Автор(-ы):
Курилюк Яна Владимировна
18 апреля 2024
Аннотация статьи
В данной статье говорится о трудностях, которые испытывают дети с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте при ознакомлении с целостной картиной мира. Раскрываются причины этих трудностей, а также формы и методы их коррекции.
Текст статьи
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) выделяет одно из образовательных направлений – познавательное развитие дошкольника как одно из приоритетных направлений его жизни. ФГОС ДО определяет цели, задачи и содержание познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях ДОО.
Одним из разделов ПрАООП для детей с задержкой психического развития является ознакомление с целостной картиной мира. В программе описаны общие задачи по ознакомлению с целостной картиной мира:
Согласно ПрАООП, в старшем дошкольном возрасте дошкольники с задержкой психического развития должны:
В дошкольном возрасте ребенок приобретает основные представления об окружающем мире. Подмечают всевозможные природные явления в естественных условиях, во всем разнообразии их связей и отношений, дошкольники приобретают знания, у них развивается восприятие разнообразных красок, звуков, они замечают сезонные изменения. Знакомство с целостной картиной мира представляется одним из основных способов развития ребенка.
У детей с задержкой психического развития возникают трудности при ознакомлении с целостной картиной из-за незрелости мыслительных операций. Дошкольники испытывают большие трудности при выделении сходных, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении.
Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) объясняет недостаточный запас определенных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скромное содержание понятий. Незрелость мыслительных действий сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления, которое необходимо для ознакомления с окружающем миром.
Также у дошкольников с задержкой психического развития затруднен процесс анализа и синтеза, который необходим для формирования новых обобщающих понятий. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, сравнивать и качества, и признаки предметов, усваивать обобщающие понятия.
А. А. Степанова пишет о таких трудностях, как:
Основной деятельностью ребенка является игровая, поэтому эффективным является включение обучения в игровую деятельность. У детей с задержкой психического развития не сформированы умения сравнивать, анализировать, группировать, обобщать, классифицировать предметы. Дефектолог должен организовать разнообразную деятельность дошкольников с учетом зоны ближайшего развития, чтобы она побуждала его познавательную активность к окружающему миру. Развитию познавательной деятельности способствуют активные формы и методы обучения: наблюдения, экскурсии, дидактические игры и др.
Список литературы
Поделиться
Курилюк Я. В. Трудности старших дошкольников с задержкой психического развития в ходе ознакомления с целостной картиной мира // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 56-58. URL: https://apni.ru/article/9038-trudnosti-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoj-psihicheskogo-razvitiya-v-hode-oznakomleniya-s-celostnoj-kartinoj-mira