Правовая культура как объект научных исследований представляется собой относительно обособленный контекст культуры вообще, культуры общества, взятого как единое целое, представляющего собой совокупность жителей некоторой территории с присущими лишь этой территории особенностями государственного управления, собственной историей развития, становления, трансформирования в ходе мирового процесса. Сама по себе культура – объект предельно многосторонний, требующий к себе пристального внимания представителей различных научных сфер, которые рассматривают и изучают этот объект под разными углами и с разных сторон. В силу этого существует неисчислимое множество авторских дефиниций категории «культура», что подтверждает справедливое утверждение: «чем богаче подлежащий определению предмет, т. е. чем больше различных сторон он представляет рассмотрению, тем более различными оказываются даваемые ему дефиниции» [1, с. 113-119].
При этом в любом контексте изучения культуры следует помнить о том, что культура – не природный объект, а рукотворное воплощение (материальное и духовное) знаний, умений и отношений в конкретном обществе [2, с. 115].
О неотделимости культурных достижений общества вообще и права как специфической сферы жизнедеятельности общества писал еще Барон де Монтескье в трактате «О духе законов». А именно он писал о необходимости установления взаимосвязи между позитивным правом и сложившимися на конкретном историческом этапе развития отдельно взятого общества особенностями этого общества [3, с. 217-224].
Концепция правовой культуры, как и категория культуры вообще многоаспектна и раскрывается отдельными исследователями с совершенно различных сторон. В частности, можно указать на следующие подходы:
- Отождествление правовой культуры с системой действующего права (Эуген Эрлих);
- Отождествление правовой культуры с системой действующего законодательства (Роско Паунд);
- Рассмотрение правовой культуры как системы ценностей, идей и взглядов общества, рассматривая их относительно своего внутреннего (национального) права (Лоуренс М. Фридман, Джеймс К. Уитман);
- Установление синонимии категорий «правовая культура» и «верховенство права» с точки зрения противопоставления общества, в котором существует развитая правовая культура, обществу тоталитаризма (Петер Хаберле);
- Правовую культуру иногда понимают просто как систему юридических знаний (Аннелис Райлс) или юридическую практику (Клиффорд Герц).
Комплексную концепцию правовой культуры излагают Марк ван Хоук и Марк Уоррингтон, определяя ее как систему таких элементов, как: юридическая терминология, правовые источники, правовые методы, аргументация, легитимизация права и общая идеология [4, с. 217-218].
При сопоставлении правовой культуры и общей культуры часто допускается мнение, что правовая культура связана лишь с той частью культуры общества, которая относится к области права. Но право распространяется практически на все сферы жизнедеятельности общества, а потому такое кажущееся однозначным разграничение не имеет под собой четких оснований.
Разрозненность подходов к определению правовой культуры не позволяет формулировать однозначные выводы относительно «жизни» этой научной категории в исследованиях и прогнозах. Вместе с тем выработка ясной дефиниции правовой культуры исключительно важно в силу того, что она имеет значение при выявлении тенденций развития правовой сферы функционирования общества и прогнозировании воздействия права на отдельные аспекты такого функционирования. В особенности это значение проявляется при определении перспектив соблюдения обществом тех или иных правовых предписаний и эффективности проведения правовых реформ.
В частности, можно отметить случаи заимствования каких-либо правовых механизмов из правовых систем других государств. Считается, что такое заимствование, или трансплантация в изложении Алана Уотсона, возможны лишь в случаях, когда общая культура и правовая культура, в частности, «донора» и «реципиента» аналогичны [5, с. 221-222].
Помимо этого, правовая культура оказывает влияние также и на процессы построения правового же государства и гражданского общества [6, с. 444-448].
С точки зрения эффективности применения концептов правовой культуры наиболее целесообразным нам представляется аксиологический подход к раскрытию этой категории. В соответствии с ним под правовой культурой можно понимать «особый вид духовной культуры, представляющий собой сложную систему правовых ценностей, отражающих особенности развития правовой сферы деятельности государства и общества, отдельных социальных групп и личности» [7, с. 15-27].
Правовая культура не может рассматриваться как независимый, самопроизвольный аспект жизнедеятельности общества. Она являет собой «результат целенаправленного воспитания правосознания», а именно его высшей степенью развития, отражающей «внутреннее осознанное отношение к правам и свободам, а через них ко всей правовой жизни общества» [8, с. 16]. Психолого-аксиологическая сторона правового сознания при этом предполагает, что правовая культура должна быть ориентирована на уважение личности, признание и соблюдение гарантированных конституционным и иным законодательством прав и свобод человека и гражданина.
Для выработки целостного понятия правовой культуры, которое может быть использовано как в научных исследованиях, так и в юридической практике, отметим основные сущностные характеристики этой категории:
- Она направлена на духовное развитие человека и общества, так как включает элементы мировоззренческих установок и ценностных ориентаций;
- Правовой культуре имманентно присуща ориентация на положительную оценку общепризнанных прав и свобод человека и гражданина;
- Правовая культура является исключительно юридической категорией, хотя и может изучаться различными отраслями научного знания;
- Правовая культура своим содержанием охватывает весь комплекс правоотношений государства и общества;
- Правовая культура касается теоретического осмысления всех без исключения сфер функционирования системы права в рамках конкретного общества и государства [9, с. 16-17].
Рассмотрим несколько авторских определений правовой культуры, предложенных представителями теории права.
С. С. Алексеев, например, понимает под правовой культурой «своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре и правовому прогрессу» [10, с. 213]. То есть автор акцентирует внимание на том, как сформированные в обществе духовные и правовые ценности предопределяют способность права оказывать регулирующее воздействие на жизнь общества.
В целом аналогичное понимание, отраженное в работах Э. И. Атагимовой, Л. А. Петручак, О. Ю. Рыбакова, которые считают, что правовая культура представляет собой накопленный в ходе развития общества правовой опыт, который уже сам по себе как таковой является ценностью и в силу этого во многом предопределяет качество правовой жизни данного общества [11, с. 76-82].
Е. А. Лукашева определила правовую культуру как определенное отношение общества к праву, в котором отражен знание и понимание последнего, осознание и принятие необходимости выполнения, соблюдения правовых предписаний [14, с. 41].
Е. В. Аграновская считала, что правовая культура отражает систему «взглядов, оценок, убеждений, установок относительно важности, необходимости, социальной ценности юридических прав и обязанностей, которые формируют позитивное отношение к праву, законности, правопорядку, обеспечивают социально-полезное поведение в правовой сфере» [15, с. 6].
Приведенные позиции подтверждают справедливость использования аксиологического подхода к раскрытию содержания правовой культуры, так как многие авторы понимают под ней именно «характерные для данной общности правовые ориентации, убеждения, ценности, образцы юридически значимого поведения, правовые традиции» [16, с. 326-331].
В связи с этим представляет возможным определить правовую культуру как систему органически взаимосвязанных правовых убеждений и установок, ценностных ориентаций общества в сфере оценки правовой сферы, которые отражают позитивное отношение к феномену правового регулирования жизнедеятельности общества, убежденность в необходимости, допустимости и легитимности требований соблюдения предписаний действующего законодательства в силу того, что такое соблюдение органично вплетено в жизнедеятельность общества и обеспечивает его стабильное и эффективное функционирование на благо самому обществу.