Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Использование игровых инновационных технологий на уроках иностранного языка как ...

Использование игровых инновационных технологий на уроках иностранного языка как средство активизации учебной деятельности обучающихся

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

образование
школа
образовательный процесс
системно-деятельностный подход
универсальные учебные действия
ФГОС ООО
учитель
национальная образовательная инициатива

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ, и ее влияние на образовательный процесс. Особое внимание уделяется новому содержанию образования, которое предполагает организацию учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода и формирование универсальных учебных действий. Также отмечается роль учителя в условиях введения ФГОС ООО, который теперь должен не только давать знания, но и управлять образовательным процессом.

Текст статьи

Введение

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 года, обращает внимание на то, что Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития.

При этом результатом образования становятся не только сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Другими словами, новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Безусловно, предметные знания всегда были, есть и будут на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Тем не менее перед учителем стоит задача не только дать знания, но и показать путь приобретения этих знаний, т. е. к дидактической роли учителя естественно прирастает еще одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету).

Новое содержание образования предполагает: организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, формирование социокультурной образовательной среды школы, обеспечение формирования универсальных учебных действий, введение интегрированных предметов (метапредметов), непрерывное обновление содержания при сохранении фундаментальных основ знаний.

Обучение иностранному языку сегодня рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Специфика иностранного языка как учебного предмета в его интегративном характере, а также в его способности выступать и как цель, и как средство обучения для ознакомления с другой предметной областью (гуманитарной, естественно-научной, технологической).

Таким образом, в нем могут быть реализованы самые разнообразные межпредметные связи (с родным языком, литературой, историей, географией, музыкой, ИЗО и т. д.). Основная цель изучения иностранных языков в школе – формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Проблема

При изучении и освоении новых подходов школьного образования перед педагогами встает целый перечень вопросов:

Какие технологии и методики способствуют формированию УУД учащихся?

Какие технологии способны обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции?

Как обеспечить формирование иноязычной коммуникативной компетенции и развитие таких качеств личности школьника, как культура общения, умение работать в сотрудничестве, способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка, к дальнейшему самообразованию с его помощью в разных областях знаний?

Проблемный вопрос

Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий универсальных учебных действий, социального опыта?

Актуальность

Согласно новым образовательным федеральным и региональным документам на первый план в языковом образовании выходят следующие задачи:

  • усиление в предметном преподавании составляющих, обеспечивающих успешную социализацию учащихся, формирование ключевых компетентностей – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;
  • повышение мотивации учащихся к изучению иностранного языка;
  • расширение опыта инновационной деятельности в практике образовательных учреждений;
  • развитие профессиональной компетентности учителей иностранного языка.

Новизна

Руководствуясь новыми государственными документами, в качестве важнейшей задачи развиваемой концепции иноязычного образования выделяется формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), т. е. умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, а, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС) каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися трех групп планируемых образовательных результатов (личностных, предметных и метапредметных), сформулированных не в виде перечня знаний, умений и навыков, а в виде формируемых способов деятельности.

Очевидно, что это порождает ряд требований не только к содержанию, но и к форме организации образовательного процесса. Для педагога становится особенно актуальным умение планировать и строить урок так, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения.

В свете стремительного изменения и развития социально-экономической ситуации в России компетентностный подход к образованию приобретает все большую актуальность, как очередной шаг в естественном процессе следования школы за требованиями меняющегося мира (И. Д. Фрумин).

Качественно меняются требования, предъявляемые обществом к личности. От современного выпускника школы требуется высокий уровень самостоятельности, умение мыслить на уровне концептуальных альтернатив, развитое продуктивное мышление и относительная сформированность таких ключевых компетентностей, как межличностная, коммуникативная, инструментальная, исследовательская, социальная, информационная и ряда других.

Модернизация образования отныне направлена на подготовку не только высокопрофессионального специалиста, востребованного на рынке труда, но и человека, готового в различных ситуациях стремительно изменяющегося окружающего мира принять единственно верное решение, применить полученные знания на практике.

Для реализации целей современной системы образования мировая педагогика взяла ориентир на современные образовательные технологии, такие как обучение в сотрудничестве, игровые технологии, ролевые игры проблемной направленности, «Портфель ученика» и метод проектов, РКМЧП, что обусловило выбор темы для данного проекта «Использование игровых технологий на уроках иностранного языка как средство активизации учебной деятельности обучающихся».

Цель исследования – концептуальный анализ игры и игровой деятельности учащихся и научное обоснование эффективности применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Объект исследования – игровые технологии в процессе преподавания иностранных языков.

Предмет исследования – игровые технологии, как один из методов, способствующих формированию познавательного интереса школьников при обучении иностранного языка.

Гипотеза исследования – формирование познавательного интереса школьников к изучению иностранных языков будет более эффективным, если построить обучение на основе последовательного введения в учебный процесс игровых технологий.

В связи с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  • изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
  • изучить существующие в практике обучения иностранному языку виды и типы упражнений с использованием различных игровых технологий;
  • классифицировать игровые приемы обучения английскому языку согласно принципам их организации;
  • экспериментально проверить эффективность применения игровых технологий в процессе преподавания иностранных языков.

Экспериментальная база исследования: начальная и средняя школа.

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось с 2023г.

Научная значимость исследования: дано научное обоснование использованию игрового подхода на уроках иностранного языка; отобран дидактический материал для обучения учащихся школы с использованием игровых технологий.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в качестве основных подходов к решению проблемы выбраны личностно-ориентированный и личностный подход.

Практическая значимость исследования заключается в том, что:

  • результаты исследования могут быть использованы в учебной практике как в начальной школе, так и в средней школе;
  • выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных программ, учебников иностранного языка, методических пособий для учителей.

Достоверность результатов исследования подтверждается методологической обоснованностью исходных теоретических положений, целенаправленным использованием данных лингвистики, психологии и методики; позитивными результатами проведенного эксперимента.

1. Определение и роль игровых технологий в учебном процессе на уроках иностранного языка

Понятие «игровые педагогические технологии» включает группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Игра как одно из удивительнейших явлений человеческой жизни привлекала к себе внимание философов и исследователей всех эпох. Платон считал игру одним из полезнейших занятий, а Аристотель видел в игре источник душевного равновесия, гармонии и тела. Аристотель в «Поэтике» отмечал пользу словесных игр и каламбуров для развития интеллекта.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практике не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития обучаемого в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.

Игра – пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

Д. Б. Эльконин наделяет игру четырьмя важными для человека функциями: средство развития мотивационно-потребностной сферы, средство познания, средство развития умственных действий и средство развития произвольного поведения [5, с. 38].

Роль игры на уроках иностранного языка огромна, так как она позволяет сделать учебный процесс привлекательным и интересным для каждого ребёнка.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

  1. Соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
  2. Доступность для учащихся данного возраста;
  3. Умеренность в использовании игр на уроках.

Игра – разновидность общественной практики, действенное воспроизведение жизненных явлений вне реальной практической установки. Игровая деятельность на уроке иностранного языка не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Задача учителя, согласно высказыванию Анатоля Франса, «пробудить любопытство учеников, чтобы в дальнейшем его удовлетворить».

2. Методика системы использования игровых технологий как эффективное средство активизации учебной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка

Игры должны соответствовать уровню подготовки учеников и быть необходимыми для прохождения определённого грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексический и грамматический материал, развиваются навыки аудирования, устной речи. С её помощью можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях [4, c. 69].

Целями игрового обучения школьников являются:

  • развитие мышления средствами иностранного языка;
  • повышение мотивации изучения предмета;
  • обеспечение личностного роста каждого участника игры;
  • способствование совершенствованию умений активно и доброжелательно взаимодействовать друг с другом.

Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся [1, с. 7].

Применение игр и игровых ситуаций на начальном этапе обучения даёт возможность не только привить учащимся интерес к языку, но и более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении, а также создаёт положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учащихся.

Игровые формы обучения иностранному языку актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, так как они диктуются особенностями развития и мировосприятия старших подростков. Кроме того, они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но, что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.

На старшей ступени обучения активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Ведущим видом деятельности подростков становится межличностное общение. Игровые методы дают возможность изучать новый лексический материал в ситуациях общения, повышая мотивацию к изучению иностранного языка. В игре активизируются мыслительные процессы, и возрастает мотивация к изучению иностранного языка. Мотивация учащихся и их интерес являются основным фактором в изучении иностранного языка. Игровой метод имеет большой обучающий и психотерапевтический потенциал, так как игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс обучения в старшей школе.

В настоящее время в методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием.

Типологии игр выстроены в зависимости от целей и задач учебной игры, формы проведения, способа организации, степени сложности, количественного состава участников.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (аспектные) и на речевые.

Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Языковые игры способствуют активизации учащихся на занятиях, развивают их речевую инициативу.

Речевые игры нацелены на формирование умения в определённых видах речевой деятельности. Каждому виду речевой деятельности соответствует определённый вид учебной игры, нацеленной на обучение аудированию, обучение монологической и диалогической речи, обучение чтению и обучение письму.

По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные) [2, с. 22].

По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие, креативные и т. д.

По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационнные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные [3, c. 114].

Учебная игра выполняет несколько функций:

  • обучающую (способствует приобретению знаний, а также формированию иноязычных навыков и умений в рамках одной или нескольких учебных тем);
  • мотивационно-побудительную (мотивирует и стимулирует учебно-воспитательную деятельность: оказывает положительное воздействие на личность обучаемого, расширяет его кругозор, развивает мышление, творческую активность и т. д.);
  • ориентирующую (учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые вербальные и невербальные средства общения);
  • компенсаторную (компенсирует отсутствие или недостаток практики, приближает учебную деятельность к условиям владения иностранным языком в реальной жизни) [3, c. 111].

Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры [6, с 46].

Место игры в ходе урока, а также её продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам относятся: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого материала, а также конкретные цели, задачи и условия определённого учебного занятия.

Практика показывает положительное влияние на воспитательно-образовательный процесс всех видов игр: дидактических, подвижных, творческих и других. Каждая игра выполняет свою функцию, способствуя накоплению языкового материала у детей, закреплению ранее полученных знаний, формированию речевых навыков, умений.

Как и любые другие технологии, игровые технологии имеют свои плюсы и минусы.

Плюсы:

  1. Прививается интерес и повышается мотивация к изучению предмета;
  2. Материал легче усваивается учащимися, т. к. преподносится в легкой и доступной форме;
  3. Хороший способ закрепления;
  4. Проявляются самостоятельность учащихся и их лидерские качества;
  5. Развиваются творческие способности, умение работать в команде и чувство ответственности;
  6. Учащиеся активно включаются в учебную деятельность и не просто запоминают и воспроизводят знания, а ещё умеют применять их на практике;
  7. Отличный способ разнообразить деятельность и разрядить обстановку.

Минусы:

  1. Не все учащиеся с удовольствием включаются в игровой процесс;
  2. Некоторым ученикам сложно переключиться на другой вид деятельности спокойно;
  3. Подготовительный этап занимает много времени;
  4. Энерго и время затратный процесс;
  5. Применимы не для любого материала;
  6. Сложно оценить деятельность учащихся.

3. Анализ результативности

Применение игр, предлагаемых мной на уроках, оказывает положительное влияние на развитие коммуникативных способностей учащихся, овладение иноязычным общением в единстве всех его функций: информационной, регулятивной, ценностно-ориентационной и этикетной. У учащихся развиваются компенсаторные умения, умения выходить из положения при нехватке иноязычных языковых средств. Ребята учатся действовать в коллективе, находить подходы к другим людям. Помимо этого, игры позволяют создать на уроке благоприятный эмоциональный фон, что ведет к снятию языкового барьера, способствует развитию учебной мотивации, повышает интерес к предмету.

В качестве эксперимента проводилось наблюдение за изменениями в содержании речевой деятельности на иностранном языке у учащихся на отдельно взятом классе. Наблюдение проводилось в соответствии с выделенными критериями оценки речевой деятельности (табл.). Результаты показали положительную динамику развития коммуникативных навыков у учащихся. Как видно из таблицы, ребята сделали кто маленький, а кто большой шаг вперед в развитии своих коммуникативных способностей.

Таблица

№ п/п

Критерии оценки

2 класс 2022-2023

3 класс 2023-2024

 

I

умение понимать на слух иноязычную речь и адекватно реагировать на неё

35%

48%

II

умение решать реальные коммуникативные задачи, которые возникают на уроке в процессе реального общения (поздороваться, извиниться, попрощаться и т. д.)

34%

42%

III

умение вести диалог с одним или несколькими собеседниками с целью обмена информацией, побуждения собеседника к действию

22%

33%

IV

логично и последовательно высказываться в связи с ситуацией общения, используя при этом элементы повествования, описания, рассуждения

32%

44%

V

строить осмысленные самостоятельные творческие высказывания

37%

49%

Ребята всё чаще стремятся вступать друг с другом в контакт в процессе речевой деятельности на уроках английского языка, из чего следует, что процесс формирования и развития коммуникативных способностей носит прогрессивный характер, и необходима дальнейшая работа по их совершенствованию.

Благодаря играм дети начали принимать активное участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Заключение

Таким образом, игры активизируют стремление учащихся к общению, создают условия равенства в речевом партнёрстве, разрушают традиционный барьер между учителем и учеником. Игровые технологии способствуют формированию и развитию интеллектуальных способностей учащихся, закреплению языковых явлений в их памяти, дают возможность использовать имеющиеся знания, опыт, навыки общения в разных ситуациях.

Использование игры как одного из приёмов обучения иностранному языку значительно облегчает учебный процесс, делает его ближе и доступнее детям. Игра позволяет разнообразить урок, сделать его увлекательным, живым, весёлым. Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает сообразительность, поддерживает интерес к изучаемому языку. Кроме того, игровые технологии помогают повысить эффективность урока, привлечь ребят к активной речевой деятельности, сделать процесс овладения иностранным языком интересным для учеников.

Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

  • стимулирование мотивации и интереса;
  • поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
  • развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации, конкретных умений;
  • саморазвитие или развитие благодаря другим участникам.

Как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости и обогащению лексического словаря учащихся, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, умения принимать самостоятельные решения, расширению кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы учащихся: развиваются память, мышление, воображение, творческие способности. Игры обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, способствуют решению определённых учебно-воспитательных задач по обучению иностранному языку.

Использование на уроках игровых технологий способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает и совершенствует речемыслительную деятельность детей, воспитывает инициативность, развивает организаторские способности, положительно влияет на качество обучения, повышает его эффективность.

Список литературы

  1. Гаврилова О.В. Ролевая игра в обучении иностранному языку. Англ. язык. 1 сентября. – 2008. – №1.
  2. Колесникова И.Е. Игры на уроке английского языка. Минск: Народная Асвета, 1990.
  3. Комарова Ю.А. Использование учебных игр в процессе обучения иностранным языкам. СПб.: «Каро», 2001.
  4. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007.
  5. Петричук И.И. Ещё раз об игре // Иностр. языки в школе. – 2008. – № 2.
  6. Шарафутдинова Т.М. Обучающие игры на уроках английского языка // Иностр. языки в школе. – 2005. – № 8.

Поделиться

1547

Гольская А. В. Использование игровых инновационных технологий на уроках иностранного языка как средство активизации учебной деятельности обучающихся // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 59-65. URL: https://apni.ru/article/8938-ispolzovanie-igrovikh-innovatsionnikh-tekhnol

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января