Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена необходимостью обеспечения национальной безопасности России, которая невозможна без защиты культурного, нравственного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни.
В современном мире, когда влияние информационного воздействия очень велико на социум в целом, а в частности и на ребенка, следовательно, острота проблемы неоспорима.
От того как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Одним из важных средств нравственного воспитания является гуманистическая среда в группе детского сада. В. С. Мухина утверждала, что формирование личности дошкольника организуют эмоциональные переживания своего успеха и неуспеха во взаимоотношениях с другими людьми. В законе РФ «Об образовании» сказано: «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей».
Это подразумевает гармонизацию отношений: ребенок – ребенок, ребенок – взрослый, семья – ребенок, семья – ребенок – социум. Педагог должен учитывать, что ребенку в этом возрасте очень важно быть хорошим, все делать правильно: правильно вести себя, правильно оценивать поступки и качества своих сверстников, правильно строить свои отношения с взрослыми и с ровесниками.
Одной из возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста является высокая эмоциональность. Яркое и насыщенное привлекает пытливый ум дошкольника, поэтому художественная группа средств очень важна в решении задач нравственного воспитания, поскольку способствует эмоциональной окраске познаваемых моральных явлений. Развивающееся мышление старших дошкольников создаёт реальные возможности для опосредованного познания детьми окружающего мира. Большое значение приобретают этические беседы о поступках героев произведений и современности с оценкой их действий, об отношениях между людьми. Старшие дошкольники уже понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение.
Дети сознательно встают на сторону добра. Всё это составляет необходимую эффективную основу для формирующихся более сложных нравственных отношений. Расширение опыта, накопление знаний приводит, с одной стороны, к дальнейшему углублению и дифференцировке нравственных представлений старших дошкольников, с другой – к большей обобщенности, приближающей их к элементарным нравственным понятиям (о дружбе, об уважении к старшим). Дети начинают сравнивать персонажей с реальными людьми из ближайшего окружения.
В нравственном воспитании действенным средством являются также произведения живописи и скульптуры. Яркие образы, конкретные поступки, изображенные на картине или в скульптуре, воздействуют на чувства детей, помогают им глубже понять нравственное содержание ситуации.
Музыка оказывает огромное влияние на чувства дошкольников. Включение в воспитательно-образовательную деятельность слушания музыкальных произведений, пения песен, выполнение танцевальных движений под музыку способствует проявлению у детей положительного эмоционального отклика. А также способствует объединению детей в коллектив, более тесному общению на фоне общих эмоциональных переживаний.
Следующим действенным средством нравственного воспитания у дошкольников является природа. Процесс ознакомления с явлениями живой и неживой природы способен вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе.
Организация наблюдений, трудовой деятельности, экскурсий в зелёные зоны, совместной с родителями посадки растений, сбора урожая, ухода за домашними животными, помощь зимующим птицам - развивают у детей желание взаимопомощи, воспитывают чувство эмпатии, а также ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Полноценное развитие дошкольника, в том числе и нравственное, происходит в процессе разнообразной детской деятельности, которая сама является средством нравственного воспитания и объединяет воедино все остальные вышеперечисленные средства.