Современный государственный общеобразовательный стандарт, который представлен базисным учебным планом и учебными программами по предметам, значительно отличается от планов и программ прошлых лет. Они дают учреждениям возможность переходить на более свободные формы организации учебного процесса, более свободный выбор школами учебных предметов и объемов их изучения, что дало возможность многим школам изменить свой статус, стать профильными или многопрофильными гимназиями и лицеями, школами, работающими по определенным направлениям.
Вопрос о введении регионального компонента в процесс обучения является достаточно актуальным, хотя далеко и не новым. Различные аспекты и принципы реализации регионального компонента в образовательной практике стали предметом изучения ещё основоположников и классиков педагогической науки. Однако анализ современной методической литературы, изучение передового педагогического опыта позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время не имеется научно-обоснованной, адаптированной и комплексной программы при обучении технологии с учетом введения национально-регионального компонента в учебный процесс на разных уровнях обучения, хотя регионализация является одной из важнейших тенденций развития образования.
Составляющие национальной культуры – это совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемых данной этнической общностью основных способов взаимодействия с природой и социальным окружением.
Народное творчество корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь.
В настоящее время ощущается необходимость в изучении истории родного края, обычаев, традиций и духовной культуры бурятского народа. Обретение истории родного края – это начало духовного возрождения. На сегодняшний день существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем, не уделено должного внимания национально-региональному компоненту.
Поэтому, по моему мнению, необходимо вести работу по формированию у ребёнка чувства любви к Родине, воспитание у него эмоционально-положительного отношения к тем местам, где он родился и живёт; желание узнать больше об обычаях и традициях родного края.
Цель исследования – представить возможности использования национально-регионального компонента в современных образовательных условиях при обучении технологии.
Под национально-региональным компонентом следует понимать систематическое и последовательное включение в образовательный курс технологии местного языкового материала. А в педагогической науке под национально-региональным компонентом понимается «часть содержания образовательного процесса, которая отражает национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык, литература, история, география региона), особые потребности и интересы в области образования народов нашей страны в качестве субъектов федерации. Некоторые ученые понимают национально-региональный компонент как «часть содержания образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культуры (родной язык и литература, история и география региона и т. п.)». При этом отмечается, что ряд образовательных областей представлен как федеральным, так и национально-региональными компонентами (история и социальные дисциплины, искусство, трудовая подготовка и др.).
Внедрение национально-регионального компонент на уроках технологии, при изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» учащиеся получат основные теоретические сведения, знакомятся с традиционными видами декоративно-прикладного творчества и народных промыслов, ремесел русского и бурятского народа. Основной принцип художественно-прикладного конструирования: единство функционального назначения и формы изделия. Получают сведения об эстетических и эргономических требованиях к изделию, об учете технологии изготовления изделия и свойствах материала, основных средствах художественной выразительности, видах поделочных материалов и их свойствах. Узнают о видах и правилах построения орнаментов, различных композиций, учатся изготавливать бурятские национальные поделки и сувениры своими руками.
Вариантами объектов труда могут быть предметы хозяйственно-бытового назначения, игрушки, кухонные принадлежности, сувениры, украшения, изделия из текстильных материалов.
Через технологию изготовления, учащиеся получают знания о национально-региональных особенностях. Разрабатывают эскизы изделий и их декоративное оформление, выбирают материал с учётом декоративных и технологических свойств, эксплуатационных качеств. Определяют последовательности изготовления деталей и сборки изделия.
Главная задача в том, чтобы каждый урок труда был интересным, полезным, чтобы любой ученик смог овладеть хотя бы некоторыми приемами народного мастерства.
При этом важно построить уроки так, чтобы у детей сложилась определенная система знаний о народном искусстве, а также во взаимосвязи с этими знаниями вырабатывались приемы ремесла.
В программе по трудовому обучению не выделено специального раздела или темы по изучению народного творчества, но практически любая тема, может быть дана как часть общей проблемы.