Главная
АИ #15 (197)
Статьи журнала АИ #15 (197)
Роль статистических методов в повышении качества продукции на примере производст...

10.5281/zenodo.10972022

Роль статистических методов в повышении качества продукции на примере производственного предприятия

Автор(-ы):

Лемешко Егор Юлианович

13 апреля 2024

Секция

Технические науки

Ключевые слова

статистические методы
контроль качества
производственное предприятие
дефекты продукции
технологический процесс
гистограмма
контрольные карты Шухарта
повышение качества
конкурентоспособность

Аннотация статьи

В статье рассматривается роль статистических методов в повышении качества продукции на примере металлургического предприятия. Анализируется использование гистограмм и контрольных карт Шухарта для выявления дефектов и контроля технологического процесса. Обсуждается актуальность применения статистических методов для обеспечения конкурентных преимуществ и снижения количества дефектной продукции.

Текст статьи

Статистические методы играют ключевую роль в повышении качества продукции на производственных предприятиях.

Они позволяют оптимизировать производственные процессы, улучшить культуру производства и квалификацию специалистов, а также повысить эффективность производства и качество продукции, контролировать производственные процессы, выявлять и устранять причины дефектов [1].

Цель исследования заключается в изучении роли статистических методов в повышении качества продукции на примере производственного предприятия и разработке рекомендаций по их эффективному применению.

Задачи исследования:

  • Изучить теоретические основы применения статистических методов в управлении качеством продукции.
  • Проанализировать опыт использования статистических методов на производственном предприятии.
  • Разработать рекомендации по оптимизации процесса внедрения статистических методов на предприятии.

Обзор литературы показывает, что статистические методы играют важную роль в повышении качества продукции на производственных предприятиях [2].

Среди наиболее распространённых статистических методов можно выделить:

  • контроль качества продукции на основе статистических методов;
  • анализ причинно-следственных связей между показателями качества и факторами, влияющими на них;
  • прогнозирование качества продукции на основе временных рядов и методов машинного обучения [3].

Преимуществами использования статистических методов являются:

  • повышение точности и достоверности информации о качестве продукции;
  • сокращение времени и затрат на контроль качества;
  • улучшение взаимодействия между различными подразделениями предприятия [4].

Однако применение статистических методов также имеет некоторые ограничения:

  • сложность и трудоёмкость внедрения и использования;
  • необходимость высокой квалификации персонала;
  • возможные проблемы с интерпретацией результатов анализа [5].

Описание производственного предприятия и его процессов:

Производственное предприятие ООО Фирма «Рамсес» занимается производством сварочных электродов. Производственный процесс включает в себя несколько этапов, таких как:

  1. Заготовка электродной проволоки определённой длины с использованием правильно-рубильных станков.
  2. Изготовление обмазки – специальной массы, состоящей из сухого и связующего компонентов (жидкое стекло).
  3. Опрессовка – проволока проталкивается через специальный пресс, где масса наносится на заготовку под высоким давлением.
  4. Сушка и прокаливание заготовок для придания прочности и плотности прилегания обмазки к проволоке.
  5. Осмотр электродов на предмет дефектов.

На каждом этапе возможны различные дефекты и отклонения от заданных параметров, которые могут повлиять на качество продукции.

Для повышения качества продукции ООО Фирма «Рамсес» использует различные статистические методы, такие как:

  • Контрольные карты Шухарта: используются для контроля и управления технологическими процессами, позволяя выявить отклонения от заданных параметров и принять меры по их устранению.
  • Гистограммы: применяются для визуализации распределения данных и определения закономерностей в процессе производства.
  • FMEA (Failure Mode and Effects Analysis): анализ видов и последствий отказов, используется для выявления потенциальных дефектов и разработки мер по их предотвращению.
  • SPC (Statistical Process Control): статистический контроль процессов, позволяет отслеживать и контролировать параметры качества продукции на протяжении всего производственного цикла.

Выбор конкретных статистических методов зависит от специфики предприятия и его производственных процессов. Например, для контроля и управления технологическими процессами используются контрольные карты Шухарта, а для визуализации распределения данных – гистограммы [6].

Применение статистических методов на производственном предприятии позволило повысить качество продукции, снизить количество дефектов и улучшить взаимодействие между различными подразделениями предприятия.

Статистические методы играют важную роль в повышении качества продукции на производственном предприятии. Они позволяют принимать обоснованные решения при анализе и управлении качеством продукции, обеспечивают объективную оценку количественных и качественных характеристик процесса [7].

Применение статистических методов способствует систематическому контролю качества, регулированию технологических процессов и оценке показателей готовой продукции. Это неотъемлемая часть комплексной системы менеджмента качества предприятия и инструмент контроля качества продукции, оценки текущего состояния технологических процессов и обеспечения стабильного уровня качества [8, с. 139].

Однако при внедрении статистических методов в реальную производственную практику необходимо учитывать ряд ограничительных требований, таких как простота сбора статистических данных и возможность оперативного анализа и совершенствования производственного процесса [9, с. 367-368].

Список литературы

  1. Исикава К. Японские методы управления качеством: Сокр. пер. с англ. М.: Экономика, 2004.
  2. Ноулер Л. и др. Статистические методы контроля качества продукции. Пер. с англ. – 2-е русск. Изд. М.: Издательство стандартов, 2003.
  3. Окрепилов В.В., Швец В.Е., Рубцов Ю.Н. Служба управления качеством продукции. Л.: Лениздат, 2006.
  4. Электронный учебник по промышленной статистике. Москва, StatSoft, Inc., 2001. http://www.statsoft.ru/home/portal/textbook_ind. (последнее посещение 24.05.2015).
  5. Ефимов В.В. Статистические методы в управлении качеством продукции: учеб. пособие. – Ульяновск, УлГТУ, 2003. – 138 с.
  6. Просто о сложном. Введение в статистический контроль качества производственного процесса. Серия «Всё о качестве. Зарубежный опыт». Выпуск 11, 2000. – М.: НТК «Трек», 2000. – 21 с.
  7. Клячкин В.Н. Многомерный статистический контроль технологического процесса. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 192 с.
  8. Двадненко М.В., Двадненко И.В., Двадненко В.И. Роль информационных систем в управлении качеством. // Современные наукоёмкие технологии. 2014. № 4. С. 139.
  9. Двадненко М.В., Хрисониди В.А., Двадненко И.В. Система менеджмента качества на предприятиях РФ. // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4-2. С. 367-368.

Поделиться

427

Лемешко Е. Ю. Роль статистических методов в повышении качества продукции на примере производственного предприятия // Актуальные исследования. 2024. №15 (197). Ч.I.С. 9-11. URL: https://apni.ru/article/9012-rol-statisticheskikh-metodov-v-povishenii-kac

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Технические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля