Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Понятие налогового контроля и влияние его изменений на развитие бизнеса

Понятие налогового контроля и влияние его изменений на развитие бизнеса

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

бизнес
законодательство
налоговая политика
развитие
регулирование

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основы изменений налогового законодательства 2023-2024 гг. Проблематика исследования – влияние трансформаций налогового законодательства на развитие бизнеса. При написании статьи были использованы следующие методы: обобщение, сравнительный и системный анализ, а также статистический анализ. Научная значимость данного исследования состоит в том, что его результаты имеют значительное практическое значение в реализации налоговых реформ России.

Текст статьи

Улучшение условий для развития малого и среднего бизнес – важная государственная задача. В статье рассмотрена проблематика среднего и малого бизнеса – это экономические сектора с большим потенциалом. Именно они определяют структуру валового национального продукта, способны снизить уровень безработицы, предоставляя рабочие места. Эффективная рыночная экономика невозможна, если налоговая система действует не четко, в связи с этим тема исследования приобретает особую актуальность, поскольку рассматривает изменения налогового законодательства и их влияние на сферу.

Цель данной статьи заключается в анализе трансформаций налогового законодательства, влияющих на ведение бизнеса в 2023-2024 гг. Объектом исследования является понятие налогового контроля. Предмет исследования – влияние изменений налогового контроля на развитие бизнеса. При написании статьи были использованы следующие методы: обобщение, сравнительный и системный анализ, а также статистический анализ.

Налоговая система – комплекс мер, которые состоят из сборов и других платежей, а также основных правил их уплаты [2]. Они взимаются на территории страны в законодательно установленном порядке, в соответствии с четкими правилами. Однако налоговое законодательство периодически трансформируется – вносятся новые правила, редактируются предыдущие. Усовершенствование налоговой политики – постоянный процесс. Такая динамика влияет на ведение бизнеса, предпринимательскую среду [2].

Для начала рассмотрим, как в целом влияют налоги на различные сферы ведения бизнеса (рис.).

Рис. Влияние налоговой политики ведение бизнеса

Чтобы оценить масштабы последних изменений в налоговую политику, необходимо обратиться к Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Основные нововведения, которые могут затронуть вопросы развития бизнеса в России:

  1. Налог на добавленную стоимость (НДС). Теперь НДС устанавливается в размере 0% до 30 июня 2027 г. Нововведение особо затрагивает гостиничный бизнес. Касательно туристической индустрии – предприятие, оказывающее такого рода услуги, может применять льготу дольше, до истечения 20 налоговых периодов, следующих за налоговым периодом, в котором объект туриндустрии был введен в эксплуатацию.
  2. Налог на прибыль. Если сфера деятельности организации затрагивает область информационных технологий, для нее установлена ставка 0%.
  3. С начала 2023 года налогоплательщик обязуется предоставлять налоговый расчет не позднее 25 суток со дня окончания отчетного периода, а по итогам года – не позже 25.03 [6].

Существенное нововведение, которое упрощает ведение бизнеса – современный технологический комплекс «АИС Налог 3». Программа значительно упростит процесс сбора, анализа и контроля налоговой информации. Цифровизация приводит к сокращению бюрократических вопросов, позволяет сделать взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами более оперативным и доступным. К тому же налоговая система становится «прозрачной», открытой, что положительно влияет на борьбу с коррупцией в бизнесе [1].

В сумме за 2024 год отмечается 117 изменений по вопросам налогообложения и взносам – многие из них улучшают условия ведения бизнеса (табл.).

Таблица

Центральные изменения налоговой политики для бизнеса в 2024 году

Сфера изменений

Изменения

До изменений

Источник

УСН доходы

ООО и ИП имеет право перехода на УСН с 2024 года. Условие: доход за 9 месяцев 2023 года не более 149,5 млн руб. Организации и ИП не имеют право осуществить переход на упрощенный УСН в 2024 году, если прибыль с января текущего года превышает 265,8 млн.

В 2022-2023 гг. упрощенная система УСН была доступна лишь в том случае, если доход составлял не более 251 400 000 руб. с января текущего года.

Приказ Минэкономразв. от 23.10.2023 № 730.

Удаленный бизнес

Ставка НДФЛ для ИП, которые находятся за пределами, РФ по трудовому договору установлена в размере 13%, если доход не более 5 млн руб. Ставка 15% для ИП с доходом выше 5 млн руб. Нововведение функционирует независимо от статуса налогового резидента.

Базовой ставкой НДФЛ резидента и нерезидента были 13 и 30% до 2024 года.

П. 21 ст. 2 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ.

Фиксированный страховой взнос для ИП

С 2024 года фиксированная сумма взносов на ОПС и ОМС составляет 49 500 руб. Условие одно – доход ИП не выше 300 000 руб.

До 2023 года была необходимость налогового взноса в размере 45 842 руб. на пенсионную страховку и здравоохранение.

 

П. 1 24 статьи 2, пункт 3 статьи 13 Закона № 389-ФЗ

Ресторанный бизнес, общепит

Снизился тарифный план для организаций и ИП в сфере общепита со среднесписочной численностью от 251 до 1500 персонала. Тариф составит 15%. Условие: средняя зарплата сотрудников за предыдущий год не ниже среднемесячной зарплаты по региону.

Тариф одинаковый вне зависимости от численности персонала и уровня заработной платы.

П. 18 статьи 10 Закона от 02.07.2021 № 305-ФЗ, п. 13.1 статьи 427 НК

 

Бизнес в транспортной сфере

От транспортного налога освобождаются самоходные, специализированные транспортные средства, зарегистрированные как сельскохозяйственный товаропроизводитель.

Транспортный налог до 2023 года взимался также и с сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Подп. «а» п. 98 ст. 2, ч. 3 ст. 13 Закона от 31.07.2023 № 389-ФЗ

Оценивая приведенные выше данные, можно заключить, что снижение налоговых ставок изменит положение бизнеса и налогоплательщиков – стимулирует экономический рост, что, в свою очередь, спровоцирует рост налоговых поступлений. Согласно прогнозам, изменения в налоговом законодательстве за 2023-2024 гг., особо положительно повлияют на бизнес транспортной сферы, ресторанный и удаленный бизнес.

Таким образом, налоговая система предоставляет площадку для развития и ведения бизнеса. Однако важно, чтобы налоговая политика была адаптивной, подстраивалась под динамичные общественные и бизнес-отношения. Центральные характеристики такой адаптивности: четкость, корректность, отсутствие противоречий, наличие обоснований правок в законодательной базе [4].

Анализируя литературные источники и нормативно правовые акты по вопросу влияния трансформаций налогообложения на развитие бизнеса, был выявлен ряд проблемных моментов [3, 4, 5]:

  1. Количество правок, которые вносятся в законодательство, является чрезмерным, не оправдывает стратегические задачи налоговой политики. Вследствие этого возникает нестабильность налогового законодательства, что чревато нестабильностью для условий ведения бизнеса в России. Частое изменение налоговых ставок отрицательно влияет на производительность, предоставление услуг и товаров.
  2. Вопрос льгот для бизнеса болезненный, поскольку количество льготных условий регулярно падает. Вероятно, это можно взаимосвязь с потребностями государственного бюджета в кризисных условиях 2022–2024 гг.
  3. Чрезмерное количество вводимых налогов, отсутствие обоснованности потребностями государства. На бизнес негативно влияет повышение ставок на пенсионные, медицинские взносы и страховки.
  4. Проблемы с равноправными отношениями между налоговыми органами и налоговыми агентами. Налоговое законодательство не предусматривает механизмы наказаний для налоговых органов, их должностных лиц.
  5. Процессы решения спорных вопросов сформированы как замкнутый на налоговый орган механизм. Налогового агента при возникновении проблем перенаправляют на тот же орган, с которым возникли разногласия. Выводы вышестоящего налогового органа нередко являются персонифицированными, необъективными [5].

К сожалению, все чаще страдает сфера малого бизнеса. Она находится в таком положении, когда спрос на продукцию или услуги падает вследствие сокращения доходов граждан, а расходы бизнеса продолжают увеличиваться. Наиболее плачевный исход данного процесса – упадок рентабельности малого бизнеса, что приводит к его банкротству.

Описанные проблемы в налоговой системе нуждаются в правках, принимаемых на государственном уровне. Для улучшения условий ведения бизнеса важно обеспечить налоговое законодательство стабильностью. Например, вносить изменения в законодательство не чаще 1 раза за год, что позволит налоговым агентам адаптироваться под изменения. Также необходимо введение в систему медиации отдельного органа, уполномоченного решать проблемные вопросы в досудебном порядке [4].

Подводя итоги, важно отметить, что согласно утвержденной Стратегией развития МСП в РФ на период до 2030 г. предусмотрено большое количество механизмов и инструментов государственной политики. Например: налоговые ставки как инструмент роста доходов бизнеса, снижение налоговых ставок и предоставление налоговых льгот, цифровизация. Важный инструмент обратной связи для предпринимателей, через который они могут сообщить, в том числе о нарушениях со стороны контрольных органов, выступает Сервис «360°» Цифровой платформы МСП.РФ.

Принципиальное значение имеет и процесс трансформации, улучшения налогового законодательства. Важным является, что фискальная политика должна быть предсказуемой.

Список литературы

  1. Адрианова И.Д., Рябина Е.В. Аналитическая работа в АИС Налог-3. Н. Новгород: Деком, 2021. 36 с.
  2. Кисилева М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса // Сборник статей Международной научно-практической конференции: Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях, 2017. 78 с.
  3. Лазарев В.С. Налоговые льготы как модель поддержки малого бизнеса в РФ // Сборник материалов IX-й международной научно-практической конференции: Компьютерные технологии в моделировании, управлении и экономике, 2017. 89 с.
  4. Мусаева П.М. Оценка изменений налогового законодательства и его влияние на систему учета и налогообложения малого бизнеса // Совершенствование учета, анализа и контроля как механизмов информационного обеспечения устойчивого развития экономики, 2016. 523 с.
  5. Тимошенко В.А. О совершенствовании налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса // Известия Саратовского университета, 2016. 59 с.
  6. Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 26.03.2022 № 67-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_412692/ (Дата обращения: 11.10.2023).

Поделиться

740

Синельникова О. В. Понятие налогового контроля и влияние его изменений на развитие бизнеса // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.II.С. 71-75. URL: https://apni.ru/article/8975-ponyatie-nalogovogo-kontrolya-i-vliyanie-ego

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января