Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Развитие креативного мышления школьников на уроках русского языка и математики

Развитие креативного мышления школьников на уроках русского языка и математики

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

креативность
мышление
сказка

Аннотация статьи

В данной статье рассмотрена актуальность вопроса о развитии креативного мышления школьников на уроках русского языка и математики. Учителя представили свой педагогический опыт о том, как сложное сделать простым.

Текст статьи

Учителя русского языка и математики на своих уроках часто сталкиваются с тем, что у детей возникают сложности с пониманием, запоминанием различных правил и применением их на практике.

В данной статье рассматривается вопрос, как можно с помощью креативных идей сложное сделать простым.

Всем известно, что правила в учебниках даются голым текстом, который лексически и грамматически составлен верно, но воспринимается очень тяжело. Например, в 6 классе по русскому языку тема «Разносклоняемые существительные». Или по математике «Признаки равенства треугольников». Поэтому даже если дети умудряются заучить такой текст наизусть, то применить его не могут, так как не понимают смысла слов.

Эта проблема стандартная и для уроков русского языка, и для математики. И эту проблему мы пытаемся решить нестандартными методами, подключая креативное мышление школьников. Мы берем этот голый текст и представляем его в виде схем, картинок, рисунков, стихов, которые мы придумываем вместе с детьми. Так, у нас появилось правило домика, бабочки, фонтанчика, галочки. И даже одна из сложных тем курса алгебры 8 класса превратилась в сказочную историю.

Представьте себя на уроке алгебры в 8 классе. И тема урока – «Решение неравенств с одной переменной». Мы узнаём, что такое строгое неравенство, почему оно так называется. Далее нам нужно изобразить решение неравенства на числовой прямой и записать промежуток, в котором находится решение данного неравенства. То есть получается такое правило (собираем символы вместе), если неравенство строгое, то кружочек выколотый – скобочки круглые, если неравенство нестрогое, то кружочек закрашенный – скобочки квадратные. И как обычно поступает учитель. Он просит выучить это правило текстом и заучить эту схему.

И вот здесь у ребят начинается путаница, в каких случаях какой кружочек и какая скобка. А ведь это действительно сложно. И здесь без креатива не обойтись. Ребята вместе с учителем стали создавать из этих символов какой-либо объект: человечка, животное предмет. Посыпались разные идеи. И в результате этого мозгового штурма появилось два волшебных животных: кошка Строгошка и кот Нестрогот.

Учителю русского языка и литературы понравились эти волшебные животные, поэтому на одном из дополнительных занятий по курсу русского языка ребятам предстояло попробовать сочинить математическую сказку о приключениях кота и кошки. Конечно, обсудили композицию сочинения. Первый элемент – завязка. Ребята начали вспоминать начало сказок: «В некотором царстве, в некотором государстве…», «Жили-были…».

А кто же у нас жил-был? Главным героем ребята выбрали Степу. Такой мальчик действительно есть в 8 классе и с математикой он не очень-то ладит. Но в сказке этот предмет у героя – любимый. И вот события развиваются, а это уже второй элемент структуры сочинения. Ребята отвечают на вопрос: «А в чем смысл любой сказки?» Несомненно, они ответили, что добро всегда побеждает зло. И как раз Степа стал добрым героем, который чудесным образом оказался в городе, где живут неравенства. А правит ими королева Математики. А злым героем становится Коронавирус, который хочет завладеть короной и уничтожить неравенства. «А как же кот и кошка? Какую роль они играют в сказке?» И ещё много разных вопросов. Так, у нас получилась «Сказка о том, как мальчик Стёпа спас Королеву Математики и неравенства от злого Коронавируса!»

В одном северном городе жил мальчик по имени Стёпа. Учился он в восьмом классе. Одним из его любимых предметов была математика, по которой у Стёпы были хорошие оценки – «4» и «5».

Однажды в город пришла пандемия коронавируса, Степа заболел и пропустил важную тему – «Решение неравенств с одной переменной». В один из дней, когда его самочувствие улучшилось, он сел за письменный стол, открыл учебник и попытался изучить эту тему самостоятельно, но она оказалась для него слишком сложной. Скобки, числовая прямая, точки, знаки смешались в его голове, в глазах потемнело. Стёпа закрыл их, а открыв, понял, что каким-то чудесным образом попал в незнакомый город. Перед ним возвышалась огромная башня.

«Стёпа, помоги мне!» – услышал он голос откуда-то сверху. Он поднял голову и увидел в окне башни женщину с красивым и умным лицом.

– Здравствуйте! Я готов помочь Вам, но скажите, куда я попал и кто Вы?

– Ты находишься в городе Неравенств! Это прекрасный город, но в нём произошло ужасное событие. Злой Коронавирус завладел умами и здоровьем людей, в том числе детей. Ему нужны слабые и глупые подданные, ведь управлять такими гораздо легче. Меня, Королеву Математики, он ненавидит за то, что я дарю людям знания. Поэтому он заточил меня в башню, а дети по его воле сидят дома и не ходят в школу. Никто не решает неравенства, и они исчезают со страниц учебника. Их осталось всего пять.

Чтобы спасти неравенства, ты должен найти множество решений оставшихся пяти. Или доказать, что решений нет. Тогда все неравенства вернутся на своё место, и дети снова смогут решать их и становиться умнее. Ведь математику, как ты знаешь, уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит.

– Но как я смогу решить неравенства? Я болел и пропустил эту тему.

– Я расскажу тебе о них и дам подсказку. В неравенствах есть слагаемые с неизвестной переменной, часто её обозначают х (икс), и слагаемые без неё. А ещё знак неравенства, похожий на клюв птицы. Больше, меньше, больше либо равно, меньше либо равно. Решить неравенство – значит, найти все значения переменной, при которых неравенство будет верным.

А теперь стих - подсказка. Запоминай!

С икс в одну, без икса в другую. Переносим–- знак меняем!

И на клювик посмотри. Встретил минус – поверни!

Про минус. Если делим или умножаем обе части неравенства на отрицательное число, то знак неравенства меняется на противоположный, т. е. поворачиваем «клюв» в другую сторону.

Решив неравенство, нужно правильно записать и изобразить множество его решений. В этом тебе помогут мои чудесные животные: кошка Строгошка и кот Нестрогот.

Рис. 1. Кошка Строгошка и кот Нестрогот

У кошки круглая мордашка, редкие усы и светлые глаза. А у кота, наоборот, квадратная мордашка, густые усы и чёрные глаза.

Если в неравенстве стоит знак «больше» или «меньше», то оно называется строгим. Решив его, смотри на кошку Строгошку. Число на координатной прямой отмечаем светлым (незакрашенным) кружком, а при записи прикрываем его круглой скобкой.

А если знак «больше или равно», «меньше или равно», смотри на кота Нестрогота. Число отмечаем закрашенным (чёрным) кружком, а скобка будет квадратной.

Ну а если к клюву ты приставишь чёрточку, то увидишь указатель, который покажет направление штриховки.

Рис. 2.

Стёпа, поспеши! Коронавирус может появиться в любой момент!

Королева взмахнула рукой, и перед Стёпой появился стол с лежащими на нём учебником, тетрадкой, ручкой, карандашом и линейкой. Он открыл нужную страницу и увидел там 5 неравенств. Соседние странички были пусты.

Стёпа стал решать одно неравенство за другим. И, хотя он очень торопился, старался делать всё правильно! Вот и пятое наконец решено! Победа!

И в тот же миг страницы учебника заполнились неравенствами с радостно раскрытыми клювиками. Они были спасены! Тут же где-то вдали раздался очень громкий хлопок! Это лопнул от бессильной злобы злой и ужасный Коронавирус!

Мальчик вздрогнул от этого звука и проснулся! Оказывается, это был всего лишь сон! Стёпа протёр глаза. Перед ним лежал учебник и тетрадь, в которой были записаны решения пяти неравенств.

А под ними он увидел надпись: «Стёпа, спасибо за помощь! Ты победил злого Коронавируса, спас меня и неравенства! С уважением и восхищением, Королева математики!»

Вот такая удивительная история может произойти, когда учителя русского языка и математики встречаются, обсуждают и креативят!

Список литературы

  1. Русский язык: 5 класс: учебник в 2 частях / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова. – 5-е изд., перераб. – Москва: Просвещение, 2023.

Поделиться

942

Кокорина Е. С., Новикова М. И. Развитие креативного мышления школьников на уроках русского языка и математики // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 66-68. URL: https://apni.ru/article/8923-razvitie-kreativnogo-mishleniya-shkolnikov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря