Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Развитие сенсорных способностей детей младшего школьного возраста посредствам не...

Развитие сенсорных способностей детей младшего школьного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

сенсорные способности
сенсорное развитие
нетрадиционные техники рисования
младший школьный возраст

Аннотация статьи

В статье рассматриваются особенности развития сенсорных способностей в младшем школьном возрасте. Развитие сенсорных способностей детей у детей в начальной школе возрасте является фундаментом, для дальнейшего интеллектуального развития. Особое значение для развития сенсорных способностей, имеют продуктивные виды деятельности. Нетрадиционные техники рисования предоставляют огромную возможность думать, пробовать и экспериментировать, дети в процессе рисования всегда заинтересованы. Работа над данной проблемой показывает, что рисование нетрадиционными техниками, способствует продуктивному сенсорному развитию.

Текст статьи

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития младшего школьника. Познание начинается с восприятия предметов и явлений окружающего мира. Все остальные формы познания – мышление, запоминание, воображение – создаются на основе перцептивных образов, являются результатом их обработки. Поэтому нормальное психическое и умственное развитие не может происходить без опоры на целостное восприятие.

Сенсорные способности начинают развиваться у ребенка в уже младшем школьном возрасте. Рекомендуется помочь ребенку привыкнуть к этому миру, научиться пользоваться заложенными природой рефлексами и чувствами. На пути к вершине знаний, важен каждый маленький шаг, которой совершает ребенок, в дальнейшем это будет являться фундаментов, для значительных достижений. Сенсорный опыт в младшем школьном возрасте обогащается за счет развития работы различных анализаторов (слухового, тактильного, зрительного, моторного, вкусового, обонятельного).

Большое значение отводится сенсомоторным действиям, потому что, чтобы познакомиться ребенку с миром, который его окружает, а в частности с предметами, ему обязательно нужно их потрогать, погладить или понюхать. Понимание сенсорного эталона – это значит, что нужно назвать какое-то свойство предмета, для этого необходимо иметь точные представления для анализа и выделенных свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях [2, с. 23-27].

Проблема развития сенсорных способностей детей, считалась одной из основных в истории развития дошкольной и школьной педагогики на всех этапах. На протяжении всего времени известные педагоги (Ф. Фребель, Ж. Декроли, Е. А. Тихеева, М. Монтессори и др.) разрабатывали разные системы по развитию у детей сенсорных способностей.

Педагогами разрабатывалось содержание и методы, благодаря которым ребенок сможет познавать мир, который его окружает, со свойствами предметов и их отношениями. В работах рассматривалась более широкая педагогическая система, в которую включалось развитие восприятия и представлений. Создавались различные упражнения и игры, направленные на улучшение слуха, осязания и зрения.

Процесс познания ребенком мира, который его окружает, как правило, самопроизволен, именно тогда и происходит развитие сенсорного восприятия, но организованная помощь со стороны взрослого, может позволить сделать это более эффективно.

Если следовать логики сенсорного развития детей, известный психолог Л. А. Венгер, считал, что завершающей целью сенсорного развития, становиться овладение ребенком сенсорной культуры человека.

Сенсорное развитие помогает обрести ребенку основу для: интеллектуального развития; развития логического мышления; развития внимания, памяти, наблюдательности, формирование усидчивости; развития воображения, удачной творческой деятельности.

Ребенок в период младшего школьного возраста, с особым интересом и довольно активно знакомится с миром, который его окружает, узнает предметы и их формы, задача взрослого обеспечить условиями и разнообразными способами исследования мира, чтобы помочь ребенку получить новые впечатления.

Вершина сенсорного развития формируется за счет разделение не похожих друг на друга предметов по цвету. Практический опыт, дети школьного возраста, получают, в процессе многократных сравнений цвета, размера и формы, при попытках подобрать предметы или их части, соответствующие друг другу, что может привести его к получению результатов в повседневной жизни. Нередко можно пронаблюдать, как ребенок увлеченно и с интересом рассматривает красочное изображение, даже не понимая, что оно перевернуто. Дети должны понимать, что цвет, размер и форма, и другие постоянные признаки предмета, необходимо учитывать при различных действиях [1, с. 78-82].

Последовательное понимание ребенком сенсорной культуры начинается на этапе младшего школьного возраста. Особенности сенсорного развития в младшем школьном возрасте происходят при формировании нового типа внешних ориентировочных действий «попробовать»; визуальное соотнесение предметов по различным признакам; формирование первичных представлений о свойствах предметов. В результате непрерывной работы по сенсорному воспитанию детей младшего школьного возраста формируются сенсорные способности, так выделяет, Г. А. Урунтаева [4, с. 144-149].

Рисование – это очень важное средство развития знаний эстетического воспитания и познания мира, связанного с самостоятельной творческой и практической деятельностью детей. В процессе изобразительной деятельности, у детей развиваются различные навыки, умения и способности, так же развивается чувство цвета или, например, координация глаза. Так же у детей улучшается художественный вкус, наблюдательность и творческие способности. От методов и приемов, которые использует педагог, зависит успех обучения и воспитания детей. С их помощью педагог сможет сформировать знания, умения, навыки, донести содержания материала и развивать способности в разных областях деятельности.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать и экспериментировать [3, с. 11-25].

Одним из достоинств применения нетрадиционных техник рисования, является универсальность, ведь они позволяют показать необычные сочетания инструментов и материалов, а технология выполнения, привлекает внимание и доступны взрослым и детям. Нетрадиционные техники рисования, поэтому и вызывают интерес у детей, так как они могут открыть наиболее большие возможности для самовыражения фантазий и желаний.

В процессе рисования у ребёнка улучшается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Рисование необычными материалами всегда вызывает интерес и положительные эмоции у детей, так как удивляет своей непредсказуемостью потому, что в рисование используются хорошо знакомые предметы детям.

Нетрадиционных техник рисования достаточно много, они помогают ребенку достичь ожидаемого результата быстрее, в этом и заключается необычность процесса.

В младшем школьном возрасте можно выделить наиболее актуальные и эффективные техники нетрадиционного рисования: рисование мыльными пузырями, рисование пробками, вилками, рисование ладонью, ватными палочками, сыпучими веществами, рисование при помощи перышка, рисование мятой бумагой, пальчиками.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития сенсорных процессов, воображение, образного мышления, а изобразительная деятельность оказывает непосредственное влияние на их развитие.

Таким образом, использование нетрадиционных техник рисования оказывает большое влияние на развитие сенсорных способностей детей. Это даже своего рода небольшая игра, ведь они позволяют детям чувствовать себя, свободнее, помогают в развитии фантазии, дают волю для самовыражения, а также, способствует продуктивному сенсорному развитию.

Список литературы

  1. Венгер Л.А., Мухина В.С. Сенсорное воспитание дошкольников / Л.А. Венгер, В.С. Мухина // Воспитание младших школьников – 2017. – С. 78-82.
  2. Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до девяти лет / Л.А. Венгер // Книга для воспитателей д/с и учителей начальных классов. – 2016. – С. 23-27.
  3. Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников и младших школьников / Т.С. Комарова // Монография. – 2014. – С. 11-25.
  4. Урунтаева Г.А. Психология младших школьников / Г.А. Урунтаева // Учебное пособие для студентов. – 2019. – С. 144-149.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – URL: https://sh-sazonovskaya-r19.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/30/50/FGOS_NOO_ot_18.07.2022. (дата обращения: 05.03.2024 г.).

Поделиться

1071

Пинигина А. К. Развитие сенсорных способностей детей младшего школьного возраста посредствам нетрадиционных техник рисования // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/8961-razvitie-sensornikh-sposobnostej-detej-mladsh

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря