Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Мандала – один из методов работы с детьми c ОВЗ

Мандала – один из методов работы с детьми c ОВЗ

Автор(-ы):

Левченко Константин Анатольевич

9 апреля 2024

Секция

Психология

Ключевые слова

мандала
арт-терапия

Аннотация статьи

В статье рассматривается один из методов работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

В данной статье представлен один из методов работы с подростками с ограниченными возможностями здоровья.

Мандала – геометрический узор из повторяющихся элементов. В переводе с санскрита «круг» или «центр». Рисунок ее симметричен: обычно он представляет собой круг с выраженным центром. В мандале можно встретить самые разные элементы: квадрат, овалы, кривые линии, треугольники.

В буддизме мандала символизирует сферу обитания божеств и чистые земли будд. Это геометрический символ сложной структуры, который интерпретируется как модель Вселенной.

Мандалы могут быть как двумерными, изображёнными на плоскости, так и объёмными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками и делают из металла, камня, дерева, теста.

Мандалы часто изображают на полах, стенах и потолках храмов.

Цель: развитие эмоционально – личностной сферы ребенка методами арт-терапии.

Задачи:

  • развивать творческие способности;
  • изучать взаимоотношения детей в группе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);
  • развивать коммуникативные навыки;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать зрительно – моторную координацию;
  • развивать навыки самоконтроля, произвольности поведения;
  • развивать память, внимание, восприятие, мышление, воображение, речь.

Рисование мандал показано к использованию:

  • для детей с проблемами общения и поведения;
  • для замкнутых детей;
  • для детей, имеющих трудности развития моторики, зрительно-моторной координации;
  • для детей, имеющих трудности речевого развития.

Правила работы при использовании мандал:

  • предпочтительно использовать музыкальное сопровождение;
  • ребенок самостоятельно выбирает цвета для работы с мандалой, не допускается навязывание цветов;
  • нельзя навязывать ребенку выбор мандалы, он должен это сделать самостоятельно из нескольких;
  • одно занятие – одна мандала;
  • не вмешиваться в работу ребенка без его согласия;
  • не комментировать и не давать оценку по поводу выполненной работы;
  • по окончании работы предложить дать название мандале.

Арт-терапевтическое воздействие мандалы на детей

Мандалы повышают концентрацию у детей. Очень нервные дети успокаиваются, рисуя мандалы. Напротив, дети, которые пассивны и апатичны, во время творческой работы получают заряд энергии, который стимулирует их и делает веселыми. В большинстве случаев рисование может иметь профилактическое действие, так как с его помощью у детей появляется осознанность относительно самих себя, и они с легкостью могут преодолеть возрастные этапы.

Рисование мандал является прекрасным лечением для тех детей, которые подвержены различным страхам. Во время рисования страхи, которые спят глубоко в подсознании, исчезают, так как появляется состояние полного расслабления. При частой работе с мандалами привычные реакции на страхи (прочно сидящие внутри из-за негативных переживаний) постепенно исчезают и преобразуются.

Раскрашивание этих образов – хорошее занятие для детей. Оно успокаивает во время волнения и тревоги, периодов скуки, ограничения свободы или путешествия. Используется как способ общения с детьми-аутистами, с гиперактивными детьми и детьми, имеющими проблемы в обучении. Дайте мандалу ребенку, когда он встревожен, скучает, не знает, чем заняться, или не может успокоиться или сосредоточиться... Результат вас не разочарует.

Рис. 1. Мандала

Рис. 2. Мандала геометрия 

Рис. 3. Мандала узор

Список литературы

  1. Лоншакова О.Н. Методические рекомендации по использованию техники «Магическая мандала» в реабилитационной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Артпедагогика и арттерапия в специальном и инклюзивном образовании: учебник для среднего профессионального образования / Е.А. Медведева [и др.]; под редакцией Е.А. Медведевой. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022.
  3. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д., Добровольская Т.А. и др. «Психолого-педагогическая диагностика. Учебное пособие».

Поделиться

176

Левченко К. А. Мандала – один из методов работы с детьми c ОВЗ // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 48-50. URL: https://apni.ru/article/8974-mandala-odin-iz-metodov-raboti-s-detmi-c-ovz

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня