Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Интерактивное обучение на уроках обществознания: теория и практика

Интерактивное обучение на уроках обществознания: теория и практика

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
учебный процесс
ключевые компетентности
компетентностный подход
интерактивное обучение
познавательная деятельность
сотрудничество

Аннотация статьи

В статье рассматривается проблема ориентации учебного процесса на формирование у учащихся ключевых компетентностей. Автор анализирует изменившиеся требования общества к образованию и предлагают пути пересмотра основных компонентов учебного процесса, включая цели, содержание, формы, методы и средства, а также функции учителя и других участников образовательного процесса. Актуальность компетентностного подхода в образовании приводит к необходимости применения активных и интерактивных методов обучения. Автор описывает суть интерактивного обучения и его преимущества для развития познавательной деятельности учащихся.

Текст статьи

Ориентация учебного процесса на формирование у учащихся ключевых компетентностей в связи с изменившимися требованиями общества к образованию требует пересмотра его основных компонентов: целей, содержания, форм, методов и средств, функций учителя и других субъектов образования, оценочной системы. Компетентностный подход в современном образовании сделал актуальным обращение педагогов к активным и интерактивным методам обучения.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новые знания, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества. Интерактивная деятельность на уроке обществознания предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Это актуально именно в преподавании общественных дисциплин, где зачастую существует не одна, а иногда более десятка различных точек зрения на один вопрос.

В основе интерактивного обучения лежит адекватная ему система методов, форм и средств. В работе экономическо-правовой школы «Академия делового успеха» мы используем следующую классификацию методов интерактивного обучения:

  1. Коммуникативно-информационные методы. Эти методы работы интерактивны, по своей сути, так как состоят из обмена информацией, в результате чего возникает продукт. К коммуникативно-информационным методам мы относим: технологии работы в группах, свободные дискуссии, дебаты, ток-шоу, выполнение и защиту проектов, игры и др.
  2. Социально-практические методы. Эти методы позволяют преподавателю увеличить информационную емкость уроков за счет специальной организации синхронных действий обучаемых и учителя для достижения поставленных учебных целей в малом объеме учебных часов. К этой группе относятся: ролевые, имитационные, моделирующие деловые игры и тренинги. Эти игры носят характер упражнений и имеют четкую тематическую направленность. Традиционными в школе стали деловые игры «Выборы», «Президент», моделирующие игры «Местное самоуправление», «Экологический пикет» и т. д.

Основные задачи интерактивных методов предусматривают получение детьми ценностных установок на: уважение прав и достоинства личности, мирный способ разрешения конфликтов, сотрудничество, терпимость, честность, законопослушание, ответственность, настойчивость, уважение своих и чужих трудовых усилий, а также отработку привычного поведения в соответствии с этими принципами, что наиболее востребовано на уроках обществознания.

Наряду с методами, необходимо обратить внимание на формы интерактивного обучения. Одной из форм интерактивного обучения является работа в группах, предоставляющая всем участникам возможность действовать, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, в частности владение приемами активного слушания, выработки общего решения, разрешения возникающих разногласий. Работу в группах мы используем, когда нужно решить проблему, с которой тяжело справиться индивидуально, когда есть информация, опыт, ресурсы для взаимного обмена. Эта форма используется при подготовке к олимпиадам различного уровня.

Упомянем еще об одной форме интерактивного обучения – тренерстве. Тренерские отношения поддерживают классическую систему «учитель – ученик» в процессе самопознания и самокоррекции, повышают у них чувство уверенности в собственных силах. Эффективность отношений строится на вере в достоинство и ценность каждого участника, в их способности быть независимыми и ответственными. Роль учителя-тренера: уважение и доверие, которое позволяет учащемуся исследовать, ставя перед собой цели, и брать обязательства в соответствии с этапами, которые они сами для себя наметили. Ценность учащегося никогда не ставится под вопрос, так же как и его потенциал. Ответственность за перемены остается на участнике, но не на учителе. В отличие от преподавания, которое подразумевает передачу знаний, тренерство – это воспитание ответственности. Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать учащимся условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых: снимается страх перед самостоятельным высказыванием; развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации; развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру; формируется умение ценить свою и чужую работу; закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества. Занятия строятся таким образом, что каждый участник «проживает» различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого. В результате ученик лучше готов к индивидуальной работе во время олимпиад, конкурсов, экзаменов.

Важную роль в организации интерактивного обучения играют средства, представленные современными мультимедиа пособиями, контрольно-измерительными материалами. Сегодня, когда в школе созданы кабинеты-лаборатории, появились все условия для активизации такой формы работы.

Преимущества интерактивного обучения очевидны. Они позволяют решать комплекс психолого-педагогических задач. Задачи обучения в процессе коллективной мыслительной деятельности создают условия для активизации индивидуальной интеллектуальной активности каждого школьника; формируются и развиваются межличностные отношения, преодолеваются коммуникативные барьеры в общении, создаётся ситуация успеха; появляются возможности для формирования условий самообразования и саморазвития личности учащегося. Внедрение интерактивного обучения дает ученику осознание включенности в общую работу, становление активной субъективной позиции в учебной деятельности: ученическому классу – формирование групповой общности, повышение познавательной активности, многомерное усвоение учебного материала.

Следовательно, современный опыт обучения обществознанию в школе свидетельствует о тенденции к применению более сложных по структуре методов и форм, к каковым относятся и интерактивные.

Поделиться

1084

Коротаева О. И. Интерактивное обучение на уроках обществознания: теория и практика // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 69-71. URL: https://apni.ru/article/8930-interaktivnoe-obuchenie-na-urokakh-obshchestv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#51 (233)

Прием материалов

14 декабря - 20 декабря

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

25 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января