Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисер...

Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисероплетению

Автор(-ы):

Охлопкова Варвара Григорьевна

9 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

творческие способности
средний школьный возраст
внеурочная деятельность
бисероплетение
декоративно-прикладное искусство

Аннотация статьи

Статья посвящена актуальной проблеме – развитие творческих способностей детей среднего школьного возраста в век информатизации. Описаны определения понятий «творчество», «способности». Внеурочная деятельность по бисероплетению для развития творческих способностей.

Текст статьи

В современных условиях, когда технологии и инновации проникают во все сферы нашей жизни, способность к творчеству становится неотъемлемой частью успеха в различных сферах деятельности. Развитие творческих способностей способствует нахождению новых идей, решению проблем, а также обогащению личного потенциала.

В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (2009) отмечается, что «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции» [5].

Организация внеурочной деятельности позволит не только развивать творческие способности, но и создаст условия для укрепления семьи и преемственности национальных традиций.

Для определения сущности творческих способностей начнем с рассмотрения ключевых понятий «творчество» и «способности».

Что такое творчество? Вопрос развития творческих способностей привлекает внимание ученых с давних времен. В области психологии и педагогики существует множество различных теорий, концепций и подходов на понятие творчество:

  • «творчество есть процесс, который может приводить к созданию некоторого продукта» [1, с. 10].
  • А. Маслоу писал: «Творчество – универсальная функция человека, которая ведет ко всем формам самовыражения» [2, с. 486].
  • Э. П. Торренс определяет творчество как процесс, отмечая, что «определив творчество как процесс, можно ставить вопросы о том, какого типа личностью надо быть, чтобы реализовать такой процесс, какая среда ему способствует и какой продукт получается в результате успешного завершения этого процесса» [4, с. 188].

Под творческими способностями подразумевают «такую форму активной и самостоятельной деятельности, в процессе которой ребенок отступает от образца, стереотипа, экспериментирует, видоизменяет, создает что–то новое для себя и других» [3, с.107].

Важное значение имеет понимание того, что творческие способности детей – это не просто дар природы. «Творить – значит создавать. Каждый ребенок, независимо от возраста и уровня интеллектуального развития, способен созидать» [3, с. 100].

Развитие творческих способностей детей является важным аспектом обучения и воспитания. Творчество способствует развитию у детей фантазии, креативного мышления, умению находить нестандартные решения проблем, а также улучшает способности к самовыражению и самореализации.

Для развития творческих способностей обучающихся предлагаем внеурочное занятие по бисероплетению.

Программа внеурочной деятельности «О5уруо»

Пояснительная записка

Национальное искусство является незаменимой частью культуры каждого народа. Оно является выражением народной души и способом передачи культурного наследия из поколения в поколение. Это позволяет сохранить национальные традиции и уникальные художественные приемы, которые иначе могли бы быть утрачены со временем.

Бисероплетение – это древнее ремесло, которое оживляет прошлое. Бисер, как материал, обладает высокой стойкостью к времени. Это означает, что, если изделие не имеет никаких механических повреждений, оно доходит до нас во всей своей красочной гамме, созданной мастерами прошлого. Очарование бисероплетения заключается в его уникальности и неповторимости. Каждое изделие – это маленький шедевр, который раскрывает о великолепии давно прошедших времен. Разнообразие узоров и цветов, использование различных техник, позволяют создавать удивительные произведения искусства.

  • Возрастная группа: 12–14.
  • Объём часов: 36ч.
  • Продолжительность одного занятия: 45 минут.

Цель программы – создание условий для развития творческих способностей.

Образовательные задачи:

  1. Познакомить с историей бисероплетения;
  2. Способствовать к освоению техникам оплетения;
  3. Научить работать с различными материалами;

Развивающие задачи:

  1. Способствовать развитию творческого потенциала;
  2. Обеспечить условия для развития мелкой моторики;
  3. Формировать эстетический вкус.

Воспитательные задачи:

  1. Побуждать к творческой деятельности;
  2. Привить интерес к традициям Родины;
  3. Воспитывать чувство самоуважения к выполненной работе.

Таблица

Структура внеурочной деятельности

Раздел

 

1

Основные техники и виды работ с бисером

7

2

Украшение из бисера с комбинированием основных техник бисероплетения

7

3

Создание украшений с национальным колоритом

22

Контроль и оценка результатов усвоения учащимися курса предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результатом работы школьников могут служить отчетные выставки.

Внеурочная деятельность «Бисероплетение» как вид декоративно-прикладного искусства требует от учащихся творческого подхода, воображения и фантазии. Существует множество техник бисероплетения, что позволяет учащимся экспериментировать с различными материалами и создавать уникальные изделия. Бисероплетение способствует развитию мелкой моторики и координации движений, что положительно сказывается на общем развитии ребенка. Занятия бисероплетением воспитывают эстетический вкус, развивают чувство прекрасного и гармонии. Создает возможности для учеников общаться и сотрудничать друг с другом, способствуя их адаптации к обществу.

Таким образом, внеурочная деятельность «Бисероплетение» является актуальным и эффективным средством развития творческих способностей учащихся, что соответствует современным требованиям образования.

Список литературы

  1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Изд-во «Питер», 2009. – 434 с.
  2. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. 3-e изд. СПб. 2008. 352 с.
  3. Теплов, Б.М. Способности и одаренность / Б.М. Теплов. М.: Просвещение, 2009. 320 с.
  4. Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. СПб: Питер, 2013. 320 с.
  5. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. – М.: Просвещении, 2009. – (Стандарты второго поколения).

Поделиться

134

Охлопкова В. Г. Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности по бисероплетению // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 22-24. URL: https://apni.ru/article/8969-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-obuchayush

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня