Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья ...

Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на примере занятия по аппликации с элементами оригами

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

оригами
аппликация
весеннее настроение
первоцветы

Аннотация статьи

Данная методическая разработка поможет правильно организовать работу по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Текст статьи

Проблема развития творческих способностей дошкольников составляет основу, фундамент процесса обучения, является «вечной» педагогической проблемой, которая с течением времени не теряет своей актуальности, требуя постоянного, пристального внимания и дальнейшего развития. Творческая активность развивается в процессе кружковой деятельности, имеющей творческий характер, которая заставляет воспитанников познавать и удивляться, находить решение в нестандартных ситуациях. Поэтому сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды кружковой деятельности, проблемные методы обучения, коллективные творческие дела, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.

Тема: «Первоцветы»

Возрастная группа: разновозрастная – дети с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.

Форма совместной деятельности: аппликация.

Виды деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, художественное творчество.

Формы организации: фронтальная, индивидуальная.

Планируемый результат: дети проявляют интерес к деятельности; знают правила, последовательность действий; называют способы вырезания и наклеивания; умеют подбирать размер деталей; умеют создавать композицию; проявляют творчество.

Цель: формирование умения у детей передавать в аппликации характерные особенности цветов и листьев подснежника.

Задачи:

Развивающие:

Продолжать развивать чувство цвета, колорита, композиции.

Развивать волевую саморегуляцию поведения посредством выполнения правил работы (преодоление затруднений в деятельности, выполнение действий по образцу и др.).

Развивать творческую активность, целеустремленность, настойчивость в процессе совместной деятельности по достижению цели.

Развивать эмоции детей посредством создания ситуаций удивления, радости, занимательности, эмоциональных переживаний.

Развивать умение анализировать, оценивать достижение (личностно-значимой) цели в процессе рефлексии результатов деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку посредством создания ситуации успеха (конструктивной, познавательно-исследовательской деятельности и др.).

Воспитывать готовность к взаимопомощи в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного.

Образовательные:

Совершенствовать умение детей создавать композицию из отдельных деталей.

Закреплять умение подбирать размер деталей.

Учить конструировать цветок подснежника по методу оригами.

Средства воспитания и обучения: Картон или плотная пастельная бумага синего цвета формата А4, ножницы, клей, квадрат белой или голубой бумаги 5х5 см, лист зеленой бумаги, зеленый квадрат 1,5х1,5 см., два прямоугольника голубой и белой бумаги размером 5х 10 см., иллюстрации подснежника и лесной поляны, аудиозапись «Музыка леса».

Принципы дошкольного образования (ФГОС):

Принципы воспитания: принцип доступности, наглядности, активности, воспитание через взаимодействие.

Принципы обучения: доступности, наглядности, сознательности, систематичности и последовательности, активности.

Методы воспитания: беседа, игровой прием, пример, создание ситуации успеха, поощрение.

Методы обучения: демонстрация, объяснение, повторение, использование игр и игровых форм организации обучения, стимулирование занимательным содержанием

Ход образовательной деятельности: дети сидят за столом.

Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность, стимулирует любознательность, интерес.

Сегодня на улице светит солнце, тепло, светло. И у нас в группе тоже тепло, светло, весело. А весело нам от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому мы будем чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим радость.

В страну чудесную я приглашаю вас пойти.

Интересней приключенья нам, ребята, не найти.

Нет и снега там, нет и холода,

Там всё проснулось ото сна,

Мы пойдём из садика

В страну чудесную – Весна!

– Вы согласны отправиться в путешествие? (Да)

– В этой стране солнце ласково смеётся, тают сугробы, звонко журчит ручей…

А какие ещё признаки весны вы знаете? (Солнце светит ярче, греет больше, щебечут, поют птички, набухают почки, появляется первая трава)

– А ещё в этой стране есть чудесная поляна, усыпанная разными цветами.

Ребята, посмотрите на картине изображена ранняя весна. Под березкой еще лежит снежок. А под сугробом уже что-то растет.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Ребята, что это за цветок? (Подснежник)

И сегодня мы с вами будем делать подснежники из бумаги с помощью оригами и аппликации. А где у нас растёт подснежник? (В лесу).

Воспитатель включает аудиозапись «Музыка леса».

– Ребята, посмотрите на доску, перед вами образец готовой аппликации. Рассмотрите его и скажите, из каких частей состоит цветок?

(Стебель, листья, чашелистик и лепестки)

Из каких деталей, как и какого цвета будете вырезать части цветка? Что будете наклеивать сначала, а что потом?

Динамическая пауза «Подснежник»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу).

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу).

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте)

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте)

А подснежник подрастает. (дети медленно встают)

Воспитатель закрепляет с детьми правила пользования ножницами, обсудить действия.

Практические (практическая работа, творческое задание). Воспитатель вовлекает в совместную деятельность, показывает последовательность действий.

– Предлагаю вам начать работу, но помните о правилах безопасности при работе с ножницами (передавать тупым концом вперед). Клеем надо пользоваться аккуратно.

Рисуем на листе зеленой бумаги и вырезаем стебель подснежника.

Сложите голубой или белый квадратик по диагонали. Должен получиться треугольник, а теперь уголки треугольника надо сложить так, чтобы они встретились посередине треугольника (показ воспитателя).

Наклеим подснежники на нашу аппликацию. Не намазывайте цветочки полностью! Благодаря этому наша аппликация получится объемной.

Из зеленой бумаги вырежем полоски. Это будут листики подснежников.

Заострим один из краев у всех трех полосок. Теперь этот конец будем считать верхним. Мы будем слегка «завивать» наши листики. Возьмите большим и указательным пальцем одной руки (правой, для правшей) за нижнюю часть листочка. Большим и указательным пальцами другой руки обхватите листочек в нижней части. Пусть ноготь большого пальца упирается в бумагу. Резко проведите по листочку второй рукой. От этого он приобретет небольшой изгиб.

Расположим, не наклеивая, листочки подснежника на аппликации. Подвигаем, найдем наилучшее положение. Затем, смазывая только нижнюю часть листочков, наклеим их.

Воспитатель наблюдает, контролирует, побуждает к действиям, к самоанализу, самокоррекции, корректирует действия.

Анализ детской деятельности

Воспитатель комментирует работу детей.

– Я рада, что вы сделали столько цветов для волшебной полянки. Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло.

Несите свои работы сюда, на полянку. Какая она получилась у нас красивая! Какие вы молодцы! А теперь пришло время прощаться с чудесной поляной.

Раз, два, три, все повернулись, В детский садик мы вернулись.

– Вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение?

– Давайте передадим своё хорошее настроение, своё тепло друг другу.

Согрейте ладошки своим теплом. А затем передавайте тепло всем-всем, и гостям тоже! (имитация игры в «ладошки»)

– Чему вы научились сегодня?

– Скажите, вам понравилось делать аппликацию? Что было самым трудным?

Педагог поощряет детей за то, что они убирают свое рабочее место.

Педагог нацеливает детей на деятельность в семье.

– Ребята, вы все молодцы, справились с заданием! – Кого бы вы хотели научить этому?

Теперь вы сами можете сделать такую аппликацию и даже подарить ее кому-то на день рождения.

Список литературы

  1. Березенкова Т. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников [Текст] / Т. Березенкова. – М.: Учитель. – 2016. – 234с.
  2. Берякова, Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития [Текст] / Н.Ю. Берякова. – М.: Феникс, 2015. – 98с.
  3. Кузнецова, С.В. Развитие творческих способностей дошкольников: Методическое пособие. [Текст] / С.В. Кузнецова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. – (Библиотека Воспитателя).
  4. Поборцева, О. Kumon. Развитие мышления. Творческие способности [Текст] / О. Поборцева, А. Степанов. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 80с.
  5. Рау, М.Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР [Текст] / М.Ю. Рау. – М.: ВЛАДОС, 2013. – 342с.
  6. Скворцова, В. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников [Текст] / В. Скворцов. – М.: Феникс, 2009. – 224с.

Поделиться

863

Фадеева Ж. Ю., Пожидаева Е. А. Развитие творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья на примере занятия по аппликации с элементами оригами // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 59-62. URL: https://apni.ru/article/9026-razvitie-tvorcheskikh-sposobnostej-u-detej

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января