Когда мы говорим о маркетинге, то, зачастую, думаем только об экономической выгоде. Образовательный маркетинг выходит за рамки данного суждения. Это принципиально новая сфера маркетинга, которая имеет существенные отличия от других (производственных) областей, свою специфику и в следствие нуждается в особых механизмах и условиях реализации.
Образовательный маркетинг фокусируется на школах, университетах и образовательных центрах. Данный инструмент позволяет учреждениям провести диагностику (анализ, исследование, оценку) текущей ситуации, выявить сильные и слабые стороны, уровень компетентности и условия, определить целевые аудитории и произвести их сегментацию, а затем разработать стратегии, которые позволят этим учреждениям удержать учащихся и привлечь новых.
Данная маркетинговая тенденция позволяет образовательным учреждениям комплексно контролировать качеством своего собственного образовательного предложения т.е. предоставлением образовательной услуги. Под образовательной услугой следует понимать – «комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного характера потребителю, с целью удовлетворения и развития его личных и общественных потребностей» [2, с.175].
Образовательный маркетинг можно охарактеризовать как процесс обмена образовательными услугами между институтами и их пользователями. В этом процессе образовательные институты должны разработать стратегии, которые позволят им удерживать и привлекать учащихся, а также предлагать услуги, которые будут повышать результативность учеников и поддерживать их в будущем.
Предмет маркетинга в образовании – это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуги продуктов в условиях рынка. Целью маркетинга в образовательной сфере образования является укрепление отношений между образовательным учреждением и потребителем. Для потребителя важно наличие хорошей репутации у предприятия, а само образовательное учреждение желает установить долгосрочные отношения с потребителями. Задача маркетинга в сфере образования заключается не только в привлечении новых потребителей, но и в адаптации к поведению конкурентов.
Таким образом, каждой образовательной организации необходимо занять свое особое место на рынке. А значит, необходимо разработать эффективную маркетинговую стратегию.
В широком смысле стратегия – это «фундамент в управлении предприятием, который должен обеспечивать рост и развитие предприятия, а также повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции, товаров и оказываемых услуг» [3, с.2]. В данной статье под маркетинговой стратегией мы будем понимать определенную последовательность решений, которая позволит реализовать основные цели, а также реализовать мероприятия в области маркетинга.
Для того чтобы правильно повести стратегический анализ необходимо:
- Идентифицировать и классифицировать ресурсы и способности образовательного учреждения и определить возможности их наилучшего использования;
- Оценить потенциал ресурсов и способностей с точки зрения: потенциала для создания устойчивого конкурентного преимущества образовательного учреждения; возможности присвоения экономических выгод от их использования [1, с. 8].
Для проведения такого анализа целесообразно использовать Бостонскую матрицу или SWOT-анализ. Анализ учебного заведения предполагает использование таких показателей, как: материальные, финансовые характеристики, кадровые возможности, организационные характеристики и т.д.
В качестве примера рассмотрим языковой центр изучения иностранных языков «Контекст», который располагается по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 220 А, 2 этаж.
SWOT анализ языковой центра «Контекст»
Внутренние факторы:
Сильные стороны: удобное месторасположение относительно транспортных узлов (ул. Красноармейская); положительные отзывы, хорошая репутация; скидки для постоянных клиентов; конкурентоспособные цены; уникальные авторские разработки курсов (летний лагерь на море); возможность начать обучение в любое время года; сильные и квалифицированные преподаватели, носители языка; в школу обращается много корпоративных клиентов; сотрудничество с крупнейшим вузом юга России –ЮФУ; сотрудничество с международными компаниями.
Слабые стороны: близкое территориальное месторасположение относительно крупных сетевых конкурентов «Language Link», «Пилот», Alliance Francaise; языковая школа располагается рядом с сексшопом; небольшое помещение, шум с нижнего этажа; не все кабинеты технически оборудованы.
Внешние факторы:
Возможности: расширение клуба, открытие новых филиалов; внедрение новых направлений и программ обучения, а также других иностранных языков; привлечение инвесторов с целью расширения деятельности школы; создание собственной интерактивной онлайн платформы; организация поездок заграницу.
Угрозы: появление новых конкурентов; эмоциональное выгорание сотрудников; невозможность занять долю рынка и как соответствие неполучение прибыли; сложность набора группы на достаточно высокие уровни (B 2+).
Сопоставив внешние и внутренние факторы, приходим к следующим решениям:
возможности и сильные стороны
В школу обращается много корпоративных клиентов среди которых есть IT компании, с которыми можно заключить взаимный договор на безвозмездной основе. Языковая школа предоставляет услуги по усовершенствованию технического английского, а IT компания создает языковому центру интерактивную онлайн платформу; есть возможность заключить договор с зарубежными партнерами (организациями) с целью реализовать обмен студентами или прохождение стажировок в вузах (школах) заграницей; ввиду положительных отзывов, хорошей репутации и конкурентоспособности на рынке, необходимо открыть новые филиалы, что будет способствовать увеличению прибыли.
возможности и слабые стороны
Сменить географическое положение, переехать в более просторный офис, закупить новое оборудование.
угрозы и сильные стороны
Привлекать молодых специалистов ЮФУ работать в языковой школе; предоставлять сотрудникам стажировки или повышение квалификации; разработать новый формат (онлайн) курсов для высокого уровня владения языком.
угрозы и слабые стороны
Провести действенную пиар-компанию для привлечения новых клиентов; представить свой бренд единственным и неповторимым на рынке школ иностранных языков; использовать другие инструменты маркетинга для продвижения языковой школы в социальных сетях.
Анализ сильных и слабых сторон языковой школы показал, что необходимо сконцентрироваться на продвижении бренда, переехать в более просторный офис и заключить ряд взаимовыгодных соглашений. Для повышения узнаваемости центру необходимо разработать план маркетинговых коммуникаций. Основные маркетинговые мероприятия это – продвижение школы в сети Интернет и социальных сетях, сотрудничество с детскими садами и школами, а также клиентоориентированная политика и фирменные стандарты обслуживания.