Проявление виктимного, жертвенного поведения в современном мире очень актуально, и является одной из серьёзнейших проблем общественной жизни. Под виктимностью подразумевается склонность индивидуума становиться жертвой различных ситуаций в обыденной жизни. Наблюдать индивида, склонного к виктимности можно практически в каждой социальной группе: университетская группа, компания друзей, кружок по интересам.
Образ жизни, общепринятые нормы, принципы и правила, которые устанавливает современное общество, приводит к проявлению виктимного поведения. Молодые люди стремятся реализовать себя и захватывают все больше сфер для самоактуализации. Стремясь занимать лидирующие позиции во всем, они приносят в жертву свои потребности, положительные эмоции, отношения со значимыми людьми, неосознанно порождая виктимность по отношению к себе.
В современной психологии незначительное количество эмпирических исследований по теме изучения виктимного поведения личности, имеются лишь единичные работы, изучающие психологические особенности детей и студентов в криминалистической психологии. Однако потребность в подобных исследованиях с каждым годом становится все более необходимой в практическом отношении. До сегодняшнего дня малоизученными оказались проблемы взаимосвязи личностных особенностей и склонностей к виктимному поведению, системы факторов, детерминирующих его возникновение, особенности проявления поведения у молодежи.
Виктимное поведение – это свойство личности, при котором индивид становиться жертвой преступления, насилия или попадать в неприятности гораздо чаще других людей. Своеобразная предрасположенность быть потерпевшим. Это те условия, в которых действия других людей оказываются негативное влияние, приносящее вред данному лицу. Те, кто рискует оказаться в таком положении, проявляют разные варианты виктимного поведения, начиная от активной провокации, до игнорирования норм безопасности.
В основе виктимного поведения лежит личностная предрасположенность к тому, чтобы в определенных условиях стать жертвой. По определению Л. В. Франка, «виктимность – потенциальная или актуальная способность лица индивидуально или коллективно становится жертвой социально-опасного проявления».
Склонность к виктимному поведению у студентов обусловлена совокупностью различных факторов: социальных, индивидуально-психологических. Сюда можно отнести заниженную, неадекватную самооценку, выраженную эмпатию, низкий уровень субъективного контроля, отсутствие поддержки, тревожность, высокий уровень фрустрации.
Наше исследование было нацелено на выявление различных взаимосвязей личностных особенностей и склонности к виктимному поведению у учащихся Воронежского государственного педагогического университета, психолого-педагогического факультета. В исследовании принимали участие 40 студентов. Использовались методики: Методика «Склонность к виктимному поведению» О. О. Андронниковой; Методика «Тип ролевой виктимности» М. А. Одинцовой, Н. П. Радчиковой; «Тест жизнестойкости» С. Мадди, в адаптации Д. А. Леонтьева; «Уровень субъективного контроля» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкина, Л. М. Эткинда.
Обработка данных осуществлялась методами математической статистики, в частности, для выявления значимости различий между параметрами. Результаты статистического анализа приведены в таблице.
Полученные данные позволяют говорить о следующих результатах.
1. Рассмотрим полученные результаты диагностического обследования студентов по «Методике исследования склонности к виктимному поведению» (автор – О. О. Андронникова).
Исходя из полученных данных, было установлено доминирование среднего уровня склонности студентов к виктимному поведению по большинству шкал. Исключение составила шкала реализованной виктимности, по которой ведущим стал низкий уровень.
Проведем оценку склонности студентов к виктимному поведению по каждой из шкал в отдельности.
По шкале «агрессивное поведение» зафиксировано, что с низким уровнем – 19 человек (47,5%), со средним уровнем – 21 человек (52,5%). Студентов с высоким уровнем агрессивного поведения установлено не было. Для студентов с низким уровнем виктимности характерным является избегание ситуаций опасных для жизни, не склонны к созданию конфликтов. Им характерен высокий самоконтроль и стремление придерживаться установленных норм и правил.
Проанализировав результаты исследования, полученные по шкале «склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению», мы отмечаем, что средний уровень выявлен у 19 человек (47,5%), что свидетельствует о присутствии некоторой склонности к самоповреждающему поведению, но оно не является ведущим в ролевом поведении студентов.
Высокий уровень характерен для 6 человек (15%). Данный факт говорит о том, что присутствует жертвенность у студентов, они способны своим поведением или просьбой причинить самому себе вред, склонны намерено провоцировать насильников.
Низкий уровень склонности к самоповреждающему и саморазрушающему поведению выявлен у 15 человек (37,5%). Им свойственна забота о себе, собственной безопасности. Студенты с низким уровнем склонности к самоповреждающему поведению стремятся избежать каких-либо ошибок, что может приводить к пассивному поведению, направленному на избегание каких-либо затруднений их жизнедеятельности.
Проанализировав результаты по шкале «склонность к гиперсоциальному виктимному поведению», пришли к выводу, что с низким уровнем выявлено 3 человека (7,5%). Они характеризуются пассивностью, равнодушием ко всему окружающему, чаще всего изолированы, не вовлечены в общественную жизнь.
Со средним уровнем – 19 человек (47,5%) и с высоким уровнем – 18 человек (45%). Данным студентам присуще жертвенное поведение, но общественно одобряемое, а также ожидаемое. Чаще всего у таких студентов завышенная самооценка, для них недопустимо нарушение социального порядка, поэтому они зачастую не могут пройти мимо и не вмешаться в конфликтную ситуацию. Они решительны, рискованные, излишне смелые и искренние.
По шкале «склонность к зависимому и беспомощному поведению» выявлены следующие результаты. Низкий уровень отмечен у 3 людей (7,5%). Для них характерным является независимость и обособленность в поведении, чаще всего выделяются из группы сверстников, конфликтны, авторитарны. При этом он внутренне очень ранимы, поэтому стараются обособиться за счет других.
Средний уровень реализации модели инициативного виктимного поведения характерен 19 человек (47,5%).
Высокий уровень выявлен у 18 человек (45%), что свидетельствует о неумении оказывать сопротивления в силу различных причин. У них отсутствует способность и желание действовать без помощи других, чаще всего имеют заниженную самооценку, в окружающих ищут сочувствие и поддержку. Таким людям присущи скромность, робость, высокая внушаемость, отсутствие своей точки зрения, податливы, отходчивы.
По шкале «склонность к некритичному поведению» зафиксирован низкий уровень у 10 человек (25%), что свидетельствует об особой осторожности, вдумчивости, пассивности студентов.
Преобладающее большинство студентов - 29 человек (72,5%) показало нормативную склонность к некритичному поведению.
Высокая склонность к реализации модели некритичного поведения выявлена у 1 человека (2,5%). Данный факт говорит о том, что он неосмотрительный, у него отсутствует умение анализировать жизненные ситуации, неосторожен, испытывает затруднения в правильной оценке жизненных ситуаций.
Низкий уровень реализованной виктимности установлено в отношении 82,5% студентов (33 человека). Полученные данные свидетельствуют о том, что студенты, очевидно, редко попадают в критические ситуации, либо, с другой сторон, у них выработались защитные реакции, позволяющие им успешно избегать трудные жизненные ситуации.
Средний уровень реализованной виктимности характерен 17,5% (7 человек). Студенты со средним уровнем реализованной виктимности сталкиваются в своей жизнедеятельности с конфликтов, которые могут, по их мнению, потенциально нести вред для их психического или физического здоровья. В то же время, конфликтные ситуации не связываются ими с их личностными особенностями и, соответственно, не вызывают активные механизмы психологической защиты.
2. Проанализируем результаты, полученные по методике М. А. Одинцовой «Тип ролевой виктимности».
Исходя из полученных данных, для большинства студентов свойственен средний уровень игровой и социальной роли жертвы, а также ролевой виктимности в целом.
Согласно полученным в исследовании данным, установлено, что игровая роль жертвы нормативно выражена у 57,5% студентов (23 человека). Уровень игровой роли жертвы ниже среднего, низкий и очень низкий продемонстрировали 25% студентов (10 человек). Выше среднего и высокий уровни игровой роли жертвы характерны 17,5% студентов (7 человек). Полученные данные свидетельствуют о том, что меньше четверти всех испытуемых студентов используют внешние ресурсы для защиты своих внутренних проблем, манипулируют другими, в целях получения поддержки, в которой, по их мнению, они нуждаются.
Оценка социальной роли жертвы у студентов показала также доминирование среднего уровня выраженности (37,5%). Для 10% студентов (4 человека) характерна низкая выраженность социальной роли жертвы. Выше среднего, высокую и очень высокую склонность к реализации социальной роли жертвы совокупно показали 52,5% студентов (21 человек). Полученные данные говорят о том, что большинству студентов выборки свойственно испытывать ощущение социальной изоляции, находится в позиции аутсайдера, что вызывает ответную враждебную позицию по отношению к окружающим. Студенты с высокой склонностью к социальной роли жертвы больше склонны обвинять других в сложившейся в их жизни ситуации, чем себя.
Выраженная ролевая виктимность установлена в отношении 47,5 % студентов (19 человек). Данной части студентов, в определенных обстоятельствах («неблагоприятных объективных и субъективных факторах») характерно продуцировать тип поведения жертвы: сочетания игровых или социальных ролей жертвы. Средний уровень ролевой виктимности характерен 40% студентов (16 человек), а низкий – 12,5% (5 человек).
В соответствии с целью работу проведем оценку личностных особенностей студентов, потенциально связанных с реализацией ими виктимного поведения.
Для оценки указанной связи нами были отобраны два параметра – жизнестойкости личности и ее локус контроля.
3. Результаты исследования жизнестойкости и ее компонентов у студентов.
Согласно полученным данным, было установлено преобладание среднего уровня жизнестойкости студентов, а также всех ее компонентов.
Проведем оценку жизнестойкости студентов отдельно по компонентам.
Низкий уровень вовлеченности характерен 37,5 % студентов. Это говорит о том, что данной части студентов не свойственно активно вовлекаться в систему межличностных отношений. Они предпочитают индивидуализированную деятельность. Подобная жизненная стратегия может сопровождаться у студентов чувством отвергнутости, потери жизненной динамики.
Средний (нормативный) уровень жизнестойкости свойственен 50% студентов. Они ощущают значимость других людей в их жизни, не изолируются от других и, в случае необходимости обращаются за поддержкой к своему ближайшему окружению.
Высоким уровнем вовлеченности характеризуются 12,5% студентов. Им свойственно получать удовлетворение от собственной деятельности, ощущать поддержку окружающих и принимать ее.
Низким уровнем контроля в структуре жизнестойкости обладают 22,5% студентов. Им характерна пассивная жизненная позиция, уверенность в своей беспомощности в жизненных ситуациях, осознание невозможности изменить течение их жизненных событий.
Средний уровень контроля продемонстрировали 57,5% студентов.
Высоким контролем обладают 20% студентов. Они проявляют сопротивление негативным жизненным событиям, осознают способность их контролировать. Движутся вперед, несмотря на то что успешность их потенциальной деятельности не гарантирована.
Принятие риска на низком уровне проявлено у 5% студентов. Им несвойственна убежденность в том, что любые события их жизни являются источником нового для них опыта.
Средний уровень принятия риска отмечен у 50% студентов.
Высоким уровнем принятия риска обладают 45% студентов. Для них свойственно принимать любые происходящие с ними события с позиции приобретаемого жизненного опыта, на основе которого впоследствии они выстраивают отношения с окружающими.
Общий низкий уровень жизнестойкости характерен 17,5% студентов, для которых свойственна низкая способность к сопротивлению негативным жизненным событиям, что, в свою очередь, может отрицательно сказаться на их психическом и физическом здоровье.
Нормативной жизнестойкостью обладают 57,5% студентов.
Для 25% студентов характерна высокая жизнестойкости. Они способны к сопротивлению негативным жизненным событиям, обращаются в трудных жизненных ситуациях за ресурсами своего социального окружения, из любой жизненной ситуации выносят опыт, переносимый ими на большой диапазон будущих жизненных ситуаций.
4. Проведем оценку локуса контроля студентов.
Полученные данные, свидетельствуют о преобладании в диагностируемой выборке студентов экстернального типа локуса контроля.
Доминирование интернального типа локуса контроля установлено только в области достижений и межличностных отношений.
Согласно полученным результатам, 60% студентов обладают экстернальным локусом контроля. Студенты затрудняются в установлении связи между своими действиями и происходящими в их жизни событиями, не считают себя способными их контролировать. Им свойственно полагать, что события их жизни являются случайными или результатом действия других людей.
Для 40% студентов свойственно демонстрировать интернальный тип локуса контроля. Студенты считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом.
В области достижений выборка студентов разделилась следующим образом: 37,5% с экстернальным локусом контроля, а 62,5% – с интернальным. Другими словами, большинство студентов характеризуется способностью осуществлять эмоциональный контроль над позитивными жизненными событиями и ситуациями. Им свойственно считать, что все хорошее в их жизни – результат их собственных действий. По их мнению, они обладают способностью успешно достигать любые цели, поставленные ими в будущем.
В области неудач, в свою очередь, студенты характеризуются преобладающим экстернальным типом локуса контроля (62,5%), в противовес интернальному локусу (37,5%). Другими словами, любые неудачи в своей жизни они приписывают обезличенным событиям или действиям/бездействию других людей.
В семейных отношениях студентам характерно преобладание экстернального типа локуса контроля (57,5%) над интернальным типом (42,5%). Эти данные говорят о том, что в подавляющем большинстве ответственность за события, происходящие в семье, студенты перекладывают на членов семьи, а не берут на себя.
В области производственных отношений наблюдается аналогичная семейным отношениям тенденция: экстернальный локус контроля свойственен 70% студентов, а интернальный – 30%. Более важное значение событиям производственной жизни студенты приписывают коллегам и руководству, чем себе.
Ответственность за ход межличностных отношений 52,5% студентов берут на себя, а 47,5% – перекладывают на партнеров по общению.
Обратная тенденция установлена в области здоровья. Для большинства студентов характерно считать, что их здоровье обусловлено действиями врачей или других людей 52% и только 47,5% считают себя ответственными за собственное здоровье.
Исходя из проведенного исследования приходим к выводам о том, что:
- Анализируя результаты исследования склонности к виктимному поведению студентов, было установлено доминирование у них среднего уровня склонности к виктимному поведению по большинству шкал.
- По результатам исследования особенностей виктимности в целом, преобладающим у испытуемых определили тип ролевой виктимности.
- Согласно данным изучения жизнестойкости у студентов, было установлено преобладание среднего уровня жизнестойкости, а также всех ее компонентов.
- Полученные данные изучения уровня субъективного контроля, свидетельствуют о преобладании в диагностируемой выборке студентов экстернального типа локуса контроля.
- По результатам изучения взаимосвязи личностных особенностей и склонности студентов к виктимному поведению были установлены достоверные взаимосвязи.
По результатам теоретического исследования проблемы взаимосвязи личностных особенностей студентов и их склонности к виктимному поведению было установлено, что как проблема виктимности в период обучения в ВУЗе, так и личностные детерминанты, снижающие вероятность ее проявления у студентов изучены недостаточно. В то же время, мы установили, что именно в юношеском возрасте могут ярко проявиться психологические качества, детерминирующие склонность к виктимному поведению.
Мы также установили, что рост виктимности может быть сопряжен с различными сторонами личности. В нашем исследовании в качестве таких сторон были изучены жизнестойкости и локус контроля. При рассмотрении проблемы жизнестойкости личности мы опирались на теоретические положения концепции Д. А. Леонтьева и Е. А. Рассказовой. Исследование локуса контроля личности было проведено с опорой на подход Ф. Бажина, Е. А. Голынкина и Л. М. Эткинда.
Наше эмпирическое исследование было направлено на изучение личностных особенностей, выступающих личностными факторами, сдерживающими проявление студентами виктимного поведения.
По результатам проведенного исследования были сделаны выводы о том, что между личностными особенностями студентов и их склонностью к виктимому поведению есть взаимосвязь, а именно: склонность к виктимному поведению сопряжено с внутренним локусом контроля и низким уровнем развития жизнестойкости. Тем самым, гипотеза нашла свое подтверждение в данной работе.
Перспективным направлением рассматриваемой в работе проблемы может стать разработка программы психолого-педагогического сопровождения девиктимизации студентов высших учебных заведений с опорой на их личностные особенности, способствующие устранению факторов виктимизации.