Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Педагогические средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возр...

Педагогические средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

нравственное воспитание
живопись
музыка
природа
эмоциональность

Аннотация статьи

Статья затрагивает тему нравственного воспитания у детей дошкольного возраста и необходимости использования педагогических средств в работе с детьми.

Текст статьи

Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.

В современном мире, когда влияние информационного воздействия очень велико на социум в целом, а в частности и на ребенка, следовательно, острота проблемы неоспорима.

От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Одним из важных средств нравственного воспитания является гуманистическая среда в группе детского сада. В. С. Мухина утверждала, что формирование личности дошкольника организуют эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми. В законе РФ «Об образовании» сказано: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей».

Это подразумевает гармонизацию отношений: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, семья – ребенок, семья – ребенок – социум. Педагог должен учитывать, что ребенку в этом возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и с ровесниками.

Одной из возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста является высокая эмоциональность. Яркое и насыщенное привлекает пытливый ум дошкольника, поэтому художественная группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Развивающееся мышление старших дошкольников создаёт реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. Большое значение приобретают этические беседы о поступках героев произведений и современности с оценкой их действий, об отношениях между людьми. Старшие дошкольники уже понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение.

Дети сознательно встают на сторону добра. Всё это составляет необходимую эффективную основу для формирующихся более сложных нравственных отношений. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим). Дети начинают сравнивать персонажей с реальными людьми из ближайшего окружения.

В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.

Музыка оказывает огромное влияние на чувства дошкольников. Включение в воспитательно-образовательную деятельность слушания музыкальных произведений, пения песен, выполнение танцевальных движений под музыку способствует проявлению у детей положительного эмоционального отклика. А также способствует объединению детей в коллектив, более тесному общению на фоне общих эмоциональных переживаний.

Следующим действенным средством нравственного воспитания у дошкольников является природа. Процесс ознакомления с явлениями живой и неживой природы способен вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.

Организация наблюдений, трудовой деятельности, экскурсий в зелёные зоны, совместной с родителями посадки растений, сбора урожая, ухода за домашними животными, помощь зимующим птицам - развивают у детей желание взаимопомощи, воспитывают чувство эмпатии, а также ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Полноценное развитие дошкольника, в том числе и нравственное, происходит в процессе разнообразной детской деятельности, которая сама является средством нравственного воспитания и объединяет воедино все остальные вышеперечисленные средства.

Поделиться

1141

Благова О. Л. Педагогические средства нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 46-47. URL: https://apni.ru/article/8929-pedagogicheskie-sredstva-nravstvennogo-vospit

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря