Беспилотные летательные аппараты в деятельности органов внутренних дел

В статье рассматриваются возможности систем с беспилотными летательными аппаратами (БЛА) для решения задач, стоящих перед правоохранительными органами.

Аннотация статьи
органы внутренних дел
правоохранительные структуры
беспилотный летательный аппарат
мониторинг
наблюдение
БПЛА
Ключевые слова

Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), искусственный мобильный объект многоразового применения, не имеющий на борту экипажа (пилота) и способный самостоятельно передвигаться в воздухе для выполнения всевозможных функций в автономном режиме (с помощью своей управляющей программы) или с помощью дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления). Различают БПЛА дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), которые также относятся к классу БПЛА. и автоматические, работающие в соответствии с заложенными в их бортовой компьютер программами (самолёты-разведчики и др.) [3].

Особое любопытство правоохранительных структур к беспилотникам вызван теми преимуществами, которыми данные комплексы с БЛА обладают по сравнению с пилотируемой авиацией, а именно [1, с. 122]:

  • отсутствие или минимум авиационной специфики, что дает возможность использовать комплексы с БЛА в неавиационных формированиях ОВД;
  • отсутствие необходимости в аэродромах и аэродромной инфраструктуре, а также в аттестованных посадочных площадках;
  • мобильность комплекса с БЛА;
  • практическое отсутствие ограничений на перегрузки для БЛА в связи с отсутствием на борту пилота;
  • отсутствие надобности наличия у операторов систем и комплексов с БЛА способностей пилотирования;
  • более широкий диапазон погодно-климатических условий применения;
  • возможность применения в районах природных и техногенных катастроф, когда использование пилотируемой авиации невозможно или нецелесообразно;
  • невысокая акустическая, оптическая и в том числе радиолокационная заметность БЛА;
  • высокая вероятность стойкости при обстреле БЛА из стрелкового орудия;
  • довольно невысокая цена разработки, изготовления и эксплуатации комплексов с БЛА;
  • невысокая стоимость подготовки обслуживающего персонала и т.д.

В то же время, системы и комплексы с БЛА имеют недостатки:

  • малая проработанность юридической базы, регламентирующей использование систем и комплексов с БЛА в гражданской сфере;
  • средства с БЛА отнесены к технике двойного предназначения, и абсолютно возможно их эксплуатация в противоправных целях;
  • недостаточно разработаны организационные и технические операции по охране от несанкционированного использования комплексов и систем с БЛА.

Использование комплексов и систем с БЛА в работе ОВД уместно в тех случаях, когда не требуется транспортировка людей и грузов, а также в ряде случаев в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и специальных операций(СО). Исходя из этого, можно определить следующие задачи, решаемые в интересах ОВД, которые можно возложить на системы и комплексы с БЛА с учетом перспектив их развития [1, с.123]:

  • мониторинг земной поверхности: проверка дорожной обстановки, отыскивание угнанных автомобилей, поиск и выявление участков произрастания наркосодержащих культур и наблюдение за обнаруженными районами, контроль обстановки в районе мостов, пристаней, причалов, наблюдение за проведением массовых мероприятий, розыск беглых преступников, обеспечение информации из районов массовых беспорядков. Еще позволит следователю добыть полную информацию насчет условий местности: распознать конкретный вид и способ проведения осмотра, выполнить фото и видеофиксацию предполагаемого места осмотра, а также решить целый ряд прочих вопросов в рамках осмотра места происшествия. Предлагаемый способ относится к способам проведения исследований и мониторинга протяженных объектов на поверхности Земли в ходе дистанционного зондирования и может быть использовано как для оперативной идентификации и повышения точности определения местоопределения целевых объектов [2, с. 105]. Для этого БЛА должны быть оснащены телевизионной (ТВ) и инфракрасной (ИК) аппаратурой, а также спектрозональной, спектроионизационной аппаратурой и, по возможности, аппаратурой гиперспектрального анализа [1, с.123].
  • ретрансляция радиосигналов [1, с.123]: обеспечение радиосвязи во временных оперативных радиосетях, для передачи информации от радиозакладных приборов при проведении оперативно-розыскного мероприятия.
  • постановка помех: производится с целью подавления средств сотовой, транкинговой, спутниковой и конвенциональной радиосвязи правонарушителей при проведении специальных операций по пресечению деятельности организованных преступных группировок и бандформирований для дезорганизации управления данными группировками.
  • наблюдение и сопровождение всевозможных объектов: воздушное наблюдение при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Должна быть использована аппаратура видеонаблюдения высокого разрешения.
  • особые ударные задачи: применение с использованием БЛА против злоумышленников специальных боеприпасов светозвукового, раздражающего, ударнонепроникающего и термобарического воздействия, а также боеприпасов в обычном снаряжении. Использование данных боеприпасов может быть в условиях, когда обычное их применение невозможно, нецелесообразно или неэффективно.

Для выполнения комплексами и системами с БЛА особых ударных задач необходимо решить последующие технические задачи, а собственно разработку [1, с.124]:

  • специальных боеприпасов с контактным или дистанционным взрывателем;
  • систем крепления данных боеприпасов на БЛА;
  • систем прицеливания и точного сброса.

Принимая во внимание конкретную специфику применения БПЛА, ведётся обоснованным вовлечение к участию в следственных действиях специалиста-криминалиста. Этот участник уголовного процесса обязан обеспечивать соответствующее использование рассматриваемой разновидности оборудования. Представляет особенный интерес вопрос отнесения БПЛА к соответствующей группе НТС. По суждению отдельных экспертов, «технико-криминалистические средства по происхождению можно поделить на три группы:

1) средства, взятые из общей техники и применяемые в криминалистике без всяких изменений;

2) средства, взятые из других областей науки и техники и адаптированные для криминалистических целей;

3) средства, специально созданные для криминалистических целей.

Кроме того, что деятельность с БПЛА считается безопасным видом работы как для пользователя, так и для окружающих, в ряде случаев правильное применения рассматриваемой разновидности ТС дает возможность избежать наступления человеческих жертв (например, в условиях массовых скоплений людей и т.д.).

В настоящее время комплексы и системы с БЛА входят в авиационные формирования МВД, а именно в Центр авиации МВД РФ и в авиационные отряды специального назначения ОВД РФ, где они выполняют свои задачи. Введение систем и комплексов с БЛА в структуру авиации ОВД абсолютно оправдано. В то же время, опыт эксплуатации данного вида техники как у нас, так и за рубежом показывает, что целесообразно создание специальных подразделений, оснащенных системами и комплексами БЛА при органах внутренних дел, не являющихся авиационными формированиями (например, полки (отдельные батальоны) ДПС, подразделения по охране особо важных и режимных объектов и т.д.) [1, с. 127]. Однако, данное положение также требует проведения дополнительных исследований.

Текст статьи
  1. Митюшин Д.А. Роль и место систем и комплексов с беспилотными летательными аппаратами в деятельности органов внутренних дел. //Вестник Московского университета МВД России. – 2018. -№12. – С. 123-127.
  2. Ткач М.Е. Нечеткая идентификация протяженных объектов по результатам спутникового мониторинга. // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. – 2019. – Т.5, №1. С. 104-109.
  3. URL: www.bigenc.ru/technology_and_technique/text/4087725 (дата обращения: 05.04.2020).
Список литературы