Современное искусство хореографии становится все более техничным, увеличивается хореографический шаг, скорость и количество вращений, поддержек и акробатических элементов, которыми владеют исполнители бального танца. Само название «танцевальный спорт» диктует стремление к техничности исполнения, что не может не обеднять его художественную выразительность.
Знаменитый балетмейстер В. Д. Тихомиров писал, что для овладения искусством хореографии необходимо в равной мере развивать две его неотъемлемые части, такие как технику исполнения и художественную выразительность [9].
Психолог С. Л. Рубинштейн характеризует выразительность как внешнее проявление внутренней эмоциональной жизни [7].
Основными составными частями танцевальной выразительности исполнителя бального танца являются его психофизиологические данные, красота и музыкальность исполнения хореографического текста, создание танцором художественного образа [4].
Согласно Эудженио Барба исполнитель использует «свои психофизические свойства (свое присутствие) как инструмент для некой демонстрации, притом организованной в рамках предварительного замысла, не имеющего отношения к обыденной жизни» [2]. Вне зависимости от жанра (театр или хореография) «само присутствие актёра становится возбудителем зрительского внимания до того, как будет передано некое содержание» [1]. В процессе исполнения танцор использует собственное тело для передачи зрителю заложенного в композицию смысла. Восприятие танца зрителем будет зависеть от движений, способа их выполнения, а также собственного восприятия содержания исполнителем.
Айседора Дункан считала фразу «красота линий» абсурдом, утверждая, что поза, движение или жест не могут быть прекрасными сами по себе, а становятся таковыми лишь когда искренне и правдиво выражают мысли и чувства. «Линия только тогда прекрасна, когда она направлена к прекрасной цели» [5].
Внешняя и внутренняя техники исполнения не могут существовать отдельно друг от друга. Даже досконально выверенный и отработанный танец не произведет должного впечатления на зрителя в случае, если балетмейстер не продумал его художественный образ, а исполнитель не пропустил через себя. С другой стороны, танцор не обладающий необходимым уровнем исполнительского мастерства, не сможет передать идею задуманного произведения.
Агриппина Яковлевна Ваганова считала, что техническое совершенство является отправной точкой на пути к достижению танцевальной выразительности, которая должна стать главной целью исполнителей. Педагогам необходимо подбирать для занятий разнообразные упражнения, способствующие развитию координации всех частей тела. Достижение высокого уровня координации позволит наполнить движения настроением и мыслью, а значит сделает исполнение выразительным и артистичным [3].
Танцевальная выразительность артиста и его одухотворенная наполненность способны объединить последовательность отдельных технических элементов в нечто большее и цельное – танец. Художественно-выразительным в танцевальном искусстве можно назвать всё то, что способствует эффективной передачи внутреннего содержания и идеи через свойственную ему технику. Содержательная сторона номера может раскрывать как образы конкретных персонажей, так и абстрактные явления (ощущения, впечатления, переживания, настроения, цвета).
Танцевальной выразительностью исполнителя можно назвать способность эффективно использовать физические и психоэмоциональные возможности собственного тела как инструменты создания художественно-целостного хореографического образа [4].
Для достоверной передачи зрителю содержания танца и достижения экспрессивного эффекта танцоры используют: пластику тела, танцевальные жесты, позы и движения-действия, динамику пластики (темп), музыкально-пластический ритм, пространственную амплитуду исполнения движения, пространственное направление, расположение, перемещение и ракурс фигуры танцовщика (визуально-семантическое значение) [8].
Исполнение композиции можно считать удачным, если публика восприняла ее как целостное произведение, а не набор из его отдельных составляющих: движений, поз, вариаций и поддержек. Для достижения эффекта целостности артисту требуется сохранять достаточно высокую степень концентрации внимания, будучи погруженным в непрерывный процесс воплощения образов в танцевальных движениях.
Танцевальная выразительность основывается на теле, понимаемом не только как инструментальная ценность, но как источник смыслов. Смыслы провоцируются событием. Выразительный танец делает тело событием. Одной главных задач педагогов-хореографов является работа с исполнителями над тем, как сделать тело событием [Филатов С. Танцевальная техника и выразительность. URL: http://dancerussia.ru/ publication/333.html (дата обращения: 30.04.2015)].
Музыка передает танцовщику, умеющему грамотно использовать ее ресурсы, необходимую психоэмоциональную настройку для воплощения танцевально-выразительного художественного образа, поэтому о танцевальной выразительности также можно говорить как о хореографическом воплощении музыкального содержания произведения.
Органичное существование исполнителя на сцене возможно только в случае абсолютной психофизической готовности открыть зрителям во время исполнения танца свой внутренний мир. Для исполнения технически насыщенной хореографии требуется колоссальная концентрация танцора, следовательно, музыкальная чувствительность и пластическая выразительность должны быть развиты на уровне рефлекса. Чтобы «душой исполненный полет» артиста и движения его тела гармонично дополняли и не могли существовать отдельно друг от друга. Движение само по себе не может быть бессодержательным. Несовершенное исполнение или недосказанность, по сути, уже могут являться эквивалентом содержания [6].
Таким образом, развитие физических данных, совершенствование технического мастерства исполнителей является средством для решения главной задачи – способностью подчинить все свои знания и умения для создания выразительного художественного образа в каждом хореографическом произведении.
При создании учебной вариации педагогам необходимо придерживаться принципа органичного сочетания технических и художественно-творческих задач:
- Задавать смысловую логику движений: «наполнить» их выразительным смыслом, символичным, абстрактным, даже элементарным.
- Создавать эмоциональную установку, предполагающую погружение исполнителей в эмоционально-психическое состояние: учебные вариации должны быть «насыщены» пластическими эмоциями или определенной образной характерностью, настроением, чувством, передаваемыми через пластику, мимику и танцевальный жест.
Воспитание танцоров как артистов в этом случае предполагает постановку перед ними художественно-творческих и технических задач в «предлагаемых обстоятельствах». Направляемые творческой сверхзадачей, исполнители будут сознательно выполнять танцевальные действия в атмосфере предлагаемых обстоятельств и эмоциональной установки, тем самым учиться передавать мысли и чувства через язык движений тела [6].
Воспитание и развитие выразительности, артистичности танцоров возможно проводить не только совместно с обучением хореографической технике, но и при помощи дополнительных занятий, направленных исключительно на развитие актерских навыков исполнителей. К. С. Станиславский связывал актерское мастерство с психологическим погружением в мир персонажа, которое в искусстве хореографии порой нивелируется. Большее внимание, как правило, уделяется хореографически точному исполнению движений, без привязки их к танцевальному образу.
Педагог по актерскому мастерству и пластической выразительности Е. Е. Навиславская отмечает необходимость внедрения основ актерского мастерства в хореографию, применяя систему К. С. Станиславского, биомеханику B. Э. Мейерхольда, практику анализа Р. Лабана, технику актера М. Чехова, гимнастику Э. Декру, принципы лаборатории Е. Гротовского. По ее мнению, для достижения наилучших результатов в области танцевальной выразительности хореографическую подготовку исполнителей следует сочетать с освоением практик, методик и приемов, заимствованных из обучающих программ и дисциплин драматического театра [6]. Кроме того, для хореографического искусства особенную ценность несёт изучение законов биомеханики, которая помогает закреплять автоматизмы танцевальных движений.
Как показывают исследования, важную роль для достижения всестороннего мастерства по управлению собственным телом, эмоциями, вниманием и волей играет применение методов по расширению самосознания, применяемых в телесно-ориентированной и арт-терапии. Апробация в педагогике хореографии данных практик и методов будет способствовать улучшению качественного уровня танцевальной выразительности исполнителей, а также благотворно отразится на их психическом и физическом здоровье, формируя тем самым моральную устойчивость и личностное развитие.