Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Внедрение национально-регионального компонента при обучении технологии

Внедрение национально-регионального компонента при обучении технологии

Автор(-ы):

Павлова Екатерина Алексеевна

8 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

национально-региональный компонент
эмоционально-положительное отношение
региональное образование
родной язык
литература
история
география региона

Аннотация статьи

Каждый народ бережно относится к многовековым традициям предков, которые во все времена способствовали межнациональному сотрудничеству и согласию, социально-экономическому и духовному развитию каждого региона. Формирование и развитие любого этноса определяют события, происходящие не только в окружающем пространстве, но и далеко за его пределами.

В настоящее время национально-региональный компонент стал очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий теряется нить, которая связывает нас с прошлым, настоящим и будущим. Современный человек должен восстановить и сохранить ту хрупкую нить, что и предполагает национально-региональный компонент. Изучение национально-регионального компонента в школах является важнейшим средством связи обучения с жизнью и должно быть направлено на воспитание у учащихся культуры общения, патриотических чувств, толерантности и миролюбия, на приобщение детей к богатейшему миру национальной среды.

Текст статьи

Современный государственный общеобразовательный стандарт, который представлен базисным учебным планом и учебными программами по предметам, значительно отличается от планов и программ прошлых лет. Они дают учреждениям возможность переходить на более свободные формы организации учебного процесса, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, что дало возможность многим школам изменить свой статус, стать профильными или многопрофильными гимназиями и лицеями, школами, работающими по определенным направлениям.

Вопрос о введении регионального компонента в процесс обучения является достаточно актуальным, хотя далеко и не новым. Различные аспекты и принципы реализации регионального компонента в образовательной практике стали предметом изучения ещё основоположников и классиков педагогической науки. Однако анализ современной методической литературы, изучение передового педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не имеется научно-обоснованной, адаптированной и комплексной программы при обучении технологии с учетом введения национально-регионального компонента в учебный процесс на разных уровнях обучения, хотя регионализация является одной из важнейших тенденций развития образования.

Составляющие национальной культуры – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.

Народное творчество корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь.

В настоящее время ощущается необходимость в изучении истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа. Обретение истории родного края – это начало духовного возрождения. На сегодняшний день существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимания национально-региональному компоненту.

Поэтому, по моему мнению, необходимо вести работу по формированию у ребёнка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; желание узнать больше об обычаях и традициях родного края.

Цель исследования – представить возможности использования национально-регионального компонента в современных образовательных условиях при обучении технологии.

Под национально-региональным компонентом следует понимать систематическое и последовательное включение в образовательный курс технологии местного языкового материала. А в педагогической науке под национально-региональным компонентом понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации. Некоторые ученые понимают национально-региональный компонент как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.)». При этом отмечается, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.).

Внедрение национально-регионального компонент на уроках технологии, при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» учащиеся получат основные теоретические сведения, знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, ремесел русского и бурятского народа. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделию, об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций, учатся изготавливать бурятские национальные поделки и сувениры своими руками.

Вариантами объектов труда могут быть предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, сувениры, украшения, изделия из текстильных материалов.

Через технологию изготовления, учащиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Разрабатывают эскизы изделий и их декоративное оформление, выбирают материал с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определяют последовательности изготовления деталей и сборки изделия.

Главная задача в том, чтобы каждый урок труда был интересным, полезным, чтобы любой ученик смог овладеть хотя бы некоторыми приемами народного мастерства.

При этом важно построить уроки так, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве, а также во взаимосвязи с этими знаниями вырабатывались приемы ремесла.

В программе по трудовому обучению не выделено специального раздела или темы по изучению народного творчества, но практически любая тема, может быть дана как часть общей проблемы.

Список литературы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Государственная информационная система «Реестр примерных основных общеобразовательных программ». Примерная программа воспитания. [Электронный ресурс] URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaja-programma-vospitanija.
  3. Белогуров, А.Ю. Проблемы развития этнорегиональных образовательных систем / А. Ю. Белогуров // Педагогика. – 2003.
  4. Воскресенская, Н.М. Образование и многообразие культур / Н.М. Вознесенская // Педагогика. – 2000.
  5. Демин, А.М. Содержание регионального компонента образования школы поликультурной модели (опыт построения) / А.М. Демин // Проблемы социогуманитарного образования региона: материалы четвертой межрегион, очно-заочной науч.–практ. конф. / под. ред. Л.Ю. Головеевой, И.И. Макаровой, С.В. Хомутцова. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2006.

Поделиться

144

Павлова Е. А. Внедрение национально-регионального компонента при обучении технологии // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 25-27. URL: https://apni.ru/article/8963-vnedrenie-natsionalno-regionalnogo-komponenta

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня