестное исполнение или неисполнение обязательств сторонами контракта, включая и заказчика, и поставщика (подрядчика, исполнителя). Также отмечается отсутствие единообразия в судебной практике. Споры, связанные с заключением, исполнением и расторжением контрактов, составляют значительную часть дел, рассматриваемых в арбитражных судах РФ.
Однако из-за различных позиций судов разных инстанций, эти дела не всегда полностью регулируются. Влияние на это оказывает постоянное изменение законодательства о контрактной системе. С момента введения в действие этого закона было внесено более сотни поправок. Кроме того, ежегодно вводятся в действие и другие нормативно-правовые акты, регулирующие сферу закупок [8, с. 17-21].
Требование единообразного применения законодательства подразумевает, что нормы закона о контрактной системе не должны нарушать правового регулирования гражданских правоотношений. Этот закон принят на основе норм Гражданского кодекса РФ для специального регулирования отдельных правовых отношений в данной области. Следовательно, при неоднозначном толковании норм закона они должны толковаться и применяться взаимосвязанно и системно с нормами Гражданского кодекса РФ. В соответствии с частью 1 статьи 2 данного закона специальные нормы, установленные им, имеют приоритет перед общими нормами гражданского законодательства, соответствуя общим принципам права.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Контракт занимает особое место в системе гражданско-правового регулирования обязательственных отношений. Он представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый от имени РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и других заказчиков для удовлетворения государственных и муниципальных потребностей и обладающий рядом отличительных признаков от других договоров. К таким признакам относятся цели, участники, особый порядок заключения, исполнения и расторжения, а также его финансовое обеспечение.
Заключение
Правовое регулирование заключения, изменения и расторжения контракта в сфере государственных закупок в России имеет особое значение в обеспечении прозрачности, эффективности и конкурентоспособности государственных закупок.
Заключение контракта является ключевым этапом в процессе государственных закупок. Законодательными нормами установлены требования к процедуре и условиям заключения контракта. Согласно Федеральному закону от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», государственные заказчики обязаны проводить открытые конкурсные процедуры, в рамках которых они выбирают подрядчика на выполнение определенных работ, оказание услуг или поставку товаров.
Закон также предусматривает возможность изменения условий контракта по обоюдному согласию сторон в случае необходимости. Изменение контракта может быть связано с изменением объема работ, стоимости контракта, сроков исполнения, а также с внесением дополнительных требований. При этом изменение контракта должно быть осуществлено в соответствии с процедурой, предусмотренной законодательством.
В случае возникновения необходимости расторжения контракта законодательство также определяет порядок и условия, при которых это может быть осуществлено. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает возможность расторжения контракта по ряду оснований, включая несоответствие качества товаров и работ установленным требованиям, несоблюдение сроков исполнения, нарушение иных условий контракта.
При осуществлении заключения, изменения и расторжения контрактов в сфере государственных закупок в России, необходимо строго соблюдать нормы законодательства, а также принципы прозрачности и конкуренции. Только так можно обеспечить эффективное использование бюджетных средств, защиту прав государственных заказчиков и поставщиков, а также обеспечить наилучшие условия выполнения работ, оказания услуг и поставки товаров для государственных и муниципальных нужд.