Главная
Конференции
Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России
К вопросу об организации расследования транспортных происшествий

К вопросу об организации расследования транспортных происшествий

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

транспортные происшествия
транспортные преступления
осмотр места происшествия
следственные действия
должностные лица

Аннотация статьи

В настоящей статье рассматриваются проблемные коммуникативные аспекты организации расследования транспортных происшествий на первоначальном этапе расследования.

Текст статьи

Организация расследования преступлений – понятие очень емкое. В него включаются аспекты криминалистические, процессуальные, правовые, а также и аспекты организации трудовой деятельности. Все они предполагают использование определённой терминологии, особенно при расследовании транспортных происшествий и преступлений. Отсюда возникает достаточно острый вопрос об унификации их применения.

 В целях создания условий для реализации принципов единства в расследовании транспортных происшествий и профилактики правонарушений в сфере безопасности движения поездов, хождения судов и полетов авиационной техники необходимо применение единого понятийного аппарата на все виды транспортных происшествий.

Предлагаемый ниже понятийный аппарат и режимы осуществления комплекса мероприятий при возникновении транспортных происшествий позволят в дальнейшем привести квалификацию и алгоритм расследования в соответствие с нормами федерального законодательства.

1. Катастрофа – транспортное происшествие, повлекшее за собой человеческие жертвы или нанесшее не поправимый вред экологической системе места происшествия.

2. Крушение – транспортное происшествие, повлекшее за собой причинение тяжкого вреда здоровью пострадавших. Приведшее транспортное средство, судно, подвижной состав, объекты инфраструктуры до степени полной утраты функциональных свойств.

3. Авария – транспортное происшествие, повлекшее за собой причинение крупного ущерба участникам перевозочного процесса.

Так, понятия катастрофа и крушение подпадают под признаки ч. 2 и 3 ст. 263 УК РФ, расследуется в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и соответствующего приказа Минтранса России [1, ст. 3].

Авария может подпадать под признаки состава преступления и административного правонарушения.

4. Инцидент – транспортное происшествие, произошедшее в результате ошибки в эксплуатации и управлении транспортными средствами и механизмами.

В большинстве случаев инцидент является предметом спора хозяйствующих субъектов. На первоначальном этапе разбор инцидента осуществляется в соответствии с нормативными документами владельца транспортных средств и/или транспортной инфраструктуры. Данное обстоятельство не исключает, что в дальнейшем, между его сторонами, могут возникнуть и правоотношения, регулируемые иными отраслями права (гражданского, уголовного, гражданско-процессуального, уголовно-процессуального, арбитражно-процессуального и т.д.).

Применение данной классификации позволит унифицировать терминологию и выстраиваемый, в зависимости от сложившейся ситуации, алгоритм действий причастных ведомств и служб для всех видов транспорта.

Применение единой терминологии не разрешит всех проблем организации расследования транспортных происшествий. Отметим, что единство употребляемых терминов существенно упростит коммуникацию между заинтересованными ведомствами правоохранительными органами.

 Думается, что в зависимости от тяжести произошедшего транспортного происшествия должен быть разработан порядок прохождения информации, формирования следственно оперативных групп, ведомственных комиссий, их состав и сроки прибытия на место происшествия. Кроме того, на законодательном уровне должны быть закреплены их правовой статус и процессуальные полномочия.

Данное требование является значимым. Ведь зачастую на место происшествия первыми прибывают сотрудники транспортных аварийно-спасательных служб. Исходя из специфики своей деятельности, они принимают неотложные меры по ликвидации последствий происшествия, восстановлению движения на транспортной линии. Эти действия неминуемо приводят к утрате криминалистически значимых следов и доказательств [2, с. 45].

И так, учитывая обширную сеть транспортной системы и высокую удаленность сетей от центров нахождения органов следствия и администраций управления транспортным комплексом, необходимо введения в уголовно-процессуальное законодательство нормы – первичный осмотр места транспортного происшествия производится специально уполномоченным лицом хозяйствующего субъекта транспортной инфраструктуры. В этой связи, в уголовно процессуальном законодательстве необходимо введение единого понятия должностного лица уполномоченного на проведение первичных следственных действий в форме дознания на объектах транспорта.

В настоящее время данным правом обладают капитан корабля и командир воздушного судна, но единой инструкции и порядке проведения первичных следственных действий не существует. Должностное лицо, уполномоченное на проведение первичных следственных действий в форме дознания, должно пройти специальную переподготовку и быть наделено процессуальными полномочиями приказом хозяйствующего субъекта транспортной инфраструктуры.

Кроме того, Министерством транспорта РФ должны быть разработаны и приняты ведомственные нормативные акты, регламентирующие порядок назначения, подготовки и переподготовки должностных лиц, наделяемых процессуальными правами и обязанностями в сфере проведения первичных следственных действий и осуществления первоначального этапа расследования в форме дознания транспортного происшествия.

В соответствии с предложенной классификацией транспортных происшествий, и введении нового участника расследования – должностного лица, уполномоченного на проведение первоначальных следственных действий и осуществление расследования в форме дознания на объектах транспорта, возможна организация своевременного проведения всего комплекса мероприятий по документированию и сбору доказательств непосредственно на месте происшествия. При этом, производство расследования должно быть осуществлено не в ущерб аварийно-спасательным работам, направленным на восстановление нормального функционирования объекта транспортной системы.

Фактически уполномоченное должностное лицо в ходе проведения осмотра места происшествия должно провести фото и видео фиксацию, обнаружение и изъятие вещественных доказательств в соответствии с требованиями, предъявляемыми уголовно-процессуальным законом.

Кроме того, уполномоченное должностное лицо, в соответствии с нормами уголовного и уголовно-процессуального законодательства, в случае необходимости, должно возбудить уголовное дело и провести неотложные следственные и процессуальные действия.

Расследование транспортных происшествий состав преступления которых материален и зависит от количественной составляющей ущерба, необходимо введения института оценки в соответствии с нормами 135 ФЗ.

Список литературы

  1. Приказ Министерства транспорта РФ от 18 декабря 2014 г. №344 «Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»; https://base.garant.ru/70878628/#friends.
  2. Суденко В. Е. Технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия на железнодорожном транспорте // Транспортное право и безопасность. 2018. № 2.

Поделиться

2171

Куртынов И. В. К вопросу об организации расследования транспортных происшествий // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 63-65. URL: https://apni.ru/article/898-k-voprosu-ob-organizatsii-rassledovaniya-trans

Похожие статьи

Актуальные исследования

#31 (213)

Прием материалов

27 июля - 2 августа

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

7 августа

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

20 августа