Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Использование тематического лэпбука для ознакомления детей старшего дошкольного ...

Использование тематического лэпбука для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с медицинскими профессиями

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

инклюзивное образование
тяжелые нарушения речи
игровые технологии
здоровьесберегающие технологии
доброжелательные технологии
ОНР (общее недоразвитие речи)

Аннотация статьи

В статье авторами представлено дидактическое пособие «Тематический Лэпбук «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат!», которое поможет педагогам дошкольных учреждений сформировать представления о разнообразии медицинских профессий родного края, их значимости и ценность, основы ранней профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста.

Текст статьи

Дошкольное образование в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» – первый уровень общего образования, где закладывается ценностное отношение к труду и профессиональной деятельности взрослых. Элементарные знания детей о профессиях взрослых, о заводах, фабриках, о видах орудий труда, играют важную роль в процессе социализации ребенка [2]. Они дают понять ребенку, как устроено наше общество, какие задачи оно выполняет, и какие задачи выполняет каждый человек.

Ученые – педагоги Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. полагают, что важно знакомить детей со спецификой труда людей конкретного региона страны [1, с. 12]. Это позволяет ребенку понять, в чем смысл их труда, какая польза от этого труда для людей родного края, гордиться и восхищаться своей малой родиной и её тружениками.

Педагоги детского сада, работая по парциальной программе дошкольного образования «Здравствуй, мир Белогорья!», обогащают представления детей о широком круге профессий, их значимости в нашем регионе. Программа включает модуль «Медицина Белогорья», направленного на раннее знакомство детей дошкольного возраста с медицинскими профессиями [4].

Заинтересовать детей старшего дошкольного возраста в познании медицинских профессий, как одних из самых важных для современного человека, улучшающих его качество жизни, соприкоснуться с ними лично, помогут новые эффективные формы и методы работы с воспитанниками. Так педагогами был создан тематический Лэпбук «Я бы доктором пошёл, пусть меня научат!» (далее Лэпбук).

Целью данного пособия является создание условий для формирования основ ранней профориентации (далее ФОРП) у детей старшего дошкольного возраста. Расширить представления о разнообразии медицинских профессий, их прошлого и настоящего, ценности этих профессий.

Важными задачами является:

  • показать значение трудовой деятельности врача в жизни человека, формировать осознанно-правильное отношение к данному труду;
  • уточнить, обобщить, расширить и систематизировать знания детей об особенностях медицинских профессий: хирург, стоматолог, педиатр, ветеринар;
  • активизировать и обогащать словарь детей словами по теме «Профессия «Врач»;
  • воспитывать уважительное и доброе отношение к людям медицинских профессий труда.

Новизна состоит в построении систематической работы, направленной на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире медицинских профессий, посредством использования тематического Лэпбука.

Лэпбук был создан авторами, совместно с детьми и их родителями (законными представителями). Пособие наполнено увлекательным игровым материалом, творческими заданиями, исследованиями. Содержание тематической папки направлено на изучение, повторение и закрепление, систематизацию знаний воспитанников [3].

Тематическая папка представляет собой форму цветка с шестью закрывающимися и открывающимися лепестками. На каждом лепестке расположены карманы разной формы с ярким привлекательным материалом:

1. Внешние лепестки Лэпбука представлены карманами: название Лэпбука (меняется специальность врача); алгоритм для составления описательного рассказа о специальности врача; название специальности; место работы; что лечит; использование инструментов или оборудования, специальная форма для сотрудников, советы доктора.

Рис. 1.

2. Внутренние лепестки пособия имеют следующие карманы: «Фото информация о профессии врача в прошлом, специальностях врачей в настоящем и бедующем времени»; книжка-малышка «Загадки о специальностях врачей» и рисунками-отгадками детей; дидактические игры «Найди лишний предмет», «Ассоциации», «Найди отличия», лото «Как устроен человек»; пазлы; разрезные картинки; образцы, схемы для конструирования; сказки, придуманные родителями; карманчик с сюрпризом. Содержание карманов может меняться по запросу детей.

Рис. 2.

3. Центральная внутренняя часть Лэпбука имеет: халат доктора (бумажная модель): дидактическая игра «Собери чемоданчик для доктора», «Одень куклу», раскраски, оригами «Головной убор», «Халат доктора», «Скорая помощь». Лэпбук продуктивен, как для коллективной работы, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы, разделяя задания по сложности выполнения и цели воздействия.

Данное пособие помогает педагогу в работе с детьми применять элементы современных педагогических технологий: коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, игровые технологии. Играя с Лэпбуком, ребенок осмысливает содержание, проводит исследовательскую работу, участвует в поиске, анализе и сортировке информации по данному направлению. Он стимулирует познавательную активность и способствует проявлению детской инициативы.

Знакомство с медицинскими профессиями проводится поочередно в 4 направлениях: хирург, стоматолог, педиатр, ветеринар.

Таблица

педиатр

1) Рассматривание сюжетных картинок «Педиатр - детский врач»

2) Сюжетно ролевая игра «Поход в детскую поликлинику», «На приеме у врача педиатра».

3) Дидактические игры «Кто скорее соберет чемодан доктора», «Четвертый лишний», «Оденем куклу» (спец. одежда, магнитные куклы»

4) Составление рассказов по сюжетной картинке «Скорая помощь», «Папа вызвал врача», «В регистратуре».

стоматолог

1) Игровая ситуация: встреча с Зубной феей, «Зубная щётка в борьбе с микробами»

2) Дидактические упражнения: «Запрещается – разрешается», «Вредная и полезная еда, витамины»

3) Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача стоматолога»

4) Продуктивная деятельность по теме: рисование «Весёлый и грустный зубик»

хирург

1) Просмотр мультфильма - «Доктор Плюшева - Операция тренера Кей», презентация «Золотые руки хирурга и хирургической медсестры»

2) Составление рассказов «Зачем идти к врачу на прием», «С какими жалобами идем к врачу-хирургу»

3) Дидактические игры: «Медицинские инструменты», «Продолжи»

4) Конструирование «Мебель для кабинета врача», «Транспорт скорой помощи»

5) Оригами «Важный орган – сердце», «Шапочка и халат медицинской сестры»

6) «Хлопните в ладоши, если это надо для… (название профессии)»

7) Сюжетно ролевая игра «Хирург в операционном блоке»

ветеринар

1) Рассматривание сюжетных картинок «Ветеринар спасает жизни животных»

2) Сюжетно ролевая игра «Незнайка ничего не умел, но стать врачом захотел», «Ветлечебница»

3) Игры ситуации: «Питомец заболел», «Дорожная азбука для животных»

4) Продуктивная деятельность - рисунки «Наши меньшие братья»

5) Составление рассказов по серии сюжетных картинок «Мы в ответе за тех, кого приручили»

Пособие – Лэпбук прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме. Он интересен и полезен тем, что в нем содержится практический материал, способствующий саморазвитию детей и повышению их познавательной активности. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, Лэпбук дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, создать условия, при которых сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования.

При знакомстве со специальностью врача педиатр, воспитатель впервые познакомил детей с правилами игры и выполнением заданий данного пособия. Дети с интересом, используя материал заданий на внешней стороне Лэпбука: разгадывая загадки, рассматривая картинки, составили рассказ по алгоритму о людях этой специальности, приняли советы данного специалиста для детей о вредной и полезной еде, витаминах, содержащихся в пище и обязательном соблюдении режима в детском саду и дома. Им стало любопытно узнать, какие сюрпризы их ожидают внутри закрытых лепестков. По инициативе детей знакомство продолжилось проигрыванием ситуации сюжетно-ролевой игры «На приеме у врача педиатра» и дидактической игрой «Собери чемодан доктора», где дети разделились на подгруппы. Во время свободной и самостоятельной деятельности в режимные моменты дети, проявляя познавательную активность, выбирали задания по желанию: читающие дети, используя фотографии, знакомились с мини рассказами о специальностях врача будущего, прошлого и настоящего времени, очень понравились детям задания творческого направления «Раскрась и дорисуй», «Оригами», где дети проявляли свою инициативу. Для совместной работы воспитатель предложил познакомиться со сказкой, подготовленной родителями и мотивирующей на оказание помощи героям, используя конструктивную деятельность.

Знакомство детей с другими специальностями врача начиналось с составления рассказа из обновленного материала по алгоритму в закрытом положении Лэпбука, а при открытии лепестков их ожидали новые сюрпризные моменты: предлагалось продолжить познание о профессии оформлением страничек книжки-малышки с рисунками-отгадками, рисунками по теме, стихотворениями и пословицами о здоровье, новые дидактические игры, задания викторины от Айболита, мультфильмы на диске для коллективного просмотра.

Так же приятным сюрпризом стало для детей использование материалов Лэпбука во время прогулки «На прогулку за здоровьем!» с советами врача о пользе подвижных игр, физического труда и закаливания на свежем воздухе. Занимательный материал этого пособия использовался детьми, как в детском саду, так и совместно с родителями дома, так как они являлись активными партнерами в создании тематической папки. Отдельные темы, на усмотрение авторов, были предложены для самостоятельного сбора и оформления информации родителям, как домашнее задание.

Родители с детьми с удовольствием совершали заочные путешествия на место своей работы, знакомя их с фото – информацией о профессиях нашего региона, в том числе и профессии медсестры и врача, тем самым обеспечивая поддержку информационную, организационную, техническую и мотивационную.

Подводя итоги, хочется сказать, что Лэпбук объединяет в себе традиционные и нетрадиционные формы и методы работы с детьми дошкольного возраста с целью ознакомления с медицинскими профессиями, помогает организовать игровую и самостоятельную поисковую деятельность, поддержать инициативу и творчество в создании своей собственной книги, проявлении своих первых дизайнерских и сочинительских талантов, создавая, тем самым, условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Используя в своей работе Лэпбук, педагоги закрепили и расширили знания детей о профессии врач. У детей сформированы четкие представления о названии некоторых специальностях профессии врач, месте работы, орудиях труда, трудовых действиях, результатах труда, личностных качествах, важных для представителей медицинских профессии, пользе труда для общества, почему нужно уважительно относиться к людям данной профессии.

Список литературы

  1. Волкова Л.С., Шаховская С.Н. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, М.: 1999. – 680 с.
  2. Горбачева Г.Г. Индивидуальный образовательный маршрут как условие осуществления психолого-педагогической коррекции у дошкольников с проблемами развития // Дошкольная педагогика. № 5. 2008.
  3. Инклюзивное образование – Выпуск 4 – Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. – Москва Центр «Школьная книга» 2010
  4. Нищева Н.В. Планирование работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) и рабочая программа учителя-логопеда ДОО. – СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2014.
  5. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://menobr.ru/material/.

Поделиться

1074

Агошкова В. Ф., Некрасова Н. В., Кирпичёва Е. В., Плотникова О. А. Использование тематического лэпбука для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с медицинскими профессиями // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 41-45. URL: https://apni.ru/article/8947-ispolzovanie-tematicheskogo-lepbuka-dlya-ozna

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января