Изменения, происходящие в различных сферах общественной жизни России – политической, экономической, научно-технической, культурной, бросают новые вызовы современной системе образования, главной целью которой является формирование саморазвивающейся личности, обладающей системными знаниями. Модель выпускника средней общеобразовательной школы в соответствии новым ФГОС предполагает наличие следующего познавательного потенциала:
- широкая мотивация к непрерывному образованию, к усвоению общечеловеческой культуры (обучаемость);
- интерес к научному познанию мира и себя;
- способность к логическому, продуктивному, творческому мышлению;
- взвешенность мыслей, слов, поступков.
Другими словами, необходимо с первых дней обучения в школе формировать функциональную грамотность школьника, которая является основой развития глобальных компетенций, т. е. способность ученика использовать свои знания самостоятельно или в команде для решения масштабных проблем.
Особо актуальным в наше время является метод изучения истории на основе системного подхода к структурированию изучаемого материала, который по сути является методом познания. Системный подход, в современной науке изменяет способы производства теоретического знания, схему познавательного движения в объекте, по-новому открывает предмет исследования и способ его описания; изменяет структуру знания о предмете, понятийный строй науки и научного мышления.
Проектирование специальных технологий и методов системного подхода осуществляется с соблюдением присущих ему принципов. В этой связи особую актуальность приобретает технология системного подхода к интенсификации учебного процесса. Системный подход лежит в основе практически любой технологии обучения, включая педагогическую технологию, изучению и реальному воплощению которой посвящено множество работ. Придерживаясь мнения о системном подходе как к педагогически и экономически обоснованному процессу дающему гарантированные, потенциально воспроизводимые запланированные педагогические результаты, включающие формирование функциональной грамотности путем раскрытия структурно переработанного содержания изучаемого материала, считаю внедрение системного подхода в изучение дисциплин необходимым условием оптимизации процесса обучения, так как он предполагает раскрытие сути педагогического процесса – как системы, в которой содержание, логика изучения педагогических дисциплин отражает системные категории, наполненные конкретной педагогической сущностью. Понятие системы органически связано с понятием структуры. Структурные исследования включают научные познания в рамки строгих закономерностей. Структура немыслима вне системы, равно как и система в своей основе всегда структурна. Структура как понятие может означать: строение, способ сочетания элементов системы; устойчивую картину взаимных отношений элементов целостного объекта: сеть связей между элементами. Структурирование учебного материала направлено на выявление его основных частей (элементов) и установление существенной связи между ними. При этом используется системный подход, позволяющий конструировать учебный (изучаемый) материал обобщенным, наглядным и обуславливающим объемное восприятие рассматриваемой информации.
На начальном этапе структурирования определяется целесообразность формирования структуры и наглядная форма ее воспроизведения. Как показывает практика, многие учащиеся не только не умеют обобщать изученный материал, но и видеть его взаимосвязанные составные части. В качестве одной из причин данного обстоятельства можно назвать отсутствие (или ограниченность) методов системного подхода к структурированию учебного материала и соответствующей организации учебных занятий. В связи с этим предлагаю метод структурирования изучаемого материала на основе системного подхода на уроках истории. Схема 1, предназначена для решения проблем интенсификации обучения за счет активизации познавательной и творческой деятельности обучаемых, развития y них навыков системного мышления, обобщения и унификации знаний в изучаемой дисциплине. Структурирование учебного материала направлено на выявление его основных частей (элементов) и установление существенной связи между ними. При этом используется системный подход, позволяющий конструировать учебный (изучаемый) материал обобщенным, наглядным и обуславливающим объемное восприятие рассматриваемой информации. Под объемным восприятием в данной работе понимается определенным образом построенная совокупность психических и дидактических мероприятий, оказывающих значительное влияние на повышение познавательной активности учащихся.
В процессе предъявления информации очень важно показать неразрывную связь явления и его сущности, однако это не означает, что между ними нет никаких различий, что они тождественны. Постигая сущность явлений, которая не лежит на поверхности, учащиеся часто сталкиваются с большими трудностями. Здесь вступает в силу условная наглядность, назначение которой – помочь преодолеть эти трудности. Условная наглядность – это наглядность на уровне сущности общего. Она выражается в таком проявлении знания, при котором учащиеся легко схватывают взглядом, слухом, мысленным взором главные особенности. Такой наглядностью могут служить предлагаемые структурно-логические схемы.
Сущность этого вида наглядности заключается в материализации внутренних связей общественных явлений и процессов. Такая наглядность создает у учащихся условные образы действительности, содействуя формированию преимущественно отвлеченных понятий по предмету.
Условная наглядность служит опорой мышления при раскрытии сущности и закономерностей общественных явлений и процессов. Это достигается тем, что в средствах такой наглядности фиксируются существенные связи и отношения. Она делает наглядными количественные и качественные состояния и тенденции развития общества. Средства условной наглядности носят обобщенный и синтезирующий характер. Необходимость отражать действительность, скрытую от прямого восприятия, добиваться ее многомерного видения требует преимущественного применения на уроках структурно-логических схем.
Структурно-логические схемы являются хорошим средством отображения взаимосвязи предметов и явлений объективной действительности. Они являются ценным средством развития системного мышления. Использование их благотворно влияет на овладение учащимися такими мыслительными операциями, как вычленение главного, обобщение, систематизация и классификация. Для развития мышления очень важно проследить, как структурируется весь излагаемый материал; раскрываются способы познания и реализуется диалектическая логика при предъявлении содержания и способов познания исторического процесса. Структурирование материала при изложении означает представление информации в ближайших, а затем во все более отдаленных существенных связях. Важные процессы объясняются так, что становятся ясными их механизмы. Рассматриваемый объект представляется элементом более обширной системы и в доступных случаях сам характеризуется как система взаимосвязанных элементов.
Структурированию подлежит как каждая тема, так и целостная эпоха, изучаемая в курсе.
Каким бы конкретным содержанием учитель не наполнил урок, важно, чтобы ученики осознали связь между изучаемыми элементами. При изучении материала урока не столько важна схема событий, сколько становление в сознании учащихся схемы непременных связей между элементами исторического явления, изучаемого в процессе урока.
При применении системного подхода в процессе изучения нового материала требуется определенная реконструкция или переконструирование, то есть придание ему такой структуры, которая способствовала бы усвоению знаний в целостной системе. Этого можно достичь двумя путями.
Первое направление – от рассмотрения целостной системы или целостного системного объекта к анализу ее структуры – рассмотрению отдельных элементов системы и взаимосвязей между ними. При такой последовательности изучения сначала даются общие научные теоретические характеристики объекта как сложной системы, на основе анализа которых учащиеся переносят эти характеристики на отдельные элементы системы. Так осуществляется переход от общего к отдельному, от рассмотрения целостной системы к характеристике отдельных ее элементов и раскрытию взаимосвязей между ними.
Изучение материала в такой последовательности требует сочетание устного изложения с различными методами и приемами обучения – работой с учебником, справочной литературой, таблицами, использованием наглядных пособий и т. д. Изложение при этом может быть интегральным, то есть объединять основные положения, отраженные в ряде текстов учебника. Иногда такое изложение охватывает материал трех-пяти уроков, характеризующих объект в виде целостной системы. Последующие занятия направляют учащихся на глубокое проникновение в структуру данной системы, анализ ее отдельных элементов и связей между ними. Структуры этих систем учащиеся могут изучать самостоятельно на основе четко определенных познавательных и практических заданий. Работа контролируется и корректируется учителем, а результаты более сложных задач обсуждаются в классе. После изучения системного объекта проводится урок проверки и коррекции усвоенных знаний, навыков и умений, подводятся итоги, во время которых учитель обобщает важнейшие особенности системы, но на более высоком теоретическом уровне, чем во время вступительного обзорного изложения, и устанавливает связи с высшей по иерархии системой.
Изложение материала большими блоками (тема, раздел) позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные темы, параграфы. Но более существенна роль структурно-логических схем при раскрытии или усвоении учащимися внутренних объективных связей и отношений в явлениях. Схемы являются внешней опорой для мыслительной деятельности учащихся, направленной на выявление внутренней сущности изучаемых явлений, теоретической интерпретации исследований, проведенных учащимися или фактов, о которых они узнали от учителя или из учебника. Таким образом, применение на уроках истории структурно-логических схем способствует более полному и обстоятельному изучению и раскрытию внутренних связей и зависимостей в явлениях, установлению закономерностей или усвоению понятий и их категорий. Следует обучать учащихся строить структурно-логические схемы самостоятельно. Структура схемы 1 включает центральную часть, содержащую основную теорию, анализ данных, эксперименты, практику, опыт, влияющие факторы, проблемы. Кроме того, структурирование предусматривает возможность размещения необходимой графической иллюстрации с применением искусственного интеллекта. Новизной данного метода, в отличие от используемых на практике, является особенность представленной в таблице 1, её конструкция, продиктованная научным исследованием. При этом использование предлагаемой структурно логической схемы 1 в качестве инструментария для развития познавательной деятельности, творческого и критического мышления обучаемых.
Таблица 1
Структурирование изучаемого материала
Возможная или необходимая иллюстрация (например: схема, график, рисунок и т. д.) изучаемого материала |
Системный анализ |
Основная теория изучаемого материала |
Проблемы |
Исходные и необходимые данные: данные, получаемые в процессе решения поставленной задачи/проблемы, вопроса, ситуации, полученные результаты и т. д. |
Проблемы существующие и возникающие в процессе решения поставленных задач/заданий и т. д. Сопутствующие проблемы | ||
Влияющие факторы |
Эксперименты. Практика. Опыт | ||
Что влияет или может повлиять на основную теорию, на качество и эффективность системного анализа. Решение проблем с учетом различных факторов, условий, ситуаций. Решение специфических задач |
Моделирование. Экспериментальная проверка или развитие основной теории; экспериментальные методы исследования; практическое решение поставленных задач (заданий); передовой опыт решения аналогичных задач (проблем, вопросов, ситуаций). Личная практика и опыт |
В духовном развитии нового поколения, в выработке у него диалектического и критического мышления, способностей к самостоятельному суждению играет большую роль школьный курс истории. Он имеет основополагающее значение для формирования мировоззрения, исторического сознания, умения оценивать явления истории и современности. Изучение главных событий и фактов, причинно-следственных связей между ними, усвоение ведущих идей и понятий, знакомство с развитием науки и культуры способствует развитию духовных запросов и эстетических вкусов. Именно поэтому рассматриваем работу с данной схемой на примере изучения курса истории (табл. 2).
Таблица 2
Структурирование изучаемого материала (на примере уроков истории)
Анализ данных 1. Предпосылки 2. Причины 3. Повод 4. Ход 5. Последствия |
Основное содержание темы 1. Хронологические рамки 2. Географическое положение (локация) 3. Ход событий (таблица, схема) |
Проблемы 1. Характер события 2. Оценка событий (современниками, потомками, личная) 3. Проблемные задания в учебнике
|
Рисунок (можно создать с помощью искусственного интеллекта https://midjourney.co/ru) |
Исследования 1. Учебник 2. Документальный материал 3. Дополнительный материал (рефераты, проекты) | |
Влияющие факторы: 1. Экономические 2. Политические 3. Национальные 4. Социальные 5. Религиозные 6. Личностные |
Урок начинается с актуализации темы и целеполагания. Затем учитель рассказывает о предпосылках, причинах, ходе развития изучаемого исторического процесса или события с опорой на центральную часть схемы. По ходу рассказа учителя ребята заносят центральную часть схемы в тетради, что позволяет включать в работу зрительную, слуховую, моторную память. После завершения работы над центральной частью предлагаю учащимся проанализировать данные и записать их в верхнем левом углу таблицы. Можно задать вспомогательные вопросы: – что нового вы узнали при изучении данной темы? – что ещё необходимо проанализировать, чтобы детально разобраться в данном вопросе?
Изучение влияющих факторов на уроке является настоящим научным исследованием. Учащимся, сформированным по группам, необходимо прочитать текст учебника и используя знания, полученные на данном и предыдущих уроках не только по истории, но и других предметах выявить факторы, влияющие на развитие изучаемых событий. Работу в группах целесообразно проводить по ролям: учащиеся считаются по часовой стрелке; первые номера – выявляют экономические влияющие факторы; вторые – политические; третьи – социальные и т. д. Это позволяет обмениваться информацией не только между группами, но и внутри. Работа учащихся над выявлением проблем и их решением выводит на самый высокий – творческий уровень усвоения материала, т. к. позволяет применить метапредметные знания, полученные при изучении различных дисциплин (география, экономика, литература и др.), а также практически применять исторические знания, полученные ранее. При этом учащиеся обучаются говорению, свободному высказыванию своей точки зрения, т. е. коммуникативным навыкам в рамках овладения функциональной грамотностью, использованию знаний при решении современных проблем, таким образом, применение системного подхода к структурированию изучаемого материала на уроках истории на протяжении нескольких лет показало, что у учащихся возрос познавательный интерес к предмету, повысилось качество знаний, появилось осознанное отношение к уроку. Использование метода структурирования изучаемого материала на уроках позволяет вводить детей в целеполагание, обучать их системному мышлению, сотрудничеству, самоуправлению, самоанализу, обобщать и унифицировать знания, видеть целостную картину исторических событий, позволяет формировать личностное отношение к изучаемому материалу, формировать научное мировоззрение, что полностью соответствует требованиям нового ФГОС к формированию функциональной грамотности у обучающихся, а так же является реализацией принципов гуманизации и гуманитаризации в образовании.
Использование метода структурирования на уроках истории способно гарантировать у учащихся успех в обучении, способствует развитию коммуникативных качеств, осуществляет реализацию возрастных особенностей обучающихся – быть значимым, уметь общаться, дает возможность раскрыть врожденную потребность в активном познании окружающего мира.