Главная
Конференции
Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России
Маркетинг в сфере образования (на примере языкового центра «Контекст»)

Маркетинг в сфере образования (на примере языкового центра «Контекст»)

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

маркетинг в образовании
образовательный маркетинг
стратегия
SWOT-анализ
конкурентоспособность

Аннотация статьи

Маркетинг в сфере образования новое направление, которое имеет существенные отличия от производственных областей, свою специфику. В связи с этим важно рассмотреть сущность образовательного маркетинга, предмет, цель и задачи. На примере языкового центра «Контекст» в статье приведены результаты SWOT-анализа, который является основой стратегического исследования маркетинга в образовании.

Текст статьи

Когда мы говорим о маркетинге, то, зачастую, думаем только об экономической выгоде. Образовательный маркетинг выходит за рамки данного суждения. Это принципиально новая сфера маркетинга, которая имеет существенные отличия от других (производственных) областей, свою специфику и в следствие нуждается в особых механизмах и условиях реализации.

Образовательный маркетинг фокусируется на школах, университетах и образовательных центрах. Данный инструмент позволяет учреждениям провести диагностику (анализ, исследование, оценку) текущей ситуации, выявить сильные и слабые стороны, уровень компетентности и условия, определить целевые аудитории и произвести их сегментацию, а затем разработать стратегии, которые позволят этим учреждениям удержать учащихся и привлечь новых.

Данная маркетинговая тенденция позволяет образовательным учреждениям комплексно контролировать качеством своего собственного образовательного предложения т.е. предоставлением образовательной услуги. Под образовательной услугой следует понимать – «комплексный процесс, направленный на передачу знаний, умений и навыков общеобразовательного характера потребителю, с целью удовлетворения и развития его личных и общественных потребностей» [2, с.175].

Образовательный маркетинг можно охарактеризовать как процесс обмена образовательными услугами между институтами и их пользователями. В этом процессе образовательные институты должны разработать стратегии, которые позволят им удерживать и привлекать учащихся, а также предлагать услуги, которые будут повышать результативность учеников и поддерживать их в будущем.

Предмет маркетинга в образовании – это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуги продуктов в условиях рынка. Целью маркетинга в образовательной сфере образования является укрепление отношений между образовательным учреждением и потребителем. Для потребителя важно наличие хорошей репутации у предприятия, а само образовательное учреждение желает установить долгосрочные отношения с потребителями. Задача маркетинга в сфере образования заключается не только в привлечении новых потребителей, но и в адаптации к поведению конкурентов.

Таким образом, каждой образовательной организации необходимо занять свое особое место на рынке. А значит, необходимо разработать эффективную маркетинговую стратегию.

В широком смысле стратегия – это «фундамент в управлении предприятием, который должен обеспечивать рост и развитие предприятия, а также повышение конкурентоспособности производимой предприятием продукции, товаров и оказываемых услуг» [3, с.2]. В данной статье под маркетинговой стратегией мы будем понимать определенную последовательность решений, которая позволит реализовать основные цели, а также реализовать мероприятия в области маркетинга.

Для того чтобы правильно повести стратегический анализ необходимо:

  • Идентифицировать и классифицировать ресурсы и способности образовательного учреждения и определить возможности их наилучшего использования;
  • Оценить потенциал ресурсов и способностей с точки зрения: потенциала для создания устойчивого конкурентного преимущества образовательного учреждения; возможности присвоения экономических выгод от их использования [1, с. 8].

Для проведения такого анализа целесообразно использовать Бостонскую матрицу или SWOT-анализ. Анализ учебного заведения предполагает использование таких показателей, как: материальные, финансовые характеристики, кадровые возможности, организационные характеристики и т.д.

В качестве примера рассмотрим языковой центр изучения иностранных языков «Контекст», который располагается по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 220 А, 2 этаж.

SWOT анализ языковой центра «Контекст»

Внутренние факторы:

Сильные стороны: удобное месторасположение относительно транспортных узлов (ул. Красноармейская); положительные отзывы, хорошая репутация; скидки для постоянных клиентов; конкурентоспособные цены; уникальные авторские разработки курсов (летний лагерь на море); возможность начать обучение в любое время года; сильные и квалифицированные преподаватели, носители языка; в школу обращается много корпоративных клиентов; сотрудничество с крупнейшим вузом юга России –ЮФУ; сотрудничество с международными компаниями.

Слабые стороны: близкое территориальное месторасположение относительно крупных сетевых конкурентов «Language Link», «Пилот», Alliance Francaise; языковая школа располагается рядом с сексшопом; небольшое помещение, шум с нижнего этажа; не все кабинеты технически оборудованы.

Внешние факторы:

Возможности: расширение клуба, открытие новых филиалов; внедрение новых направлений и программ обучения, а также других иностранных языков; привлечение инвесторов с целью расширения деятельности школы; создание собственной интерактивной онлайн платформы; организация поездок заграницу.

Угрозы: появление новых конкурентов; эмоциональное выгорание сотрудников; невозможность занять долю рынка и как соответствие неполучение прибыли; сложность набора группы на достаточно высокие уровни (B 2+).

Сопоставив внешние и внутренние факторы, приходим к следующим решениям:

возможности и сильные стороны

В школу обращается много корпоративных клиентов среди которых есть IT компании, с которыми можно заключить взаимный договор на безвозмездной основе. Языковая школа предоставляет услуги по усовершенствованию технического английского, а IT компания создает языковому центру интерактивную онлайн платформу; есть возможность заключить договор с зарубежными партнерами (организациями) с целью реализовать обмен студентами или прохождение стажировок в вузах (школах) заграницей; ввиду положительных отзывов, хорошей репутации и конкурентоспособности на рынке, необходимо открыть новые филиалы, что будет способствовать увеличению прибыли.

возможности и слабые стороны

Сменить географическое положение, переехать в более просторный офис, закупить новое оборудование.

угрозы и сильные стороны

Привлекать молодых специалистов ЮФУ работать в языковой школе; предоставлять сотрудникам стажировки или повышение квалификации; разработать новый формат (онлайн) курсов для высокого уровня владения языком.

угрозы и слабые стороны

Провести действенную пиар-компанию для привлечения новых клиентов; представить свой бренд единственным и неповторимым на рынке школ иностранных языков; использовать другие инструменты маркетинга для продвижения языковой школы в социальных сетях.

Анализ сильных и слабых сторон языковой школы показал, что необходимо сконцентрироваться на продвижении бренда, переехать в более просторный офис и заключить ряд взаимовыгодных соглашений. Для повышения узнаваемости центру необходимо разработать план маркетинговых коммуникаций. Основные маркетинговые мероприятия это – продвижение школы в сети Интернет и социальных сетях, сотрудничество с детскими садами и школами, а также клиентоориентированная политика и фирменные стандарты обслуживания.

Список литературы

  1. Пашкус Н. А. Маркетинг образовательных услуг: Учебное пособие – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. – 112 с.
  2. Романова О. Н. Маркетинговая стратегия образовательного учреждения в реализации федерального государственного образовательного стандарта образования / О. Н. Романова. – Текст: непосредственный, электронный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 174-177. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/1957/ (дата обращения: 23.04.2020)
  3. Савченко Д.Д., Пантелеева М.С. Разработка конкурентной стратегии предприятия на основе анализа его деятельности // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн. 2015. № 8(19). URL: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/2467 (дата обращения: 19.03.2020).

Поделиться

11480

Тараканова А. М., Бондаренко В. А. Маркетинг в сфере образования (на примере языкового центра «Контекст») // Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства России : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 94-96. URL: https://apni.ru/article/900-marketing-v-sfere-obrazovaniya-na-primere-yaz

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря