Актуальность темы обусловлена количеством и качеством раскрытия и расследования преступлений в России и за рубежом. Доступность криминалистически значимой информации для следователей и лиц, обеспечивающих розыск и дознание, является важным аспектом в раскрытии преступлений и поиска преступников. Фактические информационные сведения или данные, которые находятся в причинно-следственной взаимосвязи с событием преступного деяния и описывающие метод его совершения, лиц его совершивших, предметы преступного посягательства, орудия преступления и аналогичные обстоятельства называют актуальной криминалистически значимой информацией. Источниками являются различные (вещественные и безупречные) следы преступлений, а, следовательно, и все след образующие объекты. Например, мессенджеры обязаны идентифицировать своих пользователей и передавать в федеральные органы исполнительной власти информацию о применяемых методах кодирования сообщений, если их потребуется расшифровать (ключи шифрования) [6, с. 2].
Таким образом, процесс цифровизации прочно внедряется во все сферы не только судопроизводства, но и в структуру международной преступности [1, с. 5].
Справочная информация имеет важное значение в процессе уголовного судопроизводства, для установления фактов и обстоятельств, входящих в предмет доказывания.
При сравнении обстоятельств расследуемых противоправных действий может быть выделена определенная закономерность или индивидуальные особенности того или иного преступления, дающие возможность сделать вывод, что сравниваемые преступные деяния были осуществлены одним и тем же лицом или группой лиц (если по ранее совершенному преступлению они были установлены). С помощью учетов имеется возможность также определить местонахождение преступников, район деятельности, личность неизвестных граждан, а также неопознанных трупов, сравнить следы противоправного деяния, сравнить информацию о применении определенных предметов в качестве орудия преступления и т.д. [3, с. 2].
В последнее время появилась тенденция расширения и углубления международного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь в борьбе с преступностью. Это обосновано стремительным развитием единых процессов в мире, таких как расширение политических, экономических, культурных и гуманитарных связей, совершенствованием средств транспорта и связи, упрощением порядка въезда и выезда из стран, пограничных и таможенных формальностей, утверждением в международных отношениях приоритета общечеловеческих ценностей, идей справедливости и солидарности.
Сотрудничество стран в области борьбы с преступностью и обеспечения социальной защищенности содержит беспристрастную базу – их тесную взаимосвязь и взаимозависимость, которые влекут высококачественное изменение самой преступности, в том числе ее интернационализацию. Проблема преступности всё больше приобретает глобальный трансцедентальный характер и в острой форме проявляется во всех странах мира. Постоянно расширяется перечень преступных деяний, представляющих международную опасность (например, незаконный оборот наркотиков между странами, культурных ценностей, оружия, торговля людьми, детская порнография, электронно-вычислительные, компьютерно-технические внедрения в глобальные сети и другие новые виды преступлений). Борьба такого рода с преступлениями может быть по-настоящему эффективна только лишь при согласованности действий большинства стран и рациональном сочетании внутригосударственных и международных усилий.
СССР вступил в Интерпол в конце 1990 года. И Россия, будучи его правопреемницей, стала полноправным его членом. На основе Устава Интерпола и российского законодательства принято Положение о Национальном центральном бюро Интерпола в Российской Федерации (НЦБ РФ) и Инструкция о порядке обработки информации в НЦБ РФ. В Интерполе на учет ставится только та информация, которая затрагивает интересы двух и более государств и связана с преступлениями международного характера [4]. В настоящее время Интерполом ведутся следующие виды учетов:
- алфавитная картотека всех известных международных преступников;
- картотека преступников по методу словесного портрета по 177 признакам внешности;
- картотека документов и названий, состоящая из двух разделов;
- картотека по видам преступных деяний: фальшивомонетничество, контрабанда оружием и т.д.;
- дактилоскопическая картотека на преступников по десятипальцевой системе;
- картотека фотоизображений преступников или рисованных изображений деталей лица по видам преступных «профессий»;
- картотека о похищенных в различных странах автомобилях, произведениях искусства и других ценностях;
- картотека лиц, пропавших без вести;
- картотека неопознанных трупов;
- картотека нарезного огнестрельного оружия всех стран мира и т.д. [5].
В сентябре 1992 года на встрече в Брюсселе 12 министров внутренних дел и юстиции государств – членов ЕЭС была создана региональная полицейская организация – Европол. В феврале 1994 г. в Страсбурге (Франция) был открыт Центр Европола.
Учредителями Европола являются члены Интерпола, следовательно, Россия как член Интерпола может обращаться к базам данных Европола. В Европоле ведутся следующие учеты:
- учет сведений о лицах, в том числе и тех, которые по возрасту и состоянию здоровья не могут сообщить о себе анкетные данные, а также о неопознанных трупах;
- система учета, обозначенная индексом KAN, -данные об обвиняемых (подозреваемых) в тяжких преступлениях, носящих межрегиональный характер и имеющих важное значение, а также сведения об обстоятельствах преступления;
- учет лиц, взятых под стражу (арестованных), а также лиц, отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, находящихся в розыске, и лиц задерживающихся полицией;
- учет опознания и дактилоскопические учеты;
- учет службы сбора информации и донесений;
- учет центрального реестра нарушений правил движения транспорта;
- реестр уголовных дел по преступлениям, расследуемым федеральными и земельными органами полиции;
- учет предметов (вещей), документов и следов;
- автоматизированный учет похищенных и утраченных предметов, содержащих цифровую или буквенную маркировку;
- учет произведений искусства, культуры-предметы антиквариата;
- учет «Автомашина»; учет «Огнестрельное оружие»;
- учет орудий преступлений, изъятых при расследовании преступлений;
- коллекция боеприпасов (снарядов, гильз и патронов);
- учет поддельных документов, денежных билетов;
- картотека образцов бланков документов;
- автоматизированный учет массива следов с места происшествия;
- учет улик и следов, обнаруженных на месте происшествия;
- учет информации о событиях преступлений и связанных с ними обстоятельств;
- учет преступлений, имеющих общегосударственное значение;
- картотека преступлений, имеющих межрегиональное значение;
- специфический учет-система «PIOS»-в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, экстремизмом [2, с. 295].
Таким образом, на данный момент вопрос о создании в Интерполе единой информационной системы продолжает сохраняться открытым в основном из-за различий в позициях стран, касающихся гарантирования защиты информации, и прежде всего персональных данных. В этой области еще не достигнуто единого мнения о категориях персональных данных, которые будут храниться в общих информационных массивах, а также о мерах, по исключению возможности передачи данных третьей стороне и по обеспечению охраны информационной системы от неправомочного доступа.