Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через ...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности проблемно-игровой технологии

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

финансовая грамотность
дошкольное детство
дошкольное образование
мир взрослых
образовательная деятельность
окружающий мир
отношение
ребенок
финансовая сфера

Аннотация статьи

В статье финансово-экономическое образование детей рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в ДОУ.

Текст статьи

В настоящее время финансово-экономическое образование является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Основная цель финансовой грамотности дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в этом направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку осознанно, самостоятельно сделать профессиональный выбор и стать успешным.

Бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Поэтому совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги.

Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений:

  • это создание условий для формирования азбучных экономических представлений;
  • развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы.

Одной из эффективно используемых проблемно-игровых технологий является:

  1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших мама», профессии наших пап», «Моя будущая профессия», «Семейный бюджет», «Юные финансисты». О некоторых из них мы рассказывали на предыдущих мероприятиях, сегодня хотим поделиться опытом работы по двум темам проекта «Семейный бюджет» и «Юные финансисты».
  2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
  3. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно-ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Область экономической действительности – одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.
  4. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Моя семья – мое богатство», «Наш удивительный Крым», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
  5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».
  6. Игры-головоломки – занимательный, интересный проблемно-игровой материал, который развивает логическое мышление.
  7. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности. А это – целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 80 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические авт. – сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. 169 с
  3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. М.: Инфра-М, 2016. 146 с.
  4. Синицына, В.Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В.Н. Синицына. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 13 (355). – С. 282-284.
  5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. 176 с.
  6. Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.

Поделиться

919

Гладкова Н. С., Литвинова Н. В. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности проблемно-игровой технологии // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 12-14. URL: https://apni.ru/article/8986-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#49 (231)

Прием материалов

30 ноября - 6 декабря

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

11 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 декабря