В настоящее время перед школой общество ставит цель по подготовке компетентного выпускника, способного адаптироваться в современных условиях жизни, творчески подходить к решению поставленных перед ним задач.
«Обучение школьников технологии ставит целью достижение технологической компетентности на основе технологической грамотности, приобретения способностей практической деятельности и развития личностных качеств учащихся. Формирование технологической грамотности осуществляется путем приобретения научных знаний о явлениях, процессах и средствах преобразования реальной действительности, условиях эффективного взаимодействия человека с окружающим миром. Технологическая подготовка школьников осуществляется в тесном взаимодействии с различными предметными областями и развивается на комплексной базе научных основ системы общего образования».
Данный вопрос, может быть благополучно решен, если педагог владеет разнообразными методами и приёмами работы с учащимися, создает урок как произведение педагогического мастерства, создает его для учащихся и вместе с учащимися. Качественный урок имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспечивается индивидуальным стилем педагога.
Игровая технология – это способ деятельности, направленный на изучение предмета посредством делового моделирования ситуации и имитационного моделирования изучаемых явлений. Характеристика учебно-деловой игры включает определённые роли, задачи и структурные элементы.
Типы развивающих игр, используемых на уроках технологии:
1. Организационно-деятельностные игры, предусматривающие организацию коллективной мыслительной деятельности на основе развертывания учебного содержания в виде системы проблемных ситуаций и взаимодействия всех субъектов обучения в процессе анализа. Они могут быть связаны с формой построения учебного занятия (например, составление кроссворда или соревнование между двумя группами детей с взаимными вопросами или практическими заданиями).
2. Ролевые игры характеризуются наличием задачи или проблемы и распределением ролей между участниками в ее решении.
Игра ролей создает взаимозависимость учащихся на уроке и тем самым активизирует их познавательную и творческую активность. Это достигается следующими средствами:
- Постановка довольно сложной задачи, общей для группы, которая требует коллективного взаимодействия студентов.
- Обеспечение учета интересов участников в ролевых ситуациях, которые могут представлять разные услуги (например, клиенты и закройщик, закройщик и дизайнер, покупатели и продавец и т. д.);
- Обсуждение взаимодействия членов группы в соответствии с их ролями;
- Введение учителем корректирующих условий, дополнительной информации, помех и т. д. во время урока;
- Обязательная оценка преподавателем ролевых функций учащихся вовремя и в конце урока.
3. Деловая игра – это воспроизведение деятельности менеджеров и управленческого персонала, игровое моделирование систем управления.
В ходе деловой игры становится возможным не только осуществлять деятельность специалистов, но и выявлять проблемы и причины их возникновения, разрабатывать решения проблем и т. д.
Суть деловой игры заключается в творческой активности участников, которым необходимо найти проблему и пути ее решения.
В зависимости от функций деловые игры делятся на три группы:
- Образовательный (используется при подготовке руководителей и специалистов для развития их навыков и умений для практического использования теоретических знаний в своей практической деятельности).
- Производство (разработка системы управления на предприятии, разработка механизмов внедрения инноваций, прогнозирование дальнейшего развития предприятия и т. д.).
- Исследования (используются при проверке гипотез, новых принципах организации работы, внедрении новых технологий и т. д.).
4. Познавательно-дидактические игры, в которых создаются ситуации, характеризующиеся включением изучаемого материала в необычный игровой контекст.
5. Игровое проектирование - может быть связан с решением дизайнерской задачи или разработкой технологии. При реализации этого метода учитель формулирует задачу и начальные условия для нее. Он может ограничить поиск решений. Для геймдизайна, в отличие от проектного метода, обязательным является введение в образовательный процесс состязательной ситуации. Студенты делятся на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свое собственное решение проблемы. В зависимости от сложности задачи, поставленной учителем, готовые варианты могут быть рассмотрены на том же уроке или должны быть представлены для обсуждения на последующих занятиях.
Давайте подробнее рассмотрим, какое место занимает игра в жизни ребенка. Для него игра – это самое серьезное. Игра открывает детям мир, раскрывает творческие способности личности. Без них нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток идей и представлений об окружающем мире.
Участие учащихся в дидактических играх способствует их самореализации, развивает целеустремленность, стремление к выигрышу. В играх совершенствуются мышление и речь, ученик приобретает навыки планирования и прогнозирования шансов на успех.
Дидактическая игра (развивающая игра) – это вид деятельности, в котором дети учатся. Это апробированное в педагогической практике и теории средство расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра – это самостоятельная деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к типу «игр по правилам», которые включают в себя мобильные и музыкальные игры. Они являются ярким примером синтеза различных видов педагогического воздействия на учащихся: интеллектуального, нравственного, волевого и эмоционального.
Процесс игры подчинен решению дидактической задачи, которая всегда связана с конкретной темой учебной программы. Это предусматривает необходимость овладения знаниями, необходимыми для реализации идеи игры. «Двойная природа» игры – образовательная направленность и игровая форма – позволяет стимулировать овладение конкретным учебным материалом в непринужденной форме
Примеры дидактических игр:
1. Игры – викторины, например: «Якутская национальная одежда». Дать понятие учащимся из чего состоит национальная одежда народа саха: показ картин – и отгадывание детей.
Рис.
2. Игра «Анаграмма». Дети должны переставить буквы и отгадать термин. Например: ЛИАГ – игла, НАМИАШ – машина, РУТКАФ – фартук, ВШЕЯ – швея, АНИТК – нитка, ЛОГОТЕХН – технолог и т. д.
3. «Собери пословицы». Дети должны собрать пословицы из частей «потерявших» друг друга.
Таблица
А лень портит |
Труд кормит человека |
Коли делать нечего |
Скучен день до вечера |
А черт кузнеца |
Умудряет бог слепца |
К старой примеряют |
Старую одежду кроят |
А хлеб приносит |
Ремесло есть пить не просит |
4. Подбери к технологическому термину и содержанию работы правильные примеры применения.
Сметать – это значит соединить временно сметочными стежками две детали или два среза одной детали. Сметать две одинаковые по размеру детали, стежками временного назначения.
Например: сметать детали мешочка.
Закрепить подогнутый край среза стежками временного назначения.
Например: закрепить подогнутый срез платка.
Закрепить срез ткани от осыпания обметочными стежками.
Например: обметать срезы мешочка.
Заметать – это значит закрепить временно подогнутые срезы детали сметочными стежками. Соединить временно две одинаковые по размеру детали строчкой временного назначения.
Например: соединить детали мешочка.
Закрепить подогнутый срез детали строчкой временного назначения.
Например: закрепить подогнутый срез платка строчкой временного назначения.
Обработать срез детали обметочными стежками от осыпания среза.
Стачать – это значит соединить две примерно одинаковые детали машинной строчкой. Соединить временно две одинаковые по размеру детали строчкой временного назначения.
Например: соединить детали мешочка.
Закрепить подогнутый срез детали строчкой временного назначения.
Например: закрепить подогнутый срез платка строчкой временного назначения.
Соединить две детали одинаково размера машинной строчкой.
Отутюжить – это значит удалить замины на готовом изделии или отдельных деталях. Закрепить подогнутый край детали машинной строчкой.
Например: закрепить подогнутый край платка.
Соединить две детали машинной строчкой, когда одна деталь значительно больше другой.
Например: Соединить обтачку с основной деталью.
Удалить с помощью утюга замины на готовом изделии.
Например: отутюжить платье.
Собрать текст последовательности обработки стачного шва.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи. Учебная деятельность подчиняется правилам игры. Учебный материал используется в качестве средства игры. В учебную деятельность с помощью игровых приемов и ситуаций вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.