Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через ...

Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности проблемно-игровой технологии

Автор(-ы):

Гладкова Наталья Сергеевна

Литвинова Наталья Викторовна

11 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

финансовая грамотность
дошкольное детство
дошкольное образование
мир взрослых
образовательная деятельность
окружающий мир
отношение
ребенок
финансовая сфера

Аннотация статьи

В статье финансово-экономическое образование детей рассматривается как одно из приоритетных направлений образовательной деятельности в ДОУ.

Текст статьи

В настоящее время финансово-экономическое образование является актуальным направлением деятельности образовательных организаций. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.

Финансовая грамотность для дошкольников – это финансово-экономическое образование детей, направленное на заложение нравственных основ финансовой культуры и развитие нестандартного мышления в области финансов (включая творчество и воображение).

Основная цель финансовой грамотности дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов. Создание соответствующих условий и дальнейшая работа в этом направлении на последующих этапах возрастного развития позволяет ребенку осознанно, самостоятельно сделать профессиональный выбор и стать успешным.

Бесспорно, первые шаги в мир экономики ребенок делает в семье. Именно в семье он впервые познает цену труда, доходов и расходов, преимущества материального благополучия, достатка и ущербность бедности. Поэтому совместная работа педагога и родителей просто необходима для успешного экономического воспитания детей дошкольного возраста. Это прежде всего домашнее хозяйство (домашние занятия родителей, профессии родных и т. д.), семейный бюджет (доходы, расходы, зарплата, пенсия, стипендия), карманные деньги.

Перед дошкольным образовательным учреждением ставятся задачи, которые способствуют формированию у дошкольников финансовых представлений:

  • это создание условий для формирования азбучных экономических представлений;
  • развитие заинтересованности детей аспектами финансовой грамотности и применением этих знаний в жизни;
  • обогатить словарный запас дошкольников основными финансово экономическими понятиями, соответствующими их возрасту.

Занятия по формированию основ финансовой грамотности у старших дошкольников расширяют экономический кругозор, вызывают интерес к экономическим явлениям, расширяют понятийный словарь, воспитывают трудолюбие, бережливость, экономность. Освоение дошкольником финансовых представлений эффективнее осуществляется при соблюдении принципа системности, комплексности, постепенности и регулярности в освоении, дифференцированности при выборе темпа работы.

Одной из эффективно используемых проблемно-игровых технологий является:

  1. Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Все профессии нужны, все профессии важны», «Профессии наших мама», профессии наших пап», «Моя будущая профессия», «Семейный бюджет», «Юные финансисты». О некоторых из них мы рассказывали на предыдущих мероприятиях, сегодня хотим поделиться опытом работы по двум темам проекта «Семейный бюджет» и «Юные финансисты».
  2. Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта технология лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт. Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.
  3. Особое место в деятельности дошкольников занимают сюжетно-ролевые игры, в них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Область экономической действительности – одна из жизненно важных, поэтому необходимо подготовить детей к жизни в социуме, научить их ориентироваться в происходящих экономических явлениях.
  4. Технология «Ситуация месяца» включает диагностику знаний и умений детей в начале «Ситуации», использование на занятиях наглядного материала, активизацию прошлого опыта детей в различной форме: викторины; беседы; драматизацию и др. Такие темы, как «Моя семья – мое богатство», «Наш удивительный Крым», могут быть адаптированы для изучения основ финансовой грамотности.
  5. Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда».
  6. Игры-головоломки – занимательный, интересный проблемно-игровой материал, который развивает логическое мышление.
  7. Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром. Цель моделирования – обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов окружающего мира и мира природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними, сохранение и воспроизведение информации, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Раннее финансовое воспитание является основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя финансовое воспитание детей дошкольного возраста, мы решаем задачи всестороннего развития личности. А это – целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования в контексте ФГОС ДО.

Список литературы

  1. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. 80 с.
  2. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические авт. – сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. 169 с
  3. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальным миром / С.А. Козлова, С.В. Кожокарь, С.Е. Шукшина, А.Ш. Шахманова. М.: Инфра-М, 2016. 146 с.
  4. Синицына, В.Н. Формирование финансовой грамотности у старших дошкольников через игровую деятельность / В.Н. Синицына. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2021. – № 13 (355). – С. 282-284.
  5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, – СПб.: «Детство – пресс», 2001. 176 с.
  6. Шатова А.Д Формирование элементарных экономических представлений дошкольников. М., 2005. 254 с.

Поделиться

177

Гладкова Н. С., Литвинова Н. В. Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через использование в образовательной деятельности проблемно-игровой технологии // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.III.С. 12-14. URL: https://apni.ru/article/8986-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-detej

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня