Обеспечить готовность к применению по предназначению вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), их безотказную и безаварийную работу возможно лишь при правильной организации эксплуатации и восстановления. Для сбора и передачи информации, необходимой для управления техническим обеспечением при восстановлении ВВСТ, выполняется техническая разведка.
Техническая разведка проводится в целях: своевременного выявления поврежденных (неисправных) образцов ВВСТ, определения объема эвакуационных (ремонтных) работ, состояния экипажей (водителей, механиков-водителей), изучения районов размещения (развертывания) сил и средств технического обеспечения, маршрутов их передвижения (маневра), путей эвакуации, мест передачи, вышедших из строя образцов ВВСТ, оценки состояния, а также возможностей использования местной промышленной базы [2].
Трудности организации технической разведки обусловлены отсутствием штатных подразделений для ее ведения во всех соединениях, частях и подразделениях ВНГ России; отсутствием специально оборудованных машин технической разведки со средствами наблюдения, связи, диагностики, проверки безопасности работ и выполнения других мероприятий, связанных с технической разведкой; отсутствием системы подготовки личного состава для ведения технической разведки. В настоящее время во время проведения специальной операции неизмеримо возрастает роль технической разведки как одного из основных средств, обеспечивающих сбор, анализ, обобщение и передачу информации технического обеспечения.
В связи с тенденцией к сокращению времени, отводимого на сбор и обработку информации, появилась необходимость разработки способов по эффективному планированию и оптимизации плана поисковых работ [1].
Например, при выдвижении войск в г. Грозном в декабре 1994 года группы технической разведки (ГТР) воинских частей и соединений не создавались, техническая разведка организовывалась силами замыканий колонн. В масштабе группировок войск по направлениям действий техническая разведка велась офицерами органов управления техническим обеспечением воздушным способом – на вертолетах МИ-8.
Одной из основных задач воздушной разведки является поиск объектов неисправных ВВСТ в заданной области его территории с целью немедленной передачи информации о них. Метод поиска неисправного ВВСТ определяется сложившейся обстановкой в районе выполнения служебно-боевых задач, способом выполнения поставленных задач и боевым порядком подразделений.
На сегодняшний день при организации ведения технической разведки применяется объектовый способ, который обусловлен распределением органов технической разведки по заранее определенным направлениям сосредоточения основных усилий подразделений в полосе операции, имеющих задачу добыть достоверные сведения о состоянии ВВСТ.
Однако данный способ позволяет вести техническую разведку менее чем за 60% района ответственности и требует периодического перенацеливания задействованных сил и средств на решение вновь возникающих задач. Как следствие, органам управления приходится затрачивать значительное время на решение рациональных задач по перераспределению органов технической разведки, а самим органам – совершать сложные маневры на значительные расстояния. Все это приводит к увеличению времени на добывание данных о состоянии ВВСТ и, следовательно, к снижению уровня их достоверности и оперативности, а также к необходимости привлечения большего количества сил и средств.
Одним из путей решения этой проблемы является, на наш взгляд, изыскание и внедрение в теорию и практику военного искусства новых, перспективных способов ведения технической разведки, основанных на применении современных, более эффективных средств добывания, обработки и оперативного доведения потребителям данных о состоянии местности в районе выполнения служебно-боевых задач (специальной операции). Так, к значительному повышению возможностей подразделений технической разведки может привести использование беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) [1].
БПЛА принято подразделять по таким взаимосвязанным параметрам, как масса, время, дальность и высота полета, на следующие разновидности:
- класс «малые» – массой до 200 кг, продолжительностью полета в несколько ч на высоте до трех – пяти км;
- класс «средние» – массой до 2000 кг, продолжительностью полета 10–12 ч на высоте до 9–10 км;
- класс «большие» – массой до 5000 кг, продолжительностью полета 12–24 ч на высоте до 12–20 км;
- класс «тяжелые» – массой более 5000 кг, с продолжительностью полета более 24 ч на высоте более 20 км.
Для ведения технической разведки наиболее приемлемыми являются БПЛА класса «микро» и «малые», поскольку масса и габаритные размеры данных БПЛА позволяют транспортировать их в транспорте, выделенном группе технической разведки, высота и продолжительность полета данных аппаратов позволят применять их беспосадочно в течение проведения специальной операции на достаточно большой дальности (в радиусе управления). С оснащением подразделений подобными БПЛА появляется возможность перейти от объектового к зональному способу ведения технической разведки, который является более высокоэффективным.
Содержание предлагаемого способа заключается в определении при помощи программы для расчета оценки эффективности комплекса активной защиты объектов и личного состава технического обеспечения от беспилотных летательных аппаратов [3], на весь период операции временным формированиям технической разведки районов ответственности. В пределах района любая точка (объект) местности будет досягаема для ведения наблюдения благодаря применению БПЛА, что позволит группам технической разведки проводить беспрерывное наблюдение и оценку местности, с полным охватом района операции, совершая при необходимости манёвр в значительной степени средствами, а не силами.
Для повышения качества и эффективности организации технической разведки подразделений технического обеспечения войск национальной гвардии целесообразно укомплектовать их разведывательной машиной на колесной базе ВПК-233114 «Тигр-М» с размещенным на ее борту комплектом БПЛА класса «малые», основные тактико-технические характеристики которого: масса – до 60 кг; высота полета – до 4 км; дальность применения (радиус управления) – до 40 км; продолжительность нахождения в воздухе – 7–9; количество одновременно пилотируемых летательных аппаратов 3–5 ед.; возможность управления с земли и с борта машины; целевая нагрузка – цифровая тепловизионная камера с оптическим увеличением, радиолокационная станция кругового обзора, навигационная аппаратура, рассчитанная на совместное использование систем ГЛОНАСС и GPS.