Ориентация учебного процесса на формирование у учащихся ключевых компетентностей в связи с изменившимися требованиями общества к образованию требует пересмотра его основных компонентов: целей, содержания, форм, методов и средств, функций учителя и других субъектов образования, оценочной системы. Компетентностный подход в современном образовании сделал актуальным обращение педагогов к активным и интерактивным методам обучения.
Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроке обществознания предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Это актуально именно в преподавании общественных дисциплин, где зачастую существует не одна, а иногда более десятка различных точек зрения на один вопрос.
В основе интерактивного обучения лежит адекватная ему система методов, форм и средств. В работе экономическо-правовой школы «Академия делового успеха» мы используем следующую классификацию методов интерактивного обучения:
- Коммуникативно-информационные методы. Эти методы работы интерактивны, по своей сути, так как состоят из обмена информацией, в результате чего возникает продукт. К коммуникативно-информационным методам мы относим: технологии работы в группах, свободные дискуссии, дебаты, ток-шоу, выполнение и защиту проектов, игры и др.
- Социально-практические методы. Эти методы позволяют преподавателю увеличить информационную емкость уроков за счет специальной организации синхронных действий обучаемых и учителя для достижения поставленных учебных целей в малом объеме учебных часов. К этой группе относятся: ролевые, имитационные, моделирующие деловые игры и тренинги. Эти игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность. Традиционными в школе стали деловые игры «Выборы», «Президент», моделирующие игры «Местное самоуправление», «Экологический пикет» и т. д.
Основные задачи интерактивных методов предусматривают получение детьми ценностных установок на: уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, а также отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами, что наиболее востребовано на уроках обществознания.
Наряду с методами, необходимо обратить внимание на формы интерактивного обучения. Одной из форм интерактивного обучения является работа в группах, предоставляющая всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий. Работу в группах мы используем, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена. Эта форма используется при подготовке к олимпиадам различного уровня.
Упомянем еще об одной форме интерактивного обучения – тренерстве. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «учитель – ученик» в процессе самопознания и самокоррекции, повышают у них чувство уверенности в собственных силах. Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными. Роль учителя-тренера: уважение и доверие, которое позволяет учащемуся исследовать, ставя перед собой цели, и брать обязательства в соответствии с этапами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося никогда не ставится под вопрос, так же как и его потенциал. Ответственность за перемены остается на участнике, но не на учителе. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство – это воспитание ответственности. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать учащимся условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого. В результате ученик лучше готов к индивидуальной работе во время олимпиад, конкурсов, экзаменов.
Важную роль в организации интерактивного обучения играют средства, представленные современными мультимедиа пособиями, контрольно-измерительными материалами. Сегодня, когда в школе созданы кабинеты-лаборатории, появились все условия для активизации такой формы работы.
Преимущества интерактивного обучения очевидны. Они позволяют решать комплекс психолого-педагогических задач. Задачи обучения в процессе коллективной мыслительной деятельности создают условия для активизации индивидуальной интеллектуальной активности каждого школьника; формируются и развиваются межличностные отношения, преодолеваются коммуникативные барьеры в общении, создаётся ситуация успеха; появляются возможности для формирования условий самообразования и саморазвития личности учащегося. Внедрение интерактивного обучения дает ученику осознание включенности в общую работу, становление активной субъективной позиции в учебной деятельности: ученическому классу – формирование групповой общности, повышение познавательной активности, многомерное усвоение учебного материала.
Следовательно, современный опыт обучения обществознанию в школе свидетельствует о тенденции к применению более сложных по структуре методов и форм, к каковым относятся и интерактивные.