Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Исследование психологической готовности детей к школьному обучению

10.5281/zenodo.11029428

Исследование психологической готовности детей к школьному обучению

Автор(-ы):

Большакова Мария Сергеевна

15 апреля 2024

Секция

Психология

Ключевые слова

подготовка к школе
психологическая готовность
интеллектуальная готовность
социальная готовность
эмоциональная готовность
личностная готовность

Аннотация статьи

В этой статье представлены основные аспекты исследования, посвящённого психологической готовности детей к обучению в школе. В работе рассматриваются различные компоненты готовности, такие как интеллектуальный, социальный, эмоциональный и личностный (мотивационный), а также анализируются подходы различных авторов к определению понятия «психологическая готовность к школе».

Текст статьи

Подготовка детей к обучению в школе является одной из центральных задач в период дошкольного детства и является актуальным направлением современной детской психологии и педагогики. Данная задача является многоаспектной, так как охватывает все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к школе считается одной из важных составляющих этой задачи. Современные исследования доказывают (Н. И. Гуткина, И. В. Дубровина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин и др.), что переход к обучению ребенка в начальной школе – значимая ступень его детства.

Актуальность исследуемой проблемы также обусловлена Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) [8], в котором обосновывается необходимость формирования у детей готовности к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения, как важной предпосылки к учебной деятельности и содержатся требования к формированию у детей предпосылок к учебной деятельности [2, с. 11].

Далее рассмотрим характеристику понятия «психологическая готовность к школьному обучению».

По версии В. С. Мухиной, психологическая готовность к школьному обучению – это желание и осознание необходимости учиться, возникающее в результате социального созревания ребенка, появления у него внутренних противоречий, задающих мотивацию к учебной деятельности [6, с. 43].

Д. Б. Эльконин утверждал, что психологическая готовность ребенка к обучению в школе – это развитие понимания социальных правил, которые регулируют отношения ребенка и взрослого [8, с. 137].

В нашем исследовании мы под понятием «психологическая готовность к обучению в школе», вслед за Л. И. Божович, понимаем совокупность характеристик, подразумевающих определенную степень развития мыслительных операций, познавательных интересов, мотивов деятельности, готовности к произвольной регуляции познавательной деятельности и социальной позиции школьника [1, с. 57].

На наш взгляд, данное определение наиболее полно охватывает все компоненты, необходимые для полноценной готовности ребенка к школе, а также все сферы жизнедеятельности ребенка.

Основываясь на исследованиях Л. И. Божович, Н. И. Гуткиной, Е. Е. Кравцовой, Г. Г. Кравцова, и других, мы выделили компоненты психологической готовности к обучению в школе:

1. Интеллектуальная готовность – этот компонент готовности, подразумевающий определенный уровень сформированности психических процессов, необходимых ребенку на этапе обучения в школе. Также интеллектуальная готовность включает в себя две составляющие:

  • овладение комплексом знаний, умений и навыков, отраженных в ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования;
  • формирование мыслительных операций, развитие у детей познавательного интереса, навыков проблемно-поисковой деятельности, умения выделять причинно-следственные связи [3, с. 80].

2. Социальная готовность – подразумевает следующие составляющие, от которых зависит успешность обучения в школе:

  • сформированность потребности в коммуникации с окружающими детьми и значимым взрослыми;
  • готовность к новым формам общения, с которым ребенок столкнется на школьной ступени обучения;
  • развитая способность подчинять свое поведение правилам детского коллектива и принимать роль ученика;
  • развитое умение слушать педагог и выполнять его требования [6, с. 46].

3. Эмоциональная готовность – включает в себя комплекс личностных характеристик, помогающих ребенку самостоятельно преодолевать эмоциональную неуверенность, барьеры, тормозящие усвоение учебных импульсов или ведущие к уходу ребенка «в себя» в классном коллективе [5, с. 57].

4. Личностная (мотивационная) готовность. Н. И. Гуткина указывает, что мотив считается первым этапом в структуре любой деятельности человека, при этом прослеживается на всех последующих стадиях ее развития, что также имеет место быть и в учебно-познавательной деятельности, необходимой для обучения в школе. От того, какой изначальный мотив сформирован у ребенка, зависит выбор способов достижения заданной цели. Также этот компонент готовности подразумевает сформированность внутренней позиции школьника [4, с. 56].

С целью изучения особенностей психологической готовности детей к обучению в школе проводилось нами проводилось экспериментальное исследования на базе МБДОУ «Детский сад № 7 «Крылышки», город Салехард. В нем приняли участие 10 детей подготовительной к школе группы (6–7 лет). Далее представлены методики исследования всех компонентов готовности к обучению в школе (табл. 1).

Таблица 1

Методики исследования психологической готовности к обучению в школе

№ п/пКомпоненты готовностиДиагностические методикиЦель
1Интеллектуальная готовность«Исключение лишнего» (О. В. Боровик, С. Д. Забрамная)исследование уровня мышления
«Складывание разрезных картинок» (Н. Я. Семаго, М. М. Семаго)диагностика наглядно-образного мышления
«Последовательные картинки» (С. Д. Забрамная, О. В. Боровик)изучить словесно-логическое мышление, способность устанавливать причинно-следственные связи
2Социальная готовность«Раскрась рукавички» (Г. А. Цукерман)изучение отношений со сверстниками и коммуникативных умений

«Отражение чувств»

(О. В. Дыбина)

выявить умение понимать эмоциональное состояние сверстников, взрослых
«Интервью» (О. В. Дыбина)выявить способность получать и передавать нужную информацию в коммуникативном общении, вести диалогическое общение с детьми и педагогами
3Эмоциональная готовность«Сравни картинки» (Л. А. Венгер)диагностика произвольности познавательных процессов
«Графический узор» (в модификации Н. В. Бабкиной)диагностика произвольного внимания и регуляции деятельности
4Личностная (мотивационная) готовность«Опросник» (Л.И. Божович, Н. И. Гуткина)определение наличия у ребенка познавательной и учебной мотивации

Далее представим результаты обследования готовности детей к обучению в школе по каждому компоненту (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования психологической готовности к обучению в школе

№ п/пКомпоненты готовностиУровни
ВысокийСреднийНизкий
1Интеллектуальная готовность2 чел., 20%5 чел., 50%3 чел., 30%
2Социальная готовность2 чел., 20%5 чел., 50%3 чел., 30%
3Эмоциональная готовность0 чел., 0%5 чел., 50%5 чел., 50%
4Личностная (мотивационная) готовность1 чел., 10%6 чел., 60%4 чел., 40%
Общий уровень сформированности готовности к школе0 чел., 0%5 чел., 50%5 чел., 50%

Обобщенные результаты обследования представлены с помощью диаграммы (рис.).

Рис. Уровни сформированности готовности к обучению в школе у детей подготовительной к школе группы

Говоря о количественных результатах исследования, исходя из представленной диаграммы мы видим, что у детей отмечается недостаточный уровень сформированности психологической готовности к обучению школе. Все дети имеют средний (5 детей – 50% от общего количества детей экспериментальной группы) и низкий (5 детей – 50% от общего количества детей экспериментальной группы) уровни сформированности готовности к обучению в школе. Высокий же уровень не показал ни один ребенок.

Перейдем к качественным результатам обследования. В результате проведенной диагностики мы выяснили, что обследуемых детей старшего дошкольного возраста недостаточный уровень сформированности психологической готовности к обучению в школе по всем компонентам:

  1. Интеллектуальный компонент готовности: у детей выявлен недостаточный уровень сформированности мыслительных операций: снижение работоспособности к переработке и приему информации, ограниченные представления об окружающем мире, низкий уровень сформированности словесно-логического мышления. Детям часто требовалась направляющая или уточняющая помощь со стороны педагога;
  2. Социальный компонент готовности: выявлен недостаточный уровень сформированности коммуникативных способностей, что проявляется в том, что дети не способны до конца дослушать собеседника, не хотят договариваться с партнером по коммуникации, настаивая на исключительно на собственной точке зрения, не стремятся к пониманию эмоционального состояния собеседника. Можно сделать вывод, что у детей нарушено формирование перцептивной и интерактивной сторон общения;
  3. Эмоциональный компонент готовности: выявлен недостаточный уровень произвольного внимания и регуляции деятельности, произвольности познавательных процессов. Часть детей при выполнении заданий показали себя эмоционально не устойчивыми, нервничали, если не могли выполнить предложенное задание, проявляли негативные эмоции;
  4. Личностный компонент готовности (мотивационная готовность): диагностирована слабая познавательная и учебная мотивация, а именно, доминирует игровой (играть со сверстниками на переменах), внешний (красивые школьные принадлежности, школьная форма и др.) и оценочный (получать только положительные отметки) мотивы.

Таким образом, полученные результаты диагностического обследования говорят нам о необходимости организации целенаправленной психолого-педагогической работы по подготовке детей к обучению в школе в условиях дошкольного учреждения по всем изученным компонентам. Начало обучения в школе является содержательно новой ступенью в жизни ребенка, и поэтому главное, чтобы при переходе на эту ступень него были в полной мере сформированы все компоненты готовности к обучению в школе.

Список литературы

  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М.: Издательство Институт практической психологии, 1997. 352 с.
  2. Болдарева О.А., Степанова Г.А. Содержательные компоненты готовности детей к школьному обучению // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. 2022. № 4(117). C.10-17.
  3. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребёнок к школе? М.: Просвещение, 2011. 191 с.
  4. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Комплекс-Центр, 2013. 176 с.
  5. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. М.: Знание, 1987. 68 с.
  6. Мухина В.С. Детская психология. М.: Просвещение, 2005. 430 с.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155. https://fi ro.ranepa.ru/files/docs/do/fgos/pr1155.pdf.
  8. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей. // Психическое развитие в детских возрастах: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии, 1997. – С. 317-322.

Поделиться

192

Большакова М. С. Исследование психологической готовности детей к школьному обучению // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 67-70. URL: https://apni.ru/article/9025-issledovanie-psikhologicheskoj-gotovnosti-det

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня