Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Трудности старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе ознакомл...

Трудности старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе ознакомления с целостной картиной мира

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

педагогика
ЗПР

Аннотация статьи

В данной статье говорится о трудностях, которые испытывают дети с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с целостной картиной мира. Раскрываются причины этих трудностей, а также формы и методы их коррекции. 

Текст статьи

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет одно из образовательных направлений – познавательное развитие дошкольника как одно из приоритетных направлений его жизни. ФГОС ДО определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.

Одним из разделов ПрАООП для детей с задержкой психического развития является ознакомление с целостной картиной мира. В программе описаны общие задачи по ознакомлению с целостной картиной мира:

  1. Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях.
  2. Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательных деятельностях.

Согласно ПрАООП, в старшем дошкольном возрасте дошкольники с задержкой психического развития должны:

  • усвоить представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей;
  • овладеть некоторыми сведениями об организме, понимает назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования;
  • сформировать первичные представления о малой родине и родной стране. Освоить представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России;
  • понять многообразие россиян разных национальностей, есть интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей;
  • иметь представления о других странах и народах мира, есть интерес к жизни людей в разных странах;
  • также у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития должны быть объем представлений о многообразии мира растений, животных. Знает о потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Дошкольник должен уметь сравнивать растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые; устанавливать признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними. Иметь представления о неживой природе как среде обитания животных и растений;
  • установить последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей; накапливать представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере;
  • знать и называть животных и их детенышей; понимать разнообразные ценности природы. При рассматривании иллюстраций, наблюдениях понимать основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает основные представления об окружающем мире. Подмечают всевозможные природные явления в естественных условиях, во всем разнообразии их связей и отношений, дошкольники приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Знакомство с целостной картиной мира представляется одним из основных способов развития ребенка.

У детей с задержкой психического развития возникают трудности при ознакомлении с целостной картиной из-за незрелости мыслительных операций. Дошкольники испытывают большие трудности при выделении сходных, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении.

Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) объясняет недостаточный запас определенных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скромное содержание понятий. Незрелость мыслительных действий сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления, которое необходимо для ознакомления с окружающем миром.

Также у дошкольников с задержкой психического развития затруднен процесс анализа и синтеза, который необходим для формирования новых обобщающих понятий. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, сравнивать и качества, и признаки предметов, усваивать обобщающие понятия.

А. А. Степанова пишет о таких трудностях, как:

  • фрагментарная картина окружающего мира. Дошкольники не могут объединить родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы;
  • неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать. Это приводит к обыденности собственного опыта, без которого невозможно усвоение окружающего мира;
  • у дошкольников с задержкой психического развития «стихийное» освоение окружающего мира невозможно, поэтому им необходимо планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений окружающей природы, который может обеспечить дефектолог;
  • отмечается сниженный познавательный интерес, который мешает дошкольникам в формировании умений ориентироваться в окружающем мире;
  • у дошкольников с ЗПР не сформированы умение наблюдать за объектами.

Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. У детей с задержкой психического развития не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Дефектолог должен организовать разнообразную деятельность дошкольников с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побуждала его познавательную активность к окружающему миру. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры и др.

Список литературы

  1. Мамайчук, И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии / И.И. Мамайчук. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с.
  2. Лук, А.Н. Контуры эвристической психологии [Электронный ресурс] / под ред.: Т.М. Виноградова. – М.: Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) РАН, 2011. – 160 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=132436
  3. Лысенкова, М.В. Ценностно-ориентированный подход в системе обучения и воспитания учащихся начальной школы [Электронный ресурс] / М.В. Лысенкова. // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы VI Междунар. науч. конф. – Краснодар: Новация, 2019. – С. 37–39. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/330/15050/

Поделиться

739

Курилюк Я. В. Трудности старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе ознакомления с целостной картиной мира // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/9038-trudnosti-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-v-hode-oznakomleniya-s-celostnoj-kartinoj-mira

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря