Секция

Юридические науки

Ключевые слова

аксиология
правовая культура
развитие общества
ценностные ориентации

Аннотация статьи

В статье рассматривается сущность феномена правовой культуры. Проводится сравнение правовой культуры и общей культуры общества. Анализируются доктринальные подходы к определению этого понятия. Раскрываются основные характеристики этого правового явления в целях формулирования общего определения. Обосновывается необходимость использования аксиологического подхода для раскрытия содержания правовой культуры в целях научных исследований и повышения эффективности юридической практики.

Текст статьи

Правовая культура как объект научных исследований представляется собой относительно обособленный контекст культуры вообще, культуры общества, взятого как единое целое, представляющего собой совокупность жителей некоторой территории с присущими лишь этой территории особенностями государственного управления, собственной историей развития, становления, трансформирования в ходе мирового процесса. Сама по себе культура – объект предельно многосторонний, требующий к себе пристального внимания представителей различных научных сфер, которые рассматривают и изучают этот объект под разными углами и с разных сторон. В силу этого существует неисчислимое множество авторских дефиниций категории «культура», что подтверждает справедливое утверждение: «чем богаче подлежащий определению предмет, т. е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» [1, с. 113-119].

При этом в любом контексте изучения культуры следует помнить о том, что культура – не природный объект, а рукотворное воплощение (материальное и духовное) знаний, умений и отношений в конкретном обществе [2, с. 115].

О неотделимости культурных достижений общества вообще и права как специфической сферы жизнедеятельности общества писал еще Барон де Монтескье в трактате «О духе законов». А именно он писал о необходимости установления взаимосвязи между позитивным правом и сложившимися на конкретном историческом этапе развития отдельно взятого общества особенностями этого общества [3, с. 217-224].

Концепция правовой культуры, как и категория культуры вообще многоаспектна и раскрывается отдельными исследователями с совершенно различных сторон. В частности, можно указать на следующие подходы:

  • Отождествление правовой культуры с системой действующего права (Эуген Эрлих);
  • Отождествление правовой культуры с системой действующего законодательства (Роско Паунд);
  • Рассмотрение правовой культуры как системы ценностей, идей и взглядов общества, рассматривая их относительно своего внутреннего (национального) права (Лоуренс М. Фридман, Джеймс К. Уитман);
  • Установление синонимии категорий «правовая культура» и «верховенство права» с точки зрения противопоставления общества, в котором существует развитая правовая культура, обществу тоталитаризма (Петер Хаберле);
  • Правовую культуру иногда понимают просто как систему юридических знаний (Аннелис Райлс) или юридическую практику (Клиффорд Герц).

Комплексную концепцию правовой культуры излагают Марк ван Хоук и Марк Уоррингтон, определяя ее как систему таких элементов, как: юридическая терминология, правовые источники, правовые методы, аргументация, легитимизация права и общая идеология [4, с. 217-218].

При сопоставлении правовой культуры и общей культуры часто допускается мнение, что правовая культура связана лишь с той частью культуры общества, которая относится к области права. Но право распространяется практически на все сферы жизнедеятельности общества, а потому такое кажущееся однозначным разграничение не имеет под собой четких оснований.

Разрозненность подходов к определению правовой культуры не позволяет формулировать однозначные выводы относительно «жизни» этой научной категории в исследованиях и прогнозах. Вместе с тем выработка ясной дефиниции правовой культуры исключительно важно в силу того, что она имеет значение при выявлении тенденций развития правовой сферы функционирования общества и прогнозировании воздействия права на отдельные аспекты такого функционирования. В особенности это значение проявляется при определении перспектив соблюдения обществом тех или иных правовых предписаний и эффективности проведения правовых реформ.

В частности, можно отметить случаи заимствования каких-либо правовых механизмов из правовых систем других государств. Считается, что такое заимствование, или трансплантация в изложении Алана Уотсона, возможны лишь в случаях, когда общая культура и правовая культура, в частности, «донора» и «реципиента» аналогичны [5, с. 221-222].

Помимо этого, правовая культура оказывает влияние также и на процессы построения правового же государства и гражданского общества [6, с. 444-448].

С точки зрения эффективности применения концептов правовой культуры наиболее целесообразным нам представляется аксиологический подход к раскрытию этой категории. В соответствии с ним под правовой культурой можно понимать «особый вид духовной культуры, представляющий собой сложную систему правовых ценностей, отражающих особенности развития правовой сферы деятельности государства и общества, отдельных социальных групп и личности» [7, с. 15-27].

Правовая культура не может рассматриваться как независимый, самопроизвольный аспект жизнедеятельности общества. Она являет собой «результат целенаправленного воспитания правосознания», а именно его высшей степенью развития, отражающей «внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества» [8, с. 16]. Психолого-аксиологическая сторона правового сознания при этом предполагает, что правовая культура должна быть ориентирована на уважение личности, признание и соблюдение гарантированных конституционным и иным законодательством прав и свобод человека и гражданина.

Для выработки целостного понятия правовой культуры, которое может быть использовано как в научных исследованиях, так и в юридической практике, отметим основные сущностные характеристики этой категории:

  • Она направлена на духовное развитие человека и общества, так как включает элементы мировоззренческих установок и ценностных ориентаций;
  • Правовой культуре имманентно присуща ориентация на положительную оценку общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
  • Правовая культура является исключительно юридической категорией, хотя и может изучаться различными отраслями научного знания;
  • Правовая культура своим содержанием охватывает весь комплекс правоотношений государства и общества;
  • Правовая культура касается теоретического осмысления всех без исключения сфер функционирования системы права в рамках конкретного общества и государства [9, с. 16-17].

Рассмотрим несколько авторских определений правовой культуры, предложенных представителями теории права.

С. С. Алексеев, например, понимает под правовой культурой «своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу» [10, с. 213]. То есть автор акцентирует внимание на том, как сформированные в обществе духовные и правовые ценности предопределяют способность права оказывать регулирующее воздействие на жизнь общества.

В целом аналогичное понимание, отраженное в работах Э. И. Атагимовой, Л. А. Петручак, О. Ю. Рыбакова, которые считают, что правовая культура представляет собой накопленный в ходе развития общества правовой опыт, который уже сам по себе как таковой является ценностью и в силу этого во многом предопределяет качество правовой жизни данного общества [11, с. 76-82].

Е. А. Лукашева определила правовую культуру как определенное отношение общества к праву, в котором отражен знание и понимание последнего, осознание и принятие необходимости выполнения, соблюдения правовых предписаний [14, с. 41].

Е. В. Аграновская считала, что правовая культура отражает систему «взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально-полезное поведение в правовой сфере» [15, с. 6].

Приведенные позиции подтверждают справедливость использования аксиологического подхода к раскрытию содержания правовой культуры, так как многие авторы понимают под ней именно «характерные для данной общности правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения, правовые традиции» [16, с. 326-331].

В связи с этим представляет возможным определить правовую культуру как систему органически взаимосвязанных правовых убеждений и установок, ценностных ориентаций общества в сфере оценки правовой сферы, которые отражают позитивное отношение к феномену правового регулирования жизнедеятельности общества, убежденность в необходимости, допустимости и легитимности требований соблюдения предписаний действующего законодательства в силу того, что такое соблюдение органично вплетено в жизнедеятельность общества и обеспечивает его стабильное и эффективное функционирование на благо самому обществу.

Список литературы

  1. Харитонова Н.Н. Конституционно-правовая культура как составная часть общей культуры и правовой культуры // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 12. С. 113-119.
  2. Харитонова Н.Н. Указ. соч. С. 115.
  3. Цит. по: Семенова М.В. Проблемы соотношения понятий «культура», «правовая культура» и «европейская правовая культура» // Закон. Право. Государство. 2020. № 4-1(28). С. 217-224.
  4. Цит. по: Семенова М.В. Указ. соч. С. 217-218.
  5. Семенова М.В. Указ. соч. С. 221-222.
  6. См.: Белозерова А.А. Сущность и содержание понятия «правовая культура», компоненты правовой культуры при изучении обществознания // Дружба народов без границ: экономика, общество, культура: cборник материалов XII Международной научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, студентов, школьников, Ставрополь, 12 апреля 2018 года. Ставрополь: РИО ИДНК, 2018. С. 444-448.
  7. Павленко Е.М. Влияние деформаций правового сознания на формирование правовой культуры и культуры прав человека // Российское государствоведение. 2016. № 2. С. 15-27.
  8. Павленко Е.М. Указ. соч. С. 16.
  9. Павленко Е.М. Указ. соч. С. 16-17.
  10.  Алексеев С.С. Общая теории права: курс в 2-х т. Т. 1. М.: Юрид. лит., 1981. 360 c. С. 213.
  11. Атагимова Э.И. Правовая культура общества как основа правового государства // Вестник Московского гуманитарно-экономического института. 2017. № 3. С. 76-82.
  12. Петручак Л.А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. д-ра. юрид. наук. М., 2012. 53 с. С. 14.
  13. Рыбаков О.Ю. Правовая политика как научная теория в юридических исследованиях // Право. Законодательство. Личность. 2010. № 2 (9). С. 107-110.
  14. См.: Лукашова Е.А. О воспитании правосознания и правовой культуры в период развёрнутого строительства коммунизма // Советское государство и право. 1962. № 7. С. 41.
  15. Аграновская Е.В. Правовая культура как фактор укрепления социалистического образа жизни: автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1982. С. 6.
  16. Петров А.В., Котрикова Т.Ю. Профессиональная правовая культура в системе правовой культуры общества // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2013. № 3-1. С. 326-331.

Поделиться

1793

Гулян С. А. К вопросу о понятии правовой культуры // Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 12-17. URL: https://apni.ru/article/9050-k-voprosu-o-ponyatii-pravovoj-kultury

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря