Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Субъекты образовательной деятельности: особенности гражданско-правового регулиро...

Субъекты образовательной деятельности: особенности гражданско-правового регулирования

Автор(-ы):

Коваленко Валентина Васильевна

14 апреля 2024

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

образование
образовательная деятельность
субъекты образовательной деятельности
образовательный процесс
кадры
государство
правовой статус субъектов образовательной деятельности

Аннотация статьи

Настоящая статья посвящена особенностям правового регулирования образовательной деятельности. Определяется правовой статут субъектов образовательной деятельности. Проводится анализ действующего законодательства в области образования.

Текст статьи

Целью настоящей статьи является исследование особенностей гражданско-правового регулирования деятельности субъектов образования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • дать определение и значение образовательной деятельности;
  • изучить субъектов образовательной деятельности, их правовой статус, и особенности гражданско-правового регулирования.

Изучение и определение правового регулирования образовательной деятельности всегда вызывает особый интерес, как у ученых-теоретиков, так и немаловажное значение имеют и практические знания и навыки.

Остановимся на понятии «образование». Так, М. В. Ожиганова указывает: «Образование – особая сфера жизнедеятельности общества и государства, в которой совершенствуется передача и воспроизводство не только знаний, умений, навыков и культурного опыта поколений, но и самого характера мышления, миропонимания, мироощущения, духовных ценностей, исторического и нравственного самосознания нации» [4].

Статья 43 Конституции Российской Федерации [2] дает закрепление права каждого на образование. Стоит отметить, что при этом гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных организациях и на предприятиях.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ сформулировано юридическое содержание анализируемого понятия: «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [1].

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом № 273, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. Процесс образования также можно рассмотреть с позиции права, которое представляется в двух аспектах:

  1. Двухуровневая система, включающая в себя как обучение, так и воспитание;
  2. Совокупность того объема материала, который приобретается человеком в процессе обучения.

Основной целью государственной политики в области образования выступает качество, и доступность образования. Изучая научную литературу и нормативно-правовые акты, автор статьи пришел к выводу, что субъектами образовательной деятельности являются:

  • государство, выступающее в лице Правительства РФ и субъектов РФ, которые принимают нормативные правовые акты, регулирующие общие вопросы образовательной деятельности (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, а также приказы, издаваемые федеральными органами исполнительной власти);
  • организации, осуществляющие образовательную деятельность (дошкольные учреждения, общее образование, среднее, высшее образование, профессиональная переподготовка, дополнительное и т. д.);
  • педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • обучающиеся и их родители (законные представители).

Рассмотрим субъекты образовательной деятельности более подробно.

Конституционное закрепление обязательности основного общего образования включает в себя обязанность государственных органов и органов местного самоуправления предоставить возможность получения детьми такого образования и обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить своим детям получение основного общего образования. В России же образование получается, как в образовательных организациях, так и предусмотрены иные формы получения образования, это семейное образование и самообразование, также допустимо сочетание различных форм образования (очное, заочное обучение, дистанционно), что является, несомненно, преимуществом образовательной системы Российской Федерации. Становится очевидным то, что государство на законодательном уровне регламентирует применение различных форм поучения образования россиянами. Также стоит отметить, что образование, это ресурс, который рассчитан на развитие государства, в который на будущее закладывается человеческий потенциал.

Согласно статистическим данным по состоянию на 2021 год количество образовательных учреждений 39 900 тысяч, при этом в 2000 году их было 69 000. Из них 98%, это государственные и муниципальные образовательные учреждения, остальные частные. Большой акцент на увеличение количество образовательных учреждений делает в своих выступлениях Президент РФ В. В. Путин.

В связи с вышесказанным стоит обратить внимание, что среди субъектов образовательной деятельности есть и педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность. П. 21 ст. 2 Закона «Об образовании» закреплен статус педагогического работника: «физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности». Педагогические работники отнесены к числу лиц, являющихся участниками образовательных отношений. Проблема в кадрах педагогических работников остается в настоящее время наиболее острая и насущная.

Правом на занятие педагогической деятельностью наделены лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 225 [3] утверждена номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Следующей категорией субъектов образовательной деятельности являются обучающиеся и их родители. Правовой статус обучающегося, безусловно, является сложным и многогранным, он формируется системой признанных и гарантируемых государством прав, свобод и законных интересов, а также предусмотренных законодательством обязанностей. В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся: воспитанники; учащиеся; студенты (курсанты); адъюнкты, ординаторы и др.

Правовой статус обучающегося регламентирован Конституцией РФ, законом «Об образовании», а также уставом образовательной организации, в которой он получает образование. В правовом статусе обучающегося можно выделить общие права и обязанности, ответственность, а также гарантии, обеспечивающие право на образование.

Родители несовершеннолетних обучающихся также включены в данную категорию субъектов образовательного процесса. Права и обязанности родителей обучающихся определены в ст. 44 ФЗ «Об образовании».

На основании вышеизложенного, автор статьи приходит к следующим выводам: российское общество развивается и постоянно предъявляет новые требования к системе образования в условиях происходящей действительности, а именно:

  • государству необходимы высококвалифицированные и образованные, а также высоконравственные, предприимчивые и патриотичные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, обладающие чувством ответственности за судьбу страны;
  • проблема кадров педагогических работников, остается главной составляющей всего образовательного процесса. Подготовка будущих педагогов осуществляется, но молодежь не заинтересована в дальнейшей работе и занятости в образовательном процессе, что сказывается на уровне образования;
  • экономический рост, повышение эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, это и есть не что иное, как один из важнейших факторов национальной безопасности и благосостояния страны в целом;
  • то, что происходит в настоящее время с учетом проведения нашим государством специальной военной организации говорит о том, что Российской Федерации предстоит повсеместно обеспечить равный доступ молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и наклонностями независимо от материального положения семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Также мы можем это наблюдать на вновь присоединившихся территориях нашего государства, где динамично происходит возрождение и внедрение обучающих программ доступных на всей территории страны (это и сохранение русского и родного языка).

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (в ред. от 06 октября 2022 г.) // Российская газета от 25 декабря 1993 г. – № 237 (первоначальный текст).
  2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. от 25 декабря 2023 г. № 685-ФЗ) // Российская газета от 31 декабря 2012 г. № 303.
  3. Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2022 г. № 225 // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 февраля 2022 г. № 9 (часть I) ст. 1341.
  4. Ожиганова М.В. Образовательное право: учебное пособие / М.В. Ожиганова. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2021. 144 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0711-9. Текст: электронный (дата обращения 28 марта 2024 г.).

Поделиться

231

Коваленко В. В. Субъекты образовательной деятельности: особенности гражданско-правового регулирования // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 23-25. URL: https://apni.ru/article/9016-subekti-obrazovatelnoj-deyatelnosti-osobennos

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня