Подготовка детей к обучению в школе является одной из центральных задач в период дошкольного детства и является актуальным направлением современной детской психологии и педагогики. Данная задача является многоаспектной, так как охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе считается одной из важных составляющих этой задачи. Современные исследования доказывают (Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.), что переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства.
Актуальность исследуемой проблемы также обусловлена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [8], в котором обосновывается необходимость формирования у детей готовности к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения, как важной предпосылки к учебной деятельности и содержатся требования к формированию у детей предпосылок к учебной деятельности [2, с. 11].
Далее рассмотрим характеристику понятия «психологическая готовность к школьному обучению».
По версии В. С. Мухиной, психологическая готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [6, с. 43].
Д. Б. Эльконин утверждал, что психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это развитие понимания социальных правил, которые регулируют отношения ребенка и взрослого [8, с. 137].
В нашем исследовании мы под понятием «психологическая готовность к обучению в школе», вслед за Л. И. Божович, понимаем совокупность характеристик, подразумевающих определенную степень развития мыслительных операций, познавательных интересов, мотивов деятельности, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника [1, с. 57].
На наш взгляд, данное определение наиболее полно охватывает все компоненты, необходимые для полноценной готовности ребенка к школе, а также все сферы жизнедеятельности ребенка.
Основываясь на исследованиях Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной, Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, и других, мы выделили компоненты психологической готовности к обучению в школе:
1. Интеллектуальная готовность – этот компонент готовности, подразумевающий определенный уровень сформированности психических процессов, необходимых ребенку на этапе обучения в школе. Также интеллектуальная готовность включает в себя две составляющие:
- овладение комплексом знаний, умений и навыков, отраженных в ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования;
- формирование мыслительных операций, развитие у детей познавательного интереса, навыков проблемно-поисковой деятельности, умения выделять причинно-следственные связи [3, с. 80].
2. Социальная готовность – подразумевает следующие составляющие, от которых зависит успешность обучения в школе:
- сформированность потребности в коммуникации с окружающими детьми и значимым взрослыми;
- готовность к новым формам общения, с которым ребенок столкнется на школьной ступени обучения;
- развитая способность подчинять свое поведение правилам детского коллектива и принимать роль ученика;
- развитое умение слушать педагог и выполнять его требования [6, с. 46].
3. Эмоциональная готовность – включает в себя комплекс личностных характеристик, помогающих ребенку самостоятельно преодолевать эмоциональную неуверенность, барьеры, тормозящие усвоение учебных импульсов или ведущие к уходу ребенка «в себя» в классном коллективе [5, с. 57].
4. Личностная (мотивационная) готовность. Н. И. Гуткина указывает, что мотив считается первым этапом в структуре любой деятельности человека, при этом прослеживается на всех последующих стадиях ее развития, что также имеет место быть и в учебно-познавательной деятельности, необходимой для обучения в школе. От того, какой изначальный мотив сформирован у ребенка, зависит выбор способов достижения заданной цели. Также этот компонент готовности подразумевает сформированность внутренней позиции школьника [4, с. 56].
С целью изучения особенностей психологической готовности детей к обучению в школе проводилось нами проводилось экспериментальное исследования на базе МБДОУ «Детский сад № 7 «Крылышки», город Салехард. В нем приняли участие 10 детей подготовительной к школе группы (6–7 лет). Далее представлены методики исследования всех компонентов готовности к обучению в школе (табл. 1).
Таблица 1
Методики исследования психологической готовности к обучению в школе
№ п/п | Компоненты готовности | Диагностические методики | Цель |
1 | Интеллектуальная готовность | «Исключение лишнего» (О. В. Боровик, С. Д. Забрамная) | исследование уровня мышления |
«Складывание разрезных картинок» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго) | диагностика наглядно-образного мышления | ||
«Последовательные картинки» (С. Д. Забрамная, О. В. Боровик) | изучить словесно-логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи | ||
2 | Социальная готовность | «Раскрась рукавички» (Г. А. Цукерман) | изучение отношений со сверстниками и коммуникативных умений |
«Отражение чувств» (О. В. Дыбина) | выявить умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых | ||
«Интервью» (О. В. Дыбина) | выявить способность получать и передавать нужную информацию в коммуникативном общении, вести диалогическое общение с детьми и педагогами | ||
3 | Эмоциональная готовность | «Сравни картинки» (Л. А. Венгер) | диагностика произвольности познавательных процессов |
«Графический узор» (в модификации Н. В. Бабкиной) | диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности | ||
4 | Личностная (мотивационная) готовность | «Опросник» (Л.И. Божович, Н. И. Гуткина) | определение наличия у ребенка познавательной и учебной мотивации |
Далее представим результаты обследования готовности детей к обучению в школе по каждому компоненту (табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования психологической готовности к обучению в школе
№ п/п | Компоненты готовности | Уровни | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
1 | Интеллектуальная готовность | 2 чел., 20% | 5 чел., 50% | 3 чел., 30% |
2 | Социальная готовность | 2 чел., 20% | 5 чел., 50% | 3 чел., 30% |
3 | Эмоциональная готовность | 0 чел., 0% | 5 чел., 50% | 5 чел., 50% |
4 | Личностная (мотивационная) готовность | 1 чел., 10% | 6 чел., 60% | 4 чел., 40% |
Общий уровень сформированности готовности к школе | 0 чел., 0% | 5 чел., 50% | 5 чел., 50% |
Обобщенные результаты обследования представлены с помощью диаграммы (рис.).
Рис. Уровни сформированности готовности к обучению в школе у детей подготовительной к школе группы
Говоря о количественных результатах исследования, исходя из представленной диаграммы мы видим, что у детей отмечается недостаточный уровень сформированности психологической готовности к обучению школе. Все дети имеют средний (5 детей – 50% от общего количества детей экспериментальной группы) и низкий (5 детей – 50% от общего количества детей экспериментальной группы) уровни сформированности готовности к обучению в школе. Высокий же уровень не показал ни один ребенок.
Перейдем к качественным результатам обследования. В результате проведенной диагностики мы выяснили, что обследуемых детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности психологической готовности к обучению в школе по всем компонентам:
- Интеллектуальный компонент готовности: у детей выявлен недостаточный уровень сформированности мыслительных операций: снижение работоспособности к переработке и приему информации, ограниченные представления об окружающем мире, низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. Детям часто требовалась направляющая или уточняющая помощь со стороны педагога;
- Социальный компонент готовности: выявлен недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей, что проявляется в том, что дети не способны до конца дослушать собеседника, не хотят договариваться с партнером по коммуникации, настаивая на исключительно на собственной точке зрения, не стремятся к пониманию эмоционального состояния собеседника. Можно сделать вывод, что у детей нарушено формирование перцептивной и интерактивной сторон общения;
- Эмоциональный компонент готовности: выявлен недостаточный уровень произвольного внимания и регуляции деятельности, произвольности познавательных процессов. Часть детей при выполнении заданий показали себя эмоционально не устойчивыми, нервничали, если не могли выполнить предложенное задание, проявляли негативные эмоции;
- Личностный компонент готовности (мотивационная готовность): диагностирована слабая познавательная и учебная мотивация, а именно, доминирует игровой (играть со сверстниками на переменах), внешний (красивые школьные принадлежности, школьная форма и др.) и оценочный (получать только положительные отметки) мотивы.
Таким образом, полученные результаты диагностического обследования говорят нам о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения по всем изученным компонентам. Начало обучения в школе является содержательно новой ступенью в жизни ребенка, и поэтому главное, чтобы при переходе на эту ступень него были в полной мере сформированы все компоненты готовности к обучению в школе.