Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Цифровизация земельного контроля на примере муниципального земельного контроля в...

Цифровизация земельного контроля на примере муниципального земельного контроля в Московской области (с применением программы «Проверки Подмосковья»)

Автор(-ы):

Рамазанова Наталья Николаевна

19 апреля 2024

Научный руководитель

Ермолаева Елена Вячеславовна

Секция

Юриспруденция

Ключевые слова

цифровизация земельного контроля
Московская область
налоговый оборот
неучтенная недвижимость
геоинформационные системы
программа «Проверки Подмосковья»
кадастровый учет
Росреестр
Федеральная налоговая служба
правовая регуляция
экономические выгоды
технологические инновации

Аннотация статьи

Статья посвящена анализу проекта «Проверки Подмосковья», реализуемого в Московской области, который направлен на цифровизацию земельного контроля и регистрацию неучтенной недвижимости в налоговую базу. В работе рассматриваются ключевые аспекты инициативы, включая экономические выгоды, технологические инновации, юридические и административные улучшения, а также взаимодействие с общественностью. Основное внимание уделяется эффективности использования информационных систем для анализа и сопоставления данных Росреестра и Федеральной налоговой службы, что позволяет идентифицировать и регистрировать объекты, не включенные в кадастровый учет. Статья подчеркивает значимость проекта для повышения налоговых поступлений и урегулирования правовых вопросов, а также обсуждает перспективы его расширения и потенциал применения опыта в других регионах.

Текст статьи

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена несколькими важными факторами. Во-первых, неучтенная недвижимость представляет значительную потерю для региональных бюджетов из-за недополученных налогов, и её регистрация критически важна для финансового улучшения муниципалитетов и регионов. Во-вторых, недавние законодательные изменения, направленные на урегулирование вопросов учета недвижимости и ее налогообложения, требуют адаптации и внедрения новых подходов, что делает исследование данной темы особенно релевантным.

Это исследование не только способствует пониманию процесса цифровизации земельного контроля, но и предлагает практические решения для улучшения управления земельными ресурсами, повышения прозрачности и справедливости налогообложения, а также развития законодательной базы в данной области.

Цель исследования

Целью исследования является анализ и оценка эффективности применения цифровых технологий в процессе земельного контроля на примере муниципального земельного контроля в Московской области, осуществляемого в рамках программы «Проверки Подмосковья». Исследование направлено на изучение того, как инновационные методы цифровизации и интеграция баз данных могут способствовать более эффективному выявлению и регистрации неучтенных объектов недвижимости, а также на оценку их влияния на увеличение налоговых поступлений и улучшение правового регулирования собственности.

Это исследование также стремится выявить потенциальные проблемы и ограничения существующих подходов, предлагая пути их решения для повышения эффективности управления земельными ресурсами.

Материалы и методы исследования

Методами исследования являются: метод кейс-исследования, метод теоретического и практического анализа, метод сравнительного анализа.

Результаты исследования

В современной России одним из наиболее актуальных направлений в управлении земельными ресурсами является цифровизация земельного контроля. Примером эффективного применения инновационных технологий служит Московская область, где реализуется масштабный проект, направленный на выявление неоформленных жилых, садовых домов и дач для их дальнейшего включения в налоговый оборот.

В Московской области значительная часть недвижимости, включая жилые дома, дачи и садовые постройки, остается не зарегистрированной в государственном кадастре. Это создает серьезные проблемы для регионального бюджета, поскольку такие объекты не облагаются налогами, что приводит к значительным финансовым потерям. По оценкам Правительства Московской области, до 40% таких объектов не включены в налоговый оборот.

Для решения этой проблемы Министерство имущественных отношений Московской области совместно с Московским областным БТИ разработало специальный механизм, который упрощает процесс постановки на кадастровый учет. Этот механизм включает в себя цифровизацию процессов и активное использование информационных технологий для идентификации и регистрации объектов.

Основным инструментом в реализации этого проекта является программа «Проверки Подмосковья», которая является частью ведомственной информационной системы (ВИС) Главархитектуры Московской области. Программа использует данные из баз Росреестра и Федеральной налоговой службы для автоматизированного сопоставления и анализа, что позволяет выявлять объекты, не поставленные на учет [1, c. 31].

Система автоматически анализирует существующие базы данных и идентифицирует объекты, у которых отсутствует официальная регистрация. Это включает в себя анализ снимков земель, использование дронов для получения актуальных изображений объектов и их сравнение с зарегистрированными данными. Эта технология значительно повышает эффективность процесса выявления неучтенных объектов недвижимости.

Проект «Проверки Подмосковья» имеет огромный потенциал для увеличения доходной части бюджета Московской области. Включение неучтенных объектов в налоговую базу приведет к значительному увеличению налоговых поступлений, что особенно важно в условиях экономических вызовов. Кроме того, легализация объектов недвижимости способствует стабилизации рынка, повышению инвестиционной привлекательности региона и укреплению правовой защиты собственности.

Программа «Проверки Подмосковья» основывается на использовании современных технологических решений, включая геоинформационные системы (ГИС), дроны для аэрофотосъемки, большие данные и машинное обучение для обработки и анализа данных. Эти технологии позволяют обрабатывать огромные объемы информации, автоматически выявляя объекты, не зарегистрированные в кадастре. Одним из ключевых моментов проекта является упрощение процедуры регистрации прав на недвижимость. Сокращение бюрократических процедур и перевод их в электронный формат уменьшает коррупционные риски и ускоряет процесс легализации объектов. Это делает процедуру более прозрачной и доступной для граждан.

Цифровизация регистрационных процессов не только упрощает взаимодействие граждан с государственными структурами, но и повышает защиту прав собственности. Четкое документирование прав на недвижимость помогает избежать многих споров и конфликтов, связанных с земельными вопросами. Для обеспечения поддержки населения и избежания социального напряжения важно обеспечить полную информационную открытость проекта. Правительство Московской области активно ведет работу по информированию граждан о целях и преимуществах регистрации через медиа, социальные сети и публичные встречи [2, c. 226].

Привлечение граждан к обсуждению и оценке процессов цифровизации земельного контроля способствует повышению доверия к властям и улучшению качества управления. Организация публичных слушаний и онлайн-консультаций позволяет учитывать мнение общественности при корректировке законодательства и административных процедур.

В процессе реализации проекта возникают технические и операционные сложности, такие как необходимость интеграции различных баз данных и систем, обеспечение безопасности данных и противодействие попыткам несанкционированного доступа. Также существует вызов в обучении персонала использованию новых технологий и систем [5, c. 107].

Одним из серьезных вызовов является обеспечение соблюдения прав собственности и конфиденциальности данных. Необходимо строго следить за тем, чтобы процесс цифровизации не нарушал законные права граждан на частную собственность и не становился инструментом незаконного вмешательства в частную жизнь.

В дальнейшем планируется расширение программы на всю территорию Московской области и дальнейшее ее совершенствование. Особое внимание будет уделено улучшению алгоритмов машинного обучения для повышения точности выявления объектов и минимизации ошибок. Также предполагается разработка мобильных приложений для упрощения взаимодействия собственников с системой регистрации [3, c. 105].

Программа «Проверки Подмосковья» также открывает возможности для международного сотрудничества и обмена опытом с другими регионами и странами, которые реализуют аналогичные проекты. Изучение и адаптация успешных практик может способствовать улучшению проекта и повышению его эффективности [4, c. 10].

Выводы

Проект «Проверки Подмосковья» в Московской области представляет собой масштабную инициативу, направленную на решение проблемы неучтенной недвижимости через применение передовых цифровых технологий. Эта инициатива демонстрирует как стремление региональных властей к повышению эффективности управления земельными ресурсами, так и желание увеличить доходы бюджета за счет правильного налогообложения имущества.

Цифровизация земельного контроля позволяет не только внести в налоговую базу значительное количество ранее не учтенных объектов, увеличивая тем самым налоговые поступления, но и способствует законодательному упорядочиванию вопросов собственности и управления земельными активами. Правовая защита, предоставляемая четкой регистрацией, уменьшает количество земельных споров и повышает инвестиционную привлекательность региона.

Применение современных технологий, включая анализ больших данных, аэрофотосъемку и использование дронов, повышает точность и эффективность процессов идентификации и учета объектов. Обеспечение открытости информации и активное взаимодействие с общественностью способствуют созданию доверия к проекту и его принятию на уровне населения.

Перспективы проекта включают его масштабирование и оптимизацию, а также возможное применение его методик и подходов в других регионах России и за рубежом. Опыт Московской области может служить примером для внедрения подобных систем в управление земельными ресурсами на международном уровне.

«Проверки Подмосковья» выступают как важный шаг на пути к более прозрачной, справедливой и эффективной системе управления землей, демонстрируя, как технологические нововведения могут трансформировать административные процессы и способствовать устойчивому социально-экономическому развитию.

Список литературы

  1. Горбунова Ю.В. Осуществление муниципального земельного контроля в части использования и охраны сельскохозяйственных земель Красноярского края / Ю.В. Горбунова, Н.Е. Лидяева, А.Я. Сафонов // Строительство и природообустройство. Сборник научных трудов. Ответственный редактор М.В. Маканникова. – Благовещенск, 2019. – С. 29-34.

  2. Мамонтова С.А. Проблемы государственного земельного контроля в городе Красноярске / Мамонтова С.А., Л.Д. Ярмухометова // Инновационные тенденции развития российской науки: Материалы VI Международной научно-практической конференции молодых ученых. – Красноярск: Изд-во Красноярский государственный аграрный университет, 2022. – С. 224-227.

  3. Орешкин А.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие. – М.: ИДЕЛЬ, 2021. – 269 с.

  4. Романова Т.Г., Вараксин Г.С. Опыт государственного земельного надзора и муниципального контроля в Республике Саха (Якутия) // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития. Материалы XIV международной научно-практическая конференции Красноярск, 2020 г. – С. 8-11.

  5. Синенко В.А. Основные направления деятельности при ведении государственного земельного надзора на территории Московской области // Бюллетень науки и практики. – 2019. – № 7. – С. 102-115.

Поделиться

144

Рамазанова Н. Н. Цифровизация земельного контроля на примере муниципального земельного контроля в Московской области (с применением программы «Проверки Подмосковья») // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 29-32. URL: https://apni.ru/article/9042-cifrovizaciya-zemelnogo-kontrolya-na-primere-municipalnogo-zemelnogo-kontrolya-v-moskovskoj-oblasti-s-primeneniem-programmy-proverki-podmoskovya

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня