Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисер...

Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисероплетению

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

творческие способности
средний школьный возраст
внеурочная деятельность
бисероплетение
декоративно-прикладное искусство

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальной проблеме – развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в век информатизации. Описаны определения понятий «творчество», «способности». Внеурочная деятельность по бисероплетению для развития творческих способностей.

Текст статьи

В современных условиях, когда технологии и инновации проникают во все сферы нашей жизни, способность к творчеству становится неотъемлемой частью успеха в различных сферах деятельности. Развитие творческих способностей способствует нахождению новых идей, решению проблем, а также обогащению личного потенциала.

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) отмечается, что «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [5].

Организация внеурочной деятельности позволит не только развивать творческие способности, но и создаст условия для укрепления семьи и преемственности национальных традиций.

Для определения сущности творческих способностей начнем с рассмотрения ключевых понятий «творчество» и «способности».

Что такое творчество? Вопрос развития творческих способностей привлекает внимание ученых с давних времен. В области психологии и педагогики существует множество различных теорий, концепций и подходов на понятие творчество:

  • «творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта» [1, с. 10].
  • А. Маслоу писал: «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [2, с. 486].
  • Э. П. Торренс определяет творчество как процесс, отмечая, что «определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса» [4, с. 188].

Под творческими способностями подразумевают «такую форму активной и самостоятельной деятельности, в процессе которой ребенок отступает от образца, стереотипа, экспериментирует, видоизменяет, создает что–то новое для себя и других» [3, с.107].

Важное значение имеет понимание того, что творческие способности детей – это не просто дар природы. «Творить – значит создавать. Каждый ребенок, независимо от возраста и уровня интеллектуального развития, способен созидать» [3, с. 100].

Развитие творческих способностей детей является важным аспектом обучения и воспитания. Творчество способствует развитию у детей фантазии, креативного мышления, умению находить нестандартные решения проблем, а также улучшает способности к самовыражению и самореализации.

Для развития творческих способностей обучающихся предлагаем внеурочное занятие по бисероплетению.

Программа внеурочной деятельности «О5уруо»

Пояснительная записка

Национальное искусство является незаменимой частью культуры каждого народа. Оно является выражением народной души и способом передачи культурного наследия из поколения в поколение. Это позволяет сохранить национальные традиции и уникальные художественные приемы, которые иначе могли бы быть утрачены со временем.

Бисероплетение – это древнее ремесло, которое оживляет прошлое. Бисер, как материал, обладает высокой стойкостью к времени. Это означает, что, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас во всей своей красочной гамме, созданной мастерами прошлого. Очарование бисероплетения заключается в его уникальности и неповторимости. Каждое изделие – это маленький шедевр, который раскрывает о великолепии давно прошедших времен. Разнообразие узоров и цветов, использование различных техник, позволяют создавать удивительные произведения искусства.

  • Возрастная группа: 12–14.
  • Объём часов: 36ч.
  • Продолжительность одного занятия: 45 минут.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить с историей бисероплетения;
  2. Способствовать к освоению техникам оплетения;
  3. Научить работать с различными материалами;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию творческого потенциала;
  2. Обеспечить условия для развития мелкой моторики;
  3. Формировать эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

  1. Побуждать к творческой деятельности;
  2. Привить интерес к традициям Родины;
  3. Воспитывать чувство самоуважения к выполненной работе.

Таблица

Структура внеурочной деятельности

Раздел

 

1

Основные техники и виды работ с бисером

7

2

Украшение из бисера с комбинированием основных техник бисероплетения

7

3

Создание украшений с национальным колоритом

22

Контроль и оценка результатов усвоения учащимися курса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результатом работы школьников могут служить отчетные выставки.

Внеурочная деятельность «Бисероплетение» как вид декоративно-прикладного искусства требует от учащихся творческого подхода, воображения и фантазии. Существует множество техник бисероплетения, что позволяет учащимся экспериментировать с различными материалами и создавать уникальные изделия. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики и координации движений, что положительно сказывается на общем развитии ребенка. Занятия бисероплетением воспитывают эстетический вкус, развивают чувство прекрасного и гармонии. Создает возможности для учеников общаться и сотрудничать друг с другом, способствуя их адаптации к обществу.

Таким образом, внеурочная деятельность «Бисероплетение» является актуальным и эффективным средством развития творческих способностей учащихся, что соответствует современным требованиям образования.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 434 с.
  2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-e изд. СПб. 2008. 352 с.
  3. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. М.: Просвещение, 2009. 320 с.
  4. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. СПб: Питер, 2013. 320 с.
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – (Стандарты второго поколения).

Поделиться

1003

Охлопкова В. Г. Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисероплетению // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/8969-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-obuchayush

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря