Автор(-ы):
Гладких Маргарита Константиновна
Евдокимова Ирина Викторовна
Мишурова Галина Викторовна
Погореленко Алина Петровна
5 апреля 2024
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается понятие «слоговая структура слова», представлены этапы и направления работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Текст статьи
Чистая и правильная речь является одним из важнейших условий нормального психического развития ребенка. При помощи речи ребенок общается, а также легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, при помощи речи выражает свои желания, мысли или требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием речи следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы языка. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта [2, с. 14].
Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Слоговая структура слова – это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре. Слог является минимальной единицей речевого потока [4, с. 28].
Усвоение слогового состава слова детьми интенсивно протекает в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Усвоение звукового состава слова формируется позже, чем овладение слоговым составом. При нормальном развитии любая структура проходит определенные стадии развития, прежде чем ребенок овладеет нормативным механизмом этой структуры.
Искажения слова зависят как от уровня речевого недоразвития ребенка, так и от его характера. В одних случаях недоразвитие речи влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слоговых рядов.
У детей с общим недоразвитием речи выявлены нарушения слоговой структуры слова следующего характера: сокращения слогов (элизии), сокращения согласных в стечениях, увеличение слогов (итерации), перестановки слогов, перестановки согласных, замены согласных звуков по типу уподобления, замены гласных звуков по типу уподобления, добавления звуков по типу уподобления [3, с. 21].
Практика логопедической работы указывает на то, что коррекция слоговой структуры слова – одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи.
Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.
В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа:
1 этап – подготовительный, целью которого является подготовка ребенка к усвоению ритмической стороны речи. Работа проводится на вербальном и невербальном материале.
2 этап – коррекционный, целью которого является коррекция нарушений слоговой структуры слова у ребенка. Работа проводится на вербальном материале [1, с. 32].
Подготовительный этап включает работу по: формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; развитию временно-пространственной ориентировки; развитию динамической и темпо-ритмической организации движений.
Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки подразделяются на следующие направления работы:
Развитие временно-пространственной ориентировки включает в себя использование нескольких игр: игра «Зайчик пошел в гости», игра «Что сначала, что потом», игра «Посмотри и повтори».
Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений включает в себя следующие направления работы:
Коррекционный этап включает работу на вербальном материале и состоит из нескольких уровней: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок, стихов.
Начинать работу необходимо с более легких, посильных заданий, постепенно переходя к трудным, требующим от ребенка максимальной концентрации внимания, умственных усилий, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка.
Для составления коррекционных занятий по развитию слоговой структуры слова необходимо учитывать ведущую деятельность, использовать системный подход.
Список литературы
Поделиться
Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/8954-korrektsionno-pedagogicheskaya-rabota-po-preo