Беспилотный летательный аппарат (БПЛА), искусственный мобильный объект многоразового применения, не имеющий на борту экипажа (пилота) и способный самостоятельно передвигаться в воздухе для выполнения всевозможных функций в автономном режиме (с помощью своей управляющей программы) или с помощью дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором со стационарного или мобильного пульта управления). Различают БПЛА дистанционно пилотируемые летательные аппараты (ДПЛА), которые также относятся к классу БПЛА. и автоматические, работающие в соответствии с заложенными в их бортовой компьютер программами (самолёты-разведчики и др.) [3].
Особое любопытство правоохранительных структур к беспилотникам вызван теми преимуществами, которыми данные комплексы с БЛА обладают по сравнению с пилотируемой авиацией, а именно [1, с. 122]:
- отсутствие или минимум авиационной специфики, что дает возможность использовать комплексы с БЛА в неавиационных формированиях ОВД;
- отсутствие необходимости в аэродромах и аэродромной инфраструктуре, а также в аттестованных посадочных площадках;
- мобильность комплекса с БЛА;
- практическое отсутствие ограничений на перегрузки для БЛА в связи с отсутствием на борту пилота;
- отсутствие надобности наличия у операторов систем и комплексов с БЛА способностей пилотирования;
- более широкий диапазон погодно-климатических условий применения;
- возможность применения в районах природных и техногенных катастроф, когда использование пилотируемой авиации невозможно или нецелесообразно;
- невысокая акустическая, оптическая и в том числе радиолокационная заметность БЛА;
- высокая вероятность стойкости при обстреле БЛА из стрелкового орудия;
- довольно невысокая цена разработки, изготовления и эксплуатации комплексов с БЛА;
- невысокая стоимость подготовки обслуживающего персонала и т.д.
В то же время, системы и комплексы с БЛА имеют недостатки:
- малая проработанность юридической базы, регламентирующей использование систем и комплексов с БЛА в гражданской сфере;
- средства с БЛА отнесены к технике двойного предназначения, и абсолютно возможно их эксплуатация в противоправных целях;
- недостаточно разработаны организационные и технические операции по охране от несанкционированного использования комплексов и систем с БЛА.
Использование комплексов и систем с БЛА в работе ОВД уместно в тех случаях, когда не требуется транспортировка людей и грузов, а также в ряде случаев в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и специальных операций(СО). Исходя из этого, можно определить следующие задачи, решаемые в интересах ОВД, которые можно возложить на системы и комплексы с БЛА с учетом перспектив их развития [1, с.123]:
- мониторинг земной поверхности: проверка дорожной обстановки, отыскивание угнанных автомобилей, поиск и выявление участков произрастания наркосодержащих культур и наблюдение за обнаруженными районами, контроль обстановки в районе мостов, пристаней, причалов, наблюдение за проведением массовых мероприятий, розыск беглых преступников, обеспечение информации из районов массовых беспорядков. Еще позволит следователю добыть полную информацию насчет условий местности: распознать конкретный вид и способ проведения осмотра, выполнить фото и видеофиксацию предполагаемого места осмотра, а также решить целый ряд прочих вопросов в рамках осмотра места происшествия. Предлагаемый способ относится к способам проведения исследований и мониторинга протяженных объектов на поверхности Земли в ходе дистанционного зондирования и может быть использовано как для оперативной идентификации и повышения точности определения местоопределения целевых объектов [2, с. 105]. Для этого БЛА должны быть оснащены телевизионной (ТВ) и инфракрасной (ИК) аппаратурой, а также спектрозональной, спектроионизационной аппаратурой и, по возможности, аппаратурой гиперспектрального анализа [1, с.123].
- ретрансляция радиосигналов [1, с.123]: обеспечение радиосвязи во временных оперативных радиосетях, для передачи информации от радиозакладных приборов при проведении оперативно-розыскного мероприятия.
- постановка помех: производится с целью подавления средств сотовой, транкинговой, спутниковой и конвенциональной радиосвязи правонарушителей при проведении специальных операций по пресечению деятельности организованных преступных группировок и бандформирований для дезорганизации управления данными группировками.
- наблюдение и сопровождение всевозможных объектов: воздушное наблюдение при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Должна быть использована аппаратура видеонаблюдения высокого разрешения.
- особые ударные задачи: применение с использованием БЛА против злоумышленников специальных боеприпасов светозвукового, раздражающего, ударнонепроникающего и термобарического воздействия, а также боеприпасов в обычном снаряжении. Использование данных боеприпасов может быть в условиях, когда обычное их применение невозможно, нецелесообразно или неэффективно.
Для выполнения комплексами и системами с БЛА особых ударных задач необходимо решить последующие технические задачи, а собственно разработку [1, с.124]:
- специальных боеприпасов с контактным или дистанционным взрывателем;
- систем крепления данных боеприпасов на БЛА;
- систем прицеливания и точного сброса.
Принимая во внимание конкретную специфику применения БПЛА, ведётся обоснованным вовлечение к участию в следственных действиях специалиста-криминалиста. Этот участник уголовного процесса обязан обеспечивать соответствующее использование рассматриваемой разновидности оборудования. Представляет особенный интерес вопрос отнесения БПЛА к соответствующей группе НТС. По суждению отдельных экспертов, «технико-криминалистические средства по происхождению можно поделить на три группы:
1) средства, взятые из общей техники и применяемые в криминалистике без всяких изменений;
2) средства, взятые из других областей науки и техники и адаптированные для криминалистических целей;
3) средства, специально созданные для криминалистических целей.
Кроме того, что деятельность с БПЛА считается безопасным видом работы как для пользователя, так и для окружающих, в ряде случаев правильное применения рассматриваемой разновидности ТС дает возможность избежать наступления человеческих жертв (например, в условиях массовых скоплений людей и т.д.).
В настоящее время комплексы и системы с БЛА входят в авиационные формирования МВД, а именно в Центр авиации МВД РФ и в авиационные отряды специального назначения ОВД РФ, где они выполняют свои задачи. Введение систем и комплексов с БЛА в структуру авиации ОВД абсолютно оправдано. В то же время, опыт эксплуатации данного вида техники как у нас, так и за рубежом показывает, что целесообразно создание специальных подразделений, оснащенных системами и комплексами БЛА при органах внутренних дел, не являющихся авиационными формированиями (например, полки (отдельные батальоны) ДПС, подразделения по охране особо важных и режимных объектов и т.д.) [1, с. 127]. Однако, данное положение также требует проведения дополнительных исследований.