Главная
АИ #17 (199)
Статьи журнала АИ #17 (199)
Подготовка военнослужащих-специалистов по управлению комплексами с беспилотными ...

Подготовка военнослужащих-специалистов по управлению комплексами с беспилотными летательными аппаратами

Рубрика

Военное дело

Ключевые слова

беспилотные летательные аппараты (БпЛА)
унифицированный учебно-тренажерный комплекс (УУТК)
военный специалист
беспилотная авиация
занятия
обучение

Аннотация статьи

В статье кратко рассмотрены аспекты обучения специалистов по управлению комплексами с беспилотными летательными аппаратами в военно-учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации. Представлена структурно-логическая схема функционирования автоматизированной системы подготовки при подготовке и проведении занятий с военнослужащими.

Текст статьи

В настоящее время подготовка специалистов по управлению комплексами с беспилотными летательными аппаратами в военно-учебных заведениях и учебных центрах Министерства обороны Российской Федерации ведется с использованием автоматизированных средств подготовки специалистов, в том числе унифицированного учебно-тренажерного комплекса (УУТК) и тренажеров управления комплексов с БпЛА, поставляемых в войска.

Применение УУТК в учебном процессе позволяет на новом качественном уровне осуществлять подготовку специалистов беспилотной авиации и реализует на практике интерактивную форму обучения на виртуальных тактических фонах.

Это достигается на основе использования виртуальной информационной среды боевого применения БпЛА, реализованной на основе единого банка данных геопространственной информации и моделей фоноцелевой обстановки.

Дальнейшим направлением развития автоматизированных средств подготовки специалистов по управлению комплексами с БпЛА является создание автоматизированной системы подготовки, в основу которое может быть положен опыт создания УУТК подготовки боевых расчетов наземных пунктов управления комплексов с БпЛА. Для обеспечения адекватности вырабатываемых навыков управления БпЛА необходимо обеспечить возможность взаимодействия процедурных тренажеров управления БпЛА различных типов с элементами автоматизированной обучающей системы при решении задач обучения по согласованным протоколам [1, с. 75-81].

Наряду с УУТК, в состав автоматизированной системы подготовки может входить и мобильный пункт подготовки, который позволяет проводить объективный контроль и документирование действий операторов с выставлением объективной оценки в полевых условиях в ходе реальных полетов БпЛА.

Автоматизированная система подготовки позволяет операторам теоретически и практически изучить порядок решения следующих типовых задач подготовки и применения комплексов с БпЛА:

  1. Выбор района расположения комплекса с БпЛА и проведение топогеодезической привязки наземного пункта управления (НПУ) на местности;
  2. Планирование полета и автоматизированная разработка программ полетов БпЛА;
  3. Проведение контроля работоспособности аппаратуры НПУ и БпЛА с моделированием возможных отказов и нештатных ситуаций;
  4. Взаимодействие с процедурными тренажерами управления БпЛА различных типов (ближнего действия, малой и средней дальности);
  5. Обработка информации, поступающей от БпЛА;
  6. Прием и предварительная обработка поступающей видовой информации;
  7. Координатная привязка поступающей видовой информации к цифровой картографической информации или опорному изображению местности;
  8. Дешифрирование изображений с выделением на снимке зон интереса;
  9. Обнаружение и распознавание одиночных и групповых объектов;
  10. Взаимодействие с потребителем;
  11. Формирование отчетных документов;
  12. Разработка отчетных документов [2].

Работа автоматизированной системы подготовки должна осуществляться в следующих режимах:

«Теоретическая подготовка»: обеспечивается получение знаний путем изучения обучаемым учебного материала, подготовленного преподавателем, с проведением контроля степени усвоения материала.

Учебный материал может представлять собой текстовую, гипертекстовую, графическую, аудио-, видеоинформацию. Степень детализации информации определяется с учетом выделенного на обучение времени и уровня подготовки оператора с возможностью коррекции плана обучения в зависимости от результатов контроля знаний обучаемого. Результаты контроля знаний оператора выводятся на экран монитора обучаемого и руководителя занятия, а также на устройство документирования.

«Начальная подготовка»: обеспечивается выработка у обучаемого умений путем пошаговой отработки операций. При этом осуществляется показ правильного выполнения операции, выдача указания о необходимых действиях, выдача подсказки и предупредительного сигнала при неправильных действиях. Степень сложности отрабатываемых задач определяется с учетом выделенного на обучение времени и уровня подготовки оператора с возможностью коррекции плана обучения в зависимости от результатов контроля знаний обучаемого.

Результаты контроля умений оператора выводятся на экран монитора обучаемого и руководителя занятия, а также на устройство документирования.

«Обучение»: обеспечивается привитие обучаемому навыков самостоятельного решения задач по боевому применению комплекса с БпЛА. При этом осуществляется предварительный показ правильной последовательности действий для решения поставленной задачи, а также выдача подсказки и предупредительного сигнала при неправильных действиях. Результаты контроля навыков оператора выводятся на экран монитора обучаемого и руководителя занятия, а также на устройство документирования.

«Тренаж»: обеспечивается закрепление у обучаемого навыков самостоятельного решения задач по боевому применению комплекса с БпЛА. Все операции должностные лица расчета проводят без подсказок и предупредительных сигналов. Результаты выполненной работы выводятся на экран монитора руководителя занятия, а также на устройство документирования [3, с. 17-20].

Программное обеспечение автоматизированной системы подготовки должна позволять организовать на ее основе полный цикл учебного процесса, включая следующие этапы:

  1. Подготовка обучения: формирование курсов обучения, разработку учебных программ, тематических планов, учебно-методических материалов для проведения занятий;
  2. Организация обучения: формирование учебных групп, расчетов, планирование занятий с учебными группами (расчетами);
  3. Подготовка преподавателя к проведению занятий: разработка сценария (плана) проведения занятий, подготовка контрольно-тестовой информации (в том числе видовой, картографической, телеметрической информации, а также вводных по отказам и нештатным ситуациям) с учетом уровня подготовки обучаемых и результатов предыдущих занятий;
  4. Подготовка обучаемых к проведению занятий: самостоятельное изучение учебных материалов, выполнение практических заданий, тестирование;
  5. Проведение занятий: самостоятельное (или под руководством преподавателя) изучение учебного материала, выполнение практических заданий, объективный контроль действий операторов, тестирование;
  6. Анализ результатов занятия: проверка результатов выполнения учебных заданий, анализ действий операторов, демонстрация результатов объективного контроля;
  7. Учет и анализ результатов успеваемости;
  8. Корректировка учебно-методических материалов в соответствии с результатами усвоения обучаемыми учебного материала [4, с. 144-157].

Структурно-логическая схема функционирования автоматизированной системы подготовки при подготовке и проведении занятий представлена на рисунке.

image.png

Рис. Структурно-логическая схема функционирования автоматизированной системы подготовки при подготовке и проведении занятий

Для подготовки операторов к решению задач в определенном районе и в заданных условиях осуществляется формирование виртуальной информационной среды, которая включает в себя следующие основные элементы:

  • трехмерную реалистичную модель местности;
  • подробные модели наиболее важных для наблюдения объектов;
  • динамично меняющуюся обстановку, которая характеризуется составом и поведением объектов;
  • визуальные эффекты, имитирующие изменение освещенности, видимости, погоды и других факторов;
  • модели комплекса с беспилотным летательным аппаратом, включая модель движения аппарата, а также модель аппаратуры наблюдения и канала передачи данных.

Для подготовки моделей местности на районы применения комплексов с БпЛА используются различные типы данных: цифровая картографическая информация, фотоизображения местности, модели объектов инфраструктуры, наземной техники.

Необходимо предусмотреть в автоматизированной системе подготовки операторов возможность для преподавателя самостоятельно создавать модели районов местности для обучения. Это позволит осуществлять предполетную подготовку операторов к решению конкретной задачи в заданном районе [5, с. 25-31].

Возможности, которые реализованы в автоматизированной системе подготовки операторов, позволяют достичь реалистичности создаваемых моделей за счет использования визуальных эффектов, имитирующих сезонные изменения, вариацию освещенность в разное время суток, а также погодные явления. Таким образом, используя одну и ту же модель местности, преподаватель имеет возможность создать обстановку различного уровня сложности, в зависимости от целей занятия и уровня подготовки обучаемых.

В базе данных автоматизированной системы подготовки операторов имеется большое количество моделей объектов наземной, морской и авиационной техники, которые могут быть использованы для создания разнообразной тактической обстановки [6, с. 295-304].

Моделирование полета беспилотного летательного аппарата по маршруту осуществляется с учетом особенностей динамики летательных аппаратов заданного класса.

Важно отметить, что автоматизированная система подготовки должна быть разработана на отечественной защищенной программно-аппаратной платформе в различных исполнениях (учебные классы, унифицированные тренажеры, переносные учебно-тренажерные комплекты) по стандартам открытых систем, что обеспечивает:

  • непрерывное пополнение информационной базы данных обучения;
  • оперативную разработку сценариев обучения инструкторским составом подразделений ВС РФ и преподавательским составом ВВУЗов (ВУНЦ) ВС РФ;
  • возможность эффективной модернизации и наращивания возможностей для обеспечения подготовки персонала перспективных БпЛА [6, с. 295-304].

Таким образом, автоматизированная система подготовки специалистов призвана обеспечить поддержку полного цикла теоретической и практической подготовки операторов НПУ комплексов с БпЛА и может быть использована:

  • в учебных центрах и подразделениях применения – для подготовки инструкторского состава, повышения уровня одиночной подготовки и слаженности боевых расчетов, предполетной тактической подготовки к решению конкретных специальных задач видеоконтроля и мониторинга, а также переучивания личного состава для освоения новых комплексов с БпЛА.
  • в учебных заведениях – для базовой профессиональной подготовки специалистов по практическому применению комплексов с БпЛА.

Список литературы

  1. Вафин, Д.Х. К вопросу перспектив развития и применения беспилотных авиационных систем с беспилотными летательными аппаратами / Д.Х. Вафин, А.Р. Абсалямов, В.В. Михайлов // Инновационные научные исследования в современном мире: сборник трудов по материалам XVII Всероссийского конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 04 марта 2024 года. – Уфа: Научно-издательский центр «Вестник науки», 2024. – С. 75-81. – EDN GWKCLW.
  2. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2024612344 Российская Федерация. Программа для расчета потребного количества сил и средств аэродромно-технического обеспечения для обеспечения полетов: № 2024611353: заявл. 25.01.2024: опубл. 31.01.2024 / О.В. Тюлев, С.Г. Дубинин, С.В. Шонин [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации. – EDN DTOEFO.
  3. Военная педагогика: учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2017. – 640 с. ЭБС «Ibooks.ru».
  4. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2023686332 Российская Федерация. Программное средство обеспечения криптографической защиты каналов управления комплексами специальной техники: № 2023686001: заявл. 28.11.2023: опубл. 05.12.2023 / И.В. Романенко, И.Е. Молоков, В.В. Романенко [и др.]; заявитель Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева» Министерства обороны Российской Федерации. – EDN ITRYDR.5. Анализ законов взаимосвязи войны и экономики в современных условиях / Д.Х. Вафин, М.Н. Саржанов, Д.Н. Демешин, В.В. Михайлов // Матрица научного познания. – 2024. – № 3-1. – С. 144-157. – EDN IBZJVI.6. Психология и педагогика: электронный учебник / под ред. И.А. Алехина и др. – М.: ФГКВОУ ВО «Военный университет», 2017. – 80.1 мб.
  5. Вафин, Д.Х. Воспитание как фактор формирования личности воина / Д.Х. Вафин, Д.А. Яковлев, А.Р. Абсалямов // Проблемы педагогики. – 2024. – № 2(66). – С. 25-31. – EDN RCUPPD.
  6. Михайлов, В.В. Основные тенденции развития беспилотных летательных аппаратов в военной сфере / В.В. Михайлов, Е.В. Корсунь, П.В. Жуков // Инновационные подходы в решении научных проблем: Сборник трудов по материалам XV Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 20 ноября 2023 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-издательский центр «Вестник науки», 2023. – С. 295-304. – EDN CXWXYS.

Поделиться

1135

Вафин Д. Х., Абсалямов А. Р., Булаев Е. А. Подготовка военнослужащих-специалистов по управлению комплексами с беспилотными летательными аппаратами // Актуальные исследования. 2024. №17 (199). Ч.I.С. 18-22. URL: https://apni.ru/article/9057-podgotovka-voennosluzhashih-specialistov-po-upravleniyu-kompleksami-s-bespilotnymi-letatelnymi-apparatami

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января