Главная
АИ #16 (198)
Статьи журнала АИ #16 (198)
Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техниче...

Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству

Автор(-ы):

Чернова Наталья Владимировна

Козлова Екатерина Павловна

20 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

робототехника
техническое творчество
конструирование

Аннотация статьи

Данная статья поможет организовать интересные, познавательные занятия по робототехнике для детей дошкольного возраста с использованием современных видов конструирования.

Текст статьи

Сегодня особое значение придаётся дошкольному воспитанию и образованию. Формирование мотивации развития и обучения у дошкольника, а также развитие у него творческой и познавательной деятельностей – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федерального государственного образовательного стандарта, которые можно решить с помощью внедрения в современном детском саду работы по робототехнике как первому шагу приобщения дошкольников к техническому творчеству.

Актуальность проблемы заключается в следующем:

  • Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности;
  • Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы;
  • Робототехника в детском саду знакомит воспитанников с технологиями 21 века.

Президент России В. В. Путин отметил необходимость введения популяризации профессии инженера. Техническое направление очень востребовано детьми и их родителями: и те, и другие заинтересованы в саморазвитии, без которого сложно прожить в современном мире. Кроме того, осуществление данного направления работы способствует выявлению и дальнейшему развитию у дошкольников элементарных способностей и талантов, что, в свою очередь, позволит увеличить процент развития одарённых, креативных и образованных детей, так необходимых стране, государству. Перспективность данного опыта состоит в том, что выросшие дошкольники позволят вывести район на высокие уровни по программированию и созданию собственных технических разработок в области конструирования и моделирования.

Работа над проектом началась осенью 2023 года. Просматривая с сыном на досуге интернет-ресурсы, мы увидели изображение роботов. Просмотрев видео файлы, обнаружили, что они движутся. У сына сразу возник вопрос: «С помощью чего они движутся?», «С помощью каких инструментов?». Чтобы это понять, мы стали более углубленно изучать понятие «робототехника». Для начала мы изучили виды лего конструктора. А для того, чтобы изучить технологию работы, сын стал посещать «Академию Интеллекта», кружок по робототехнике. С первых дней занятий сын очень вовлекся в мир робототехники, с огромным нетерпением ждал следующего занятия. Мне дальше стала интересна эта тема, и я решила познакомить детей своей группы с техническим конструированием.

Цель проекта – способствовать развитию технических способностей детей дошкольного возраста посредством организации работы по техническому конструированию.

Задачи:

  • Сформировать у детей устойчивый интерес к техническим играм.
  • Создать условия в группе для самовыражения личности каждого ребенка посредством технических игр, поддерживать инициативу в области технического образования.
  • Способствовать развитию и тренировке мелкой моторики рук, первоначальных исследовательских, технических и сенсомоторных навыков, зрительно – моторной координации, а также развитию мыслительных процессов и творческих способностей детей.
  • Способствовать реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием конструкторов LEGO и робототехники.

Все поставленные задачи решаются как через систему индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми в свободное от организованной образовательной деятельности.

Работа делится на несколько этапов:

1 этап – изучение возможностей внедрения современных видов конструкторов как первая ступень робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий. Главная цель на данном этапе: заинтересовать и увлечь детей новой деятельностью. На первом этапе используются следующие методы и приемы работы:

  • Знакомство детей с конструкторами «Перворобот – лего «VEDO»;
  • Вовлечение детей в процесс игры с конструкторами;
  • Моделирование развивающей среды и педагогического процесса в соответствии с задачами по реализации технической деятельности. Работа с детьми начинается со 2-й младшей группы и проводится в индивидуальном порядке.

2 этап (внедренческий) – решение организационных вопросов по направлениям:

  • Индивидуальная работа с детьми.
  • Коллективная работа с детьми.
  • Усложнение игр.
  • Работа с родителями.

На втором этапе работа имеет несколько направлений:

  • Индивидуальная работа с детьми, имеющими трудности в осуществлении работы по конструированию;
  • Использование коллективных или подгрупповых игр;
  • Усложнение игр;
  • Работа с родителями по разработке детско-родительских проектов.

Система работы заключается в том, что воздействие на каждого ребенка - разностороннее. Оно оказывается как прямо, так и непосредственно через воспитателя, родителей и группы сверстников.

Основные задачи:

  • научить детей сопоставлять реальные детали конструктора с деталями на экране компьютера;
  • выполнять действия в определённой последовательности, в соответствии со схемой постройки. Технические игры на этом этапе усложняются: собранная фигура при помощи датчиков движения, звука, расстояния, наклона приводится в движение, озвучивается и т. д, что позволяет сделать модель маневренной, «умной».

3 этап (обобщающий) - осуществление распространения опыта среди ДОУ.

В итоге реализации проекта планируется достижение следующих результатов:

  • создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием Лего - конструирования и первороботов Lego WE DO.
  • выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

Для начала реализации проекта я познакомила детей с видами лего конструктора. Их всего 8:

  • DUPLO
  • STAR WARS (Звездные войны)
  • Лего Техник
  • CITY
  • Bionicle
  • Ninja go
  • Friends
  • Железная дорога
  1. Lego Duplо. Разработана специально для малышей. Главная особенность наборов, входящих в эту серию, заключается в размере кубиков, которые в 8 раз больше стандартных (что исключает возможность их проглатывания и попадание в дыхательные пути). Конструкторы предназначены для детей от 1 года до 5 лет, при их разработке учитываются все потребности и особенности этого возраста.
  2. Lego City. В наборах Lego City все элементы, которые ребенок видит в повседневной жизни, воспроизведены в реалистичных моделях, что вдохновит на создание города, полного движения. Благодаря огромному разнообразию деталей наборы Lego позволяют создавать бесконечное число комбинаций. Это наборы, разделенные по сложности на возрастные категории, подходят детям от 3 до 16 лет.
  3. STAR WARS (Звездные войны). Разработчики Lego идут в ногу со временем, воплощая в своих творениях новые тенденции и веяния. Конечно, не могли производители обойти стороной легендарную киноэпопею «Звездные войны», армия поклонников которой исчисляется миллионами людей. Эта серия не для малышей: на выполненных в узнаваемом стиле коробках нанесены маркировки с указанием начального возраста от 6 до 14 лет.
  4. Lego Technic. Серия Technic окунает детей от 6 лет в мир специальной техники. Гоночные кары, джипы, автомобили, подъемные краны, ремонтные машины, гидроскутеры, спасательные вертолеты, мотоциклы. Лего на примере миниатюрных моделей наглядно демонстрирует ребенку принципы работы специальной техники.
  5. Lego Bionicle. Лего Бионикл – уникальная серия сборных роботов – персонажей фантастических историй. Любителей конструктора привлекает удивительный мир роботов, самые разные технические новинки, мутации, невероятные образы. Конструкторы данной серии имеют продуманную сюжетную линию.
  6. Lego Серия конструкторов Лего Ниндзяго – это фантастическая история, основанная на легендах средневековой Японии о скрытных воинах, ниндзя, в совершенстве владеющих боевыми искусствами и различными видами оружия, мифах о драконах и призраках, могущественных магических клинках и жестоких злодеях, стремящихся захватить мир. Конструкторы Lego Ninjago имеют возрастное ограничение от 6 лет, которое повышается в наборах, состоящих из мелких деталей. Среднее количество деталей в коробке – от 100 до 600 штук.
  7. Lego Серия Friends создавалась специально для девочек с учетом особенностей мышления, пристрастий и интересов юных принцесс. Конструкторы Френдс – игрушка 2 в 1: строительство и игра в куклы одновременно.
  8. Лего «Железная дорога». Железная дорога ассоциируется с путешествиями, захватывающими приключениями, знакомством с новыми местами и людьми. Именно поэтому на протяжении многих веков дети так любят игрушечные рельсы.

Технология работы с компьютером

Чтобы наглядно показать технологию работы по созданию роботов, показала детям видео «Как проходит занятие по роботехнике».

Далее с детьми исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны. Проверили опытным путем на прочность и плавучесть, определили с ребятами название каждой формы. Затем в совместной деятельности выполнили с детьми задание по лего конструированию. Первые постройки дети выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3–5 деталей). Дети с интересом включались в работу, и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали.

Итоговым мероприятием стала выставка технических конструкций.

Исходя их небольшой работы, я отметила, что у детей это вызвало высокую заинтересованность. На следующий учебный год мне бы хотелось продолжить работу и более углубленно познакомить детей с робототехникой.

Список литературы

  1. Богданова, Д.А. Социальные роботы и дети / Д.А. Богданова // Информатика и образование. ИНФО. – 2018. – № 4. – С. 56-60.

  2. Гриншкун, В.В. Новое образование для информационных и технологических революций / В.В. Гриншкун, Г.А. Краснова // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Информатизация образования». – 2017. – № 2. – С. 131-139.

  3. Евдокимова, В.Е. Организация занятий по робототехнике для дошкольников с использованием конструкторов LEGO WeDo / В.Е. Евдокимова, Н.Н. Устинова // Информатика в школе. – 2019. – № 2. – С. 60-64.

  4. Емельянова, Е.Н. Интерактивный подход в организации учебного процесса с использованием технологии образовательной робототехники / Е.Н. Емельянова // Педагогическая информатика. – 2018. – № 1. – С. 22-32.

  5. Жигулина, М.П. Опыт применения робототехнического набора «Роббо» в проектной деятельности учащихся / М.П. Жигулина // Информатика в школе. – 2019. – № 6. – С. 59-61.

Поделиться

188

Чернова Н. В., Козлова Е. П. Робототехника в современном ДОУ – первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству // Актуальные исследования. 2024. №16 (198). Ч.II.С. 63-66. URL: https://apni.ru/article/9046-robototehnika-v-sovremennom-dou-pervyj-shag-v-priobshenii-doshkolnikov-k-tehnicheskomu-tvorchestvu

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня