В современных условиях, когда технологии и инновации проникают во все сферы нашей жизни, способность к творчеству становится неотъемлемой частью успеха в различных сферах деятельности. Развитие творческих способностей способствует нахождению новых идей, решению проблем, а также обогащению личного потенциала.
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) отмечается, что «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [5].
Организация внеурочной деятельности позволит не только развивать творческие способности, но и создаст условия для укрепления семьи и преемственности национальных традиций.
Для определения сущности творческих способностей начнем с рассмотрения ключевых понятий «творчество» и «способности».
Что такое творчество? Вопрос развития творческих способностей привлекает внимание ученых с давних времен. В области психологии и педагогики существует множество различных теорий, концепций и подходов на понятие творчество:
- «творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта» [1, с. 10].
- А. Маслоу писал: «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [2, с. 486].
- Э. П. Торренс определяет творчество как процесс, отмечая, что «определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса» [4, с. 188].
Под творческими способностями подразумевают «такую форму активной и самостоятельной деятельности, в процессе которой ребенок отступает от образца, стереотипа, экспериментирует, видоизменяет, создает что–то новое для себя и других» [3, с.107].
Важное значение имеет понимание того, что творческие способности детей – это не просто дар природы. «Творить – значит создавать. Каждый ребенок, независимо от возраста и уровня интеллектуального развития, способен созидать» [3, с. 100].
Развитие творческих способностей детей является важным аспектом обучения и воспитания. Творчество способствует развитию у детей фантазии, креативного мышления, умению находить нестандартные решения проблем, а также улучшает способности к самовыражению и самореализации.
Для развития творческих способностей обучающихся предлагаем внеурочное занятие по бисероплетению.
Программа внеурочной деятельности «О5уруо»
Пояснительная записка
Национальное искусство является незаменимой частью культуры каждого народа. Оно является выражением народной души и способом передачи культурного наследия из поколения в поколение. Это позволяет сохранить национальные традиции и уникальные художественные приемы, которые иначе могли бы быть утрачены со временем.
Бисероплетение – это древнее ремесло, которое оживляет прошлое. Бисер, как материал, обладает высокой стойкостью к времени. Это означает, что, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас во всей своей красочной гамме, созданной мастерами прошлого. Очарование бисероплетения заключается в его уникальности и неповторимости. Каждое изделие – это маленький шедевр, который раскрывает о великолепии давно прошедших времен. Разнообразие узоров и цветов, использование различных техник, позволяют создавать удивительные произведения искусства.
- Возрастная группа: 12–14.
- Объём часов: 36ч.
- Продолжительность одного занятия: 45 минут.
Цель программы – создание условий для развития творческих способностей.
Образовательные задачи:
- Познакомить с историей бисероплетения;
- Способствовать к освоению техникам оплетения;
- Научить работать с различными материалами;
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию творческого потенциала;
- Обеспечить условия для развития мелкой моторики;
- Формировать эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
- Побуждать к творческой деятельности;
- Привить интерес к традициям Родины;
- Воспитывать чувство самоуважения к выполненной работе.
Таблица
Структура внеурочной деятельности
№ |
Раздел |
|
---|---|---|
1 |
Основные техники и виды работ с бисером |
7 |
2 |
Украшение из бисера с комбинированием основных техник бисероплетения |
7 |
3 |
Создание украшений с национальным колоритом |
22 |
Контроль и оценка результатов усвоения учащимися курса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результатом работы школьников могут служить отчетные выставки.
Внеурочная деятельность «Бисероплетение» как вид декоративно-прикладного искусства требует от учащихся творческого подхода, воображения и фантазии. Существует множество техник бисероплетения, что позволяет учащимся экспериментировать с различными материалами и создавать уникальные изделия. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики и координации движений, что положительно сказывается на общем развитии ребенка. Занятия бисероплетением воспитывают эстетический вкус, развивают чувство прекрасного и гармонии. Создает возможности для учеников общаться и сотрудничать друг с другом, способствуя их адаптации к обществу.
Таким образом, внеурочная деятельность «Бисероплетение» является актуальным и эффективным средством развития творческих способностей учащихся, что соответствует современным требованиям образования.