Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Феномен метамодернизма в современном политологическом дискурсе

Феномен метамодернизма в современном политологическом дискурсе

Рубрика

Политология

Ключевые слова

метамодернизм
постмодернизм
идеологические позиции
синтез
диалог
сотрудничество
колебание
постправда
объективность
факты
критическое мышление

Аннотация статьи

Современный политический дискурс характеризуется разнообразием и противоречиями, требующими новых интеллектуальных и концептуальных подходов для понимания изменяющейся политической реальности и адаптации к новым вызовам и тенденциям. В этом свете феномен метамодернизма привлекает все большее внимание и является объектом активного обсуждения в современном политологическом дискурсе. Метамодернизм, предложенный голландскими мыслителями Тимотеусом Вермеленом и Робином ван ден Аккером, представляет собой последующий этап после постмодернизма. В отличие от постмодернизма, который не придерживается определенной политической программы, метамодернизм скорее является методом понимания, как люди ориентируются на различные идеологические позиции, стремясь к синтезу и значению в условиях современной реальности. Он признает неосуществимость предназначения истории, но остается открытым для новых идей и возможностей, акцентируя гибкость и адаптивность в политическом мышлении. Метамодернизм стремится к синтезу противоположностей, объединяя различные идеологии и подходы к решению сложных проблем. Он активно выступает за развитие диалога и сотрудничества, призывая к объединению усилий и перспектив для решения вызовов современности. Феномен постправды в метамодернизме интерпретируется как переходный этап, где сомнения в объективности истины пересматриваются в пользу конструктивного диалога и поиска новых способов обращения к фактам. Однако, он также вызывает вопросы о доверии к информации и необходимости критического осмысления представленной действительности.

Текст статьи

Современный политический ландшафт пронизан разнообразием и противоречиями, требуя новых интеллектуальных и концептуальных подходов для его понимания и адаптации к новым вызовам и тенденциям. В этом контексте феномен метамодернизма привлекает все большее внимание и становится объектом активного обсуждения в современном политологическом дискурсе.

Понимание метамодернизма как следующего этапа после постмодернизма обычно связывают с голландскими мыслителями Тимотеусом Вермеленом и Робином ван ден Аккером [1; 2, с. 1-19]. В отличие от постмодернизма, который не придерживается определенной политической программы, метамодернизм скорее является способом понимания, как люди ориентируются на различные идеологические позиции. Выступая в роли философского и культурного течения, а также политической концепции, метамодернизм представляет собой попытку переосмыслить и преодолеть характерные черты постмодернизма, такие как релятивизм, деконструкция и утрата ориентиров. Он обращает внимание на необходимость поиска новых форм синтеза и значений в условиях современной культурной и политической реальности, предлагая новые интеллектуальные и культурные стратегии для современного общества.

Важным аспектом метамодернизма является его отношение к истории. В отличие от постмодернизма, который отрицает возможность достижения какого-либо определенного смысла или направления в истории, метамодернизм признает неосуществимость предназначения истории, но при этом остается открытым для новых идей и возможностей [3, с. 33]. Это создает особую форму гибкости и адаптивности в политическом мышлении, позволяя адаптироваться к меняющимся условиям и вызовам.

Иной ключевой особенностью метамодернизма является его стремление к синтезу противоположностей. В сфере политики это проявляется как попытка объединить различные идеологические и культурные направления, а также принять гибридные подходы к решению сложных социальных и политических проблем. Метамодернизм признает и ценит как постмодернистскую деконструкцию, так и модернистскую стремительность, стремясь найти баланс между этими крайностями [4, с. 62].

Подобно постмодернизму, который не связан с определенной политической установкой, метамодернизм также не имеет четких политических пристрастий, но может оказывать влияние на обе стороны политического спектра.

Начиная с работ Ханзи Фрейнахта и его серии «Руководство по политике в области метамодернизма», метамодернизм стал объектом политической дискуссии. Х. Фрейнахт призывает к формулированию политического видения, основанного на модели социал-демократии, и рассматривает метамодернизм как «философский двигатель» своего проекта [5].

Политические цели Х. Фрейнахта и других метамодернистов левого толка включают в себя идеализм, связанный с обещаниями социального прогресса и утопией, отличающейся от тоталитарных тенденций модернизма, выражающийся в концепции «слышащего общества», где устранены понятия победителей и проигравших, где изменены правила взаимодействия, и глобальное сообщество стремится к обеспечению благополучия всех своих членов [6, с. 79-83].

Тем не менее метамодернизм также привлекает сторонников правого толка. Различные онлайн-сообщества формируют «метамодернистские правые» или «метаправые» [7; 8; 9, с. 76].

Для консерваторов, обращающихся к прошлому, метамодернизм представляет собой элемент обращения к традициям, включая сентиментальность, романтизм и мифологию. Для некоторых абсолютистских сторонников метамодернизм может вернуть религиозные, рыночные и даже расистские или фашистские мифы и убеждения в культурную жизнь [10, 11].

Необходимо отметить, что на практике, метамодернизм провозглашает: диалог важнее диалектики. В отличие от «диалектического» мышления постмодернистов, которое предполагает наличие только двух противоборствующих сил в каждой ситуации, борющихся до тех пор, пока одна не победит, а другая не будет уничтожена, диалогическое мышление отвергает идею отсутствия срединного пути или возможности переговоров между различными позициями. Например, неомарксизм, значимая постмодернистская концепция, предполагает вечную социально-экономическую борьбу между экономическими классами «буржуазии» и «пролетариата», в которой остается только один победитель, в то время как метамодернизм утверждает, что диалектическая борьба имеет тенденцию уничтожать все стороны, участвующие в ней, и не приводит к каким-либо постоянным изменениям в целом. Метамодернистский диалог не устраняет различия между сторонами и позициями; он лишь выявляет области совпадения противоположных мнений, которые могут способствовать эффективным коллективным действиям по ряду вопросов [12, с. 48-58].

Метамодернизм стимулирует не только диалог, но и сотрудничество. В контексте постоянного воздействия различных сил на наше окружение – некоторые из которых мы признаем значимыми, а другие нет – метамодернизм акцентирует этот опыт, призывая осознанно объединять наши усилия и перспективы с усилиями других.

В сфере политики метамодернизм поощряет индивидуальных участников и группы с общими интересами находить области пересечения для совместной работы над проектами, продвигающими ценности всех участников. Ключевая идея заключается в том, что, даже если мнения разнятся по 99 из 100 вопросов, сотрудничество может быть результативным, если этот 1% имеет для обеих сторон высокое значение. Таким образом, в контексте метамодернизма мы наблюдаем необычные «союзы», которые могут показаться странными – например, когда адвокаты, представляющие крайне левые взгляды, защищают право крайне правых неонацистов на проведение марша по общественным местам, поскольку обе группы поддерживают принципы, закрепленные в законе. [13].

Индивид же мыслящий метамодернистски «колеблется» между противоположными состояниями мысли, чувств и бытия – почти как если бы люди были маятниками, раскачивающимися между очень разными субъективностями. Более поздние трактовки метамодернизма, напротив, подчеркивают идею о том, что метамодернистское «Я» не перемещается между различными позициями, а фактически обитает во всех них одновременно [14, с. 271]. Парадоксальный элемент метамодернистских сопоставлений порождается самой этой одновременностью; в конце концов, если бы кто-то очень сознательно «колебался» между противоположными позициями, он фактически просто признал бы доминирование постмодернистской диалектики (т. е. бинарных систем с «полюсами» на обоих концах, между которыми можно колебаться).

На этом фоне становится значимым исследование политики постправды, которая, согласно С. Браузу, предполагает, что значимость сказанного человеком определяется не столько достоверностью, сколько степенью, в которую он верит в сказанное [15, с. 387]. Метамодернизм как концепция, пытается синтезировать элементы постмодернизма (включая отрицание объективной истины и игру с различными нравственными перспективами), стремясь к новым формам общественного и культурного ориентирования. В этом контексте постправда может интерпретироваться как переходный этап, где сомнения в объективности истины, характерные для постмодернизма, пересматриваются в пользу поиска новых способов обращения к фактам и конструктивного диалога. Вместе с тем феномен постправды в метамодернизме может продолжать оставаться проблемой, вызывающей вопросы о доверии к информации и необходимости критического осмысления представленной действительности.

Резюмируя следует отметить, что метамодернистская субъективность сравнивается с антиавторитарной политической мыслью [16], особенно с теорией постанархизма, что придает ей позитивный аспект. Отказ от эссенциализма и сохранение либертарного этоса коррелируют с метамодернистским настроением «непокорного оптимизма». Она также включает в себя романтическую приверженность идеалам гуманизма и социальной справедливости в сочетании с осознанием отсутствия гарантий их осуществления.

Метамодернизм, как и современная антиавторитарная мысль, не признает обязательного позитивного предназначения истории. Он подходит к рассмотрению данной проблемы с позиции, будто предназначение истории могло бы существовать, но признает его невозможность. Прогнозы на будущее в отношении политических систем и их эволюции могут варьироваться от эрозии демократических институтов к возрождению политического анархизма, что соответствует метафоре маятника. Метамодернизм стремится к занятию «выжидательной позиции», нежели активной осцилляции между противоположными позициями. Однако, для окончательного преодоления состояния постмодерна может понадобиться более конкретная проблематизация политических вопросов.

Список литературы

  1. Вермюлен Т. Заметки о метамодернизме [Электронный ресурс] / Т. Вермюлен, Р. ванн ден Аккер. – URL: https://metamodernizm.ru/notes-on-metamodernism/.
  2. Павлов А. Образы современности в XXI веке: метамодернизм / А. Павлов // Логос. – 2018. – Т. 28. – № 6. – С. 1-19.
  3. Оводова С.Н. Глобальное в дискурсе метамодернизма: проблема истоков // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2022. Т. 22, вып. 1. С. 29-3 https://doi.org/10.18500/1819-7671-2022-22-1-29-33.
  4. Аккер Р. ванн ден. Историчность метамодерна / Р. ванн ден Аккер // Аккер Р. ванн ден. Метамодернизм. Историчность. Аффект и Глубина после постмодернизма / [пер. с англ. В.М. Липки; вступит. ст. А.В. Павлова]. – М.: РИПОЛ классик, 2022. – С. 39-83.
  5. Фрейнахт Х. Четыре сферы развития [Электронный ресурс] / Х. Фрейнахт – URL: https://metamodernizm.ru/the-four-fields-of-development/.
  6. Оводова С.Н. Метамодернистские этические установки в философии Х. Фрейнахта в контексте ценностных перспектив глобального общества // Вестн. Ом. ун-та. 2021. Т. 26, № 3. С. 79–83. DOI: 10.24147/ 1812-399 2021. 26(3). С. 79-83.
  7. The Scam and Pseudointellectual Nature of «Meta Right,» «Metamodernism,» and «Foundationalism.» 8.03.2024. URL: https://www.pilleater.com/p/the-scam-and-pseudointellectual-nature.
  8. Freinacht H. 4 Things that Make the Alt-Right Postmodern 31.03.2017. URL: https://metamoderna.org/4-things-that-make-the-alt-right-postmodern/.
  9. Akker van den R. Kloeg J. The Metamodern Condition, Populism, and the New Universal / R. van den Akker, J. Kloeg // The Missing Denominator: Universalism and Progressive Cultural Politics. 2020. P. 59-84.
  10. Freinacht H. Metamodernism, More Conservative than Conservatism. 21.04.2021. URL: https://metamoderna.org/metamodernism-more-conservative-than-conservatism/.
  11. Dember G. What Is Metamodernism and Why Does It Matter? 20.05.2020. URL: https://thesideview.co/journal/what-is-metamodernism-and-why-does-it-matter/.
  12. Хохлова Д.Д. Переосмысление политики в контексте метамодерна // Политика и Общество. 2017. № 10. С. 48-58. DOI: 10.7256/2454-0684.2017.10.22610 URL: https://e-notabene.ru/psmag/article_22610.html.
  13. Greenwald G. The Misguided Attacks on ACLU for Defending Neo-Nazis’ Free Speech Rights in Charlottesville. 04.2017. URL: https://theintercept.com/2017/08/13/the-misguided-attacks-on-aclu-for-defending-neo-nazis-free-speech-rights-in-charlottesville/.
  14. Тиммер Н. Радикальная беззащитность: новое ощущение собственного «Я» в творчестве Дэвида Фостера Уоллеса / Н. Тиммер// Аккер Р. ванн ден. Метамодернизм. Историчность. Аффект и Глубина после постмодернизма / [пер. с англ. В.М. Липки; вступит. ст. А.В. Павлова]. – М.: РИПОЛ классик, 2022. – С. 257-285.
  15. Брауз С. Между правдой, искренностью и сатирой: политика постправды и риторика аутентичности / С. Брауз // Аккер Р. ванн ден. Метамодернизм. Историчность. Аффект и Глубина после постмодернизма / [пер. с англ. В.М. Липки; вступит. ст. А.В. Павлова]. – М.: РИПОЛ классик, 2022. – С. 386-418.
  16. Newman S. The Politics of Postanarchism. The Anarchist Library, 15.08.2010. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/saul-newman-the-politics-of-postanarchism.

Поделиться

471

Филатов И. А. Феномен метамодернизма в современном политологическом дискурсе // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.II.С. 17-20. URL: https://apni.ru/article/8990-fenomen-metamodernizma-v-sovremennom-politolo

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября