Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет одно из образовательных направлений – познавательное развитие дошкольника как одно из приоритетных направлений его жизни. ФГОС ДО определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Одним из разделов ПрАООП для детей с задержкой психического развития является ознакомление с целостной картиной мира. В программе описаны общие задачи по ознакомлению с целостной картиной мира:
- Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, об их взаимосвязях и закономерностях.
- Поддержка детской инициативы и самостоятельности в познавательных деятельностях.
Согласно ПрАООП, в старшем дошкольном возрасте дошкольники с задержкой психического развития должны:
- усвоить представления о себе и семье: о своих имени, фамилии, поле, возрасте, месте жительства, домашнем адресе, увлечениях членов семьи, профессиях родителей;
- овладеть некоторыми сведениями об организме, понимает назначения отдельных органов и условий их нормального функционирования;
- сформировать первичные представления о малой родине и родной стране. Освоить представления о ее столице, государственном флаге и гербе, об основных государственных праздниках, ярких исторических событиях, героях России;
- понять многообразие россиян разных национальностей, есть интерес к сказкам, песням, играм разных народов, толерантность по отношению к людям разных национальностей;
- иметь представления о других странах и народах мира, есть интерес к жизни людей в разных странах;
- также у дошкольников старшего возраста с задержкой психического развития должны быть объем представлений о многообразии мира растений, животных. Знает о потребностях у конкретных животных и растений (во влаге, тепле, пище, воздухе, месте обитания и убежище). Дошкольник должен уметь сравнивать растения и животных по разным основаниям, признакам и свойствам, относит их к определенным группам: деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые; устанавливать признаки отличия и некоторые признаки сходства между ними. Иметь представления о неживой природе как среде обитания животных и растений;
- установить последовательность сезонных изменений в неживой и живой природе, в жизни людей; накапливать представления о жизни животных и растений в разных климатических условиях: в пустыне, на севере;
- знать и называть животных и их детенышей; понимать разнообразные ценности природы. При рассматривании иллюстраций, наблюдениях понимать основные отношения между объектами и явлениями окружающего мира.
В дошкольном возрасте ребенок приобретает основные представления об окружающем мире. Подмечают всевозможные природные явления в естественных условиях, во всем разнообразии их связей и отношений, дошкольники приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Знакомство с целостной картиной мира представляется одним из основных способов развития ребенка.
У детей с задержкой психического развития возникают трудности при ознакомлении с целостной картиной из-за незрелости мыслительных операций. Дошкольники испытывают большие трудности при выделении сходных, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении.
Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) объясняет недостаточный запас определенных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скромное содержание понятий. Незрелость мыслительных действий сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления, которое необходимо для ознакомления с окружающем миром.
Также у дошкольников с задержкой психического развития затруднен процесс анализа и синтеза, который необходим для формирования новых обобщающих понятий. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, сравнивать и качества, и признаки предметов, усваивать обобщающие понятия.
А. А. Степанова пишет о таких трудностях, как:
- фрагментарная картина окружающего мира. Дошкольники не могут объединить родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы;
- неразвитая интеллектуальная деятельность не позволяет детям с ЗПР строить познание мира с опорой на имеющиеся у них знания об объектах и явлениях природы и умения их обследовать. Это приводит к обыденности собственного опыта, без которого невозможно усвоение окружающего мира;
- у дошкольников с задержкой психического развития «стихийное» освоение окружающего мира невозможно, поэтому им необходимо планомерное, целенаправленное изучение объектов и явлений окружающей природы, который может обеспечить дефектолог;
- отмечается сниженный познавательный интерес, который мешает дошкольникам в формировании умений ориентироваться в окружающем мире;
- у дошкольников с ЗПР не сформированы умение наблюдать за объектами.
Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. У детей с задержкой психического развития не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Дефектолог должен организовать разнообразную деятельность дошкольников с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побуждала его познавательную активность к окружающему миру. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры и др.