Главная
АИ #14 (196)
Статьи журнала АИ #14 (196)
Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры с...

Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Автор(-ы):

Гладких Маргарита Константиновна

Евдокимова Ирина Викторовна

Мишурова Галина Викторовна

Погореленко Алина Петровна

5 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

слоговая структура слова
общее недоразвитие речи
пространственные представления
оптико-пространственная и временно-пространственная ориентировка
динамическая и темпо-ритмическая организация движений

Аннотация статьи

В статье рассматривается понятие «слоговая структура слова», представлены этапы и направления работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Текст статьи

Чистая и правильная речь является одним из важнейших условий нормального психического развития ребенка. При помощи речи ребенок общается, а также легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, при помощи речи выражает свои желания, мысли или требования. К сожалению, в наши дни у детей становится все больше и больше речевых нарушений, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Под общим недоразвитием речи следует понимать различные сложные речевые расстройства, при которых у детей при нормальном слухе и интеллекте нарушается формирование всех компонентов речевой системы языка. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствуют нарушения слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта [2, с. 14].

Под понятием «слоговая структура слова» принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове. Слоговая структура слова – это умение чередовать ударные и безударные слоги различной организации; слоговая структура слова представляет собой кинетическую артикуляционную программу; на усвоение этой программы влияют те компоненты, которые содержатся в самой слоговой структуре. Слог является минимальной единицей речевого потока [4, с. 28].

Усвоение слогового состава слова детьми интенсивно протекает в раннем возрасте и заканчивается к началу дошкольного возраста. Усвоение звукового состава слова формируется позже, чем овладение слоговым составом. При нормальном развитии любая структура проходит определенные стадии развития, прежде чем ребенок овладеет нормативным механизмом этой структуры.

Искажения слова зависят как от уровня речевого недоразвития ребенка, так и от его характера. В одних случаях недоразвитие речи влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слоговых рядов.

У детей с общим недоразвитием речи выявлены нарушения слоговой структуры слова следующего характера: сокращения слогов (элизии), сокращения согласных в стечениях, увеличение слогов (итерации), перестановки слогов, перестановки согласных, замены согласных звуков по типу уподобления, замены гласных звуков по типу уподобления, добавления звуков по типу уподобления [3, с. 21].

Практика логопедической работы указывает на то, что коррекция слоговой структуры слова – одна из важнейших и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, которые имеют общее недоразвитие речи.

Многие авторы сходятся во мнении, что для становления слоговой структуры слова значимыми являются такие неречевые процессы, как оптико-пространственная ориентация, возможности темпо-ритмической организации движений и действий, способность к серийно-последовательной обработке информации.

В коррекционной работе по преодолению нарушений слоговой структуры слова выделяют 2 этапа:

1 этап – подготовительный, целью которого является подготовка ребенка к усвоению ритмической стороны речи. Работа проводится на вербальном и невербальном материале.

2 этап – коррекционный, целью которого является коррекция нарушений слоговой структуры слова у ребенка. Работа проводится на вербальном материале [1, с. 32].

Подготовительный этап включает работу по: формированию пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки; развитию временно-пространственной ориентировки; развитию динамической и темпо-ритмической организации движений.

Формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки подразделяются на следующие направления работы:

  1. Ориентировка в собственном теле (игра «Вот какие мы», игра «Наводим порядок»).
  2. Ориентировка в трехмерном пространстве (игра «Поезд», игра «Где звенит?»).

Развитие временно-пространственной ориентировки включает в себя использование нескольких игр: игра «Зайчик пошел в гости», игра «Что сначала, что потом», игра «Посмотри и повтори».

Развитие динамической и темпо-ритмической организации движений включает в себя следующие направления работы:

  1. Совершенствование движений моторики: общей, мелкой, артикуляционной (игра «Делай как я», игра «Пальчики здороваются», артикуляционные упражнения: чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: «Лягушка» – «Хоботок» – «Бублик»; «Часики»; «Лопатка» – «Иголочка»).
  2. Развитие чувства темпа (игра «Мышка и кошка»).
  3. Формирование чувства ритма (игра «Гром»).
  4. Воспроизведение заданного ритма на слух (игра «Заинька и ложки» Взрослый играет ребенку на ложках любой из предложенных ритмов: / //; // /; // //; / // /).

Коррекционный этап включает работу на вербальном материале и состоит из нескольких уровней: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слов; уровень коротких предложений; уровень чистоговорок, стихов.

  1. Уровень гласных звуков (Произнесение ряда из двух, трех и более звуков: в сопровождении символов («Звуковички»), без зрительной опоры. Произнесение ряда гласных с выделением одного из них ударением. Узнавание и произнесение ряда гласных по беззвучной артикуляции взрослого. Произнесение ряда гласных, изменяя громкость, темп, «настроение» (грустно, злобно, ласково) голоса. Произнести столько гласных, сколько на поляне цветочков).
  2. Уровень слогов (Работа проводится с разными типами слогов: с общим согласным (например, упр. «Катаем снежную бабу» – имитируя движения, произносить: ба-бо-бу-бы); с общим гласным (ка-та-ма-ва); обратные слоги (скажи «ав-ав» столько раз, сколько точек нарисовано); закрытые слоги, их ряды и пары (различные звукоподражания); прямые и обратные слоги с оппозиционными звуками: по твердости – мягкости, звонкости – глухости («забиваем гвоздики молотком: та-да-та-да, то-до-то-до»); слоги со стечением; сочетание произнесения слоговых рядов с каким-либо ритмичным движением: с рисованием или обведением ломаных линий; с раскладыванием палочек, кружочков; с рисованием пальцем узоров в крупе, насыпанной в мелкую коробку; работа с ритмическими схемами (упражнение «Курочка»: ребенку предлагается ритмическая схема // / // / /// /, нужно ее озвучить: ко-ко ко ко-ко ко ко-ко-ко ко ко).
  3. Уровень слов (Игра «Слоговые дорожки», игра «Слоговые домики», игра «Дом – замок – избушка», упражнение «Додумай слово», игра «Паровоз»).
  4. Уровень коротких предложений (Игра «Добавлялки», игра «Снежный ком»).
  5. Уровень чистоговорок, стихов (Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом; игра «Подскажи словечко»).

Начинать работу необходимо с более легких, посильных заданий, постепенно переходя к трудным, требующим от ребенка максимальной концентрации внимания, умственных усилий, выполняя которые ребенок может творчески манипулировать разнообразными объектами.

Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития ребенка.

Для составления коррекционных занятий по развитию слоговой структуры слова необходимо учитывать ведущую деятельность, использовать системный подход.

Список литературы

  1. Агранович З.Е. Коррекция нарушений звуко-слоговой структуры слов у детей / З.Е. Агранович. – Спб.: Детство-Пресс, 2014. – 66 с.
  2. Жукова Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичев Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: КнигоМир, 2011. – 320 с.
  3. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией [Электронный ресурс] / А.К. Маркова // Педагогическая библиотека [сайт] / Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: АПН РСФСР, 1961. – С. 59-70. – Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0055/4-0055-1.shtml.
  4. Сазонова С.Н. Развитие речи дошкольников с общим недоразвитием речи (Комплексный подход): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / C.Н. Сазонова. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 144 с.

Поделиться

486

Гладких М. К., Евдокимова И. В., Мишурова Г. В., Погореленко А. П. Коррекционно-педагогическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Актуальные исследования. 2024. №14 (196). Ч.II.С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/8954-korrektsionno-pedagogicheskaya-rabota-po-preo

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля