Главная
АИ #17 (199)
Статьи журнала АИ #17 (199)
Теория управляемой дефляции

Теория управляемой дефляции

Рубрика

Экономика и управление

Ключевые слова

дефляция
дезинфляция
инфляция
экономический суверенитет
ревальвация
дефляционная спираль

Аннотация статьи

Рассматриваются вопросы экономической природы дефляции и её влияния на макроэкономические процессы хозяйственной деятельности и финансовых регуляторов, в контексте экономического суверенитета государства.

Текст статьи

Благополучие страны: населения и государства, обеспечивается в первую очередь экономическим суверенитетом, который гарантирует её политическую, экономическую и военно-техническую независимость в условиях острых международных противоречий и ассиметричных интересов.

Ни одно государство не сможет длительно сохранять свой политический и экономический суверенитет не обеспечив баланс интересов внутри страны. И мы этот тезис слишком хорошо наблюдали последние пятьдесят лет, когда лидирующая мировая держава СССР деградировала до блошиных рынков, тотальной безработицы и обнищания, до такой степени, что офицеры-патриоты охраняли ядерный бронепоезд за свой счёт, а консультантами президента России были американские экономисты. Британо-американская доктрина о превращении России в экономическую колонию западного мира в 90-е годы уже обретала реальные черты.

13 мая 2017 г. В. В. Путин отменяет фактически провалившуюся доктрину экономической безопасности России от 1996 г. и утверждает новую «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ № 208), где, в частности, указывает:

«экономический суверенитет Российской Федерации (далее - экономический суверенитет) – объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств» [3].

Именно в этом контексте и будет, в настоящей статье, рассматриваться вопрос экономического инструментария, обеспечивающего экономический суверенитет России в долгосрочной перспективе не только до 2030 г., но, как минимум, до конца века, а возможно и далее.

В настоящее время развитие всех экономик мира проходит в той ли иной мере в одной из трёх экономических фаз: инфляции, дезинфляции и дефляции.

Современная экономическая наука даёт следующие определения этих фаз:

Инфляция – обесценивание денег (девальвация), проявляющееся в форме роста цен на товары и услуги, не обусловленного повышением их качества.

Дезинфляция – снижение темпа роста цен в период рецессии.

Дефляция – экономическая ситуация, характеризующаяся повышением стоимости денег (ревальвация), падением цен в связи с усилением рыночной конкуренции.

В связи с этим следует обратить внимание, на то, что из трёх выделяемых наукой экономических фаз только инфляция в Указе Президента России рассматривается как угроза экономической безопасности государства:

«27. Показателями состояния экономической безопасности являются:

9) уровень инфляции» [3].

Молчание в Указе Президента об экономической угрозе дефляции, вызывает, по меньшей мере, недоумение, на фоне безоговорочной оценки научным корпусом её отрицательного влияния на макроэкономические процессы.

При анализе состояния современной теории макроэкономики обращает на себя внимание катастрофическая диспропорция между теоретическими исследованиями инфляции и дефляции. Так, практически во всех учебниках и монографиях можно встретит развернутые анализы теории инфляции, и в то же время, в тех же источниках дефляция в лучшем случае удостаивается мимолётного упоминания. Наиболее наглядно эту ситуацию забвения дефляции в экономических исследованиях продемонстрировал Евразийский международный научно-аналитический журнал «Проблемы современной экономики» (по данным e-library (РИНЦ) журнал входит в число ведущих научных журналов России), который за 22 года своего существования опубликовал только одну статью посвящённую дефляции, в № 1 (57) 2016 г. «Ценовая дефляция: с чего всё начиналось?» профессора Соколова Б. И. и доцента Валерова А. В., посвящённую историческому анализу дефляции в Римской империи. Иными словами, экономисты, в общей своей массе, не сочли дефляцию, заслуживающую их внимания, как не несущую угрозу экономической стабильности государству. Исследуя вопрос необходимости обращения к теме дефляции, авторы указывают:

«… на пресс-конференции 17 декабря 2015 года В. В. Путин справедливо заметил: «... я часто слышу: а вот там, где-то за бугром, там другие ставки, они более низкие. Конечно, там более низкие ставки. Так они специально это делают. Но там проблемы другие, и структура экономики совсем другая. У нас угроза инфляции, а там проблемы, возможно, дефляции, когда производитель производит, а продать не может».

Далее авторы отмечают:

«В настоящее время дефляция рассматривается в качестве болезни современных развитых стран, угрозы для устойчивого развития, которое теоретически предстает как управляемый процесс коэволюционного (взаимозависимого) развития природы и общества (при массовом и осознанном участии населения), цель которого обеспечить здоровую, производительную жизнь в гармонии с природой ныне живущим и будущим поколениям на основе сбалансированного развития экономических систем, с учетом охраны (обогащения) культурного и природного наследия».

Иными словами, современная экономическая теория рассматривает дефляцию как управляемую экономическую болезнь, которая при соответствующих сдерживающих факторах, в конце концов, привет к процветанию и благополучию наций, что в переводе на нормальный человеческий язык означает: дезинфляция лучше дефляции. В результате проведенного в своей работе исследования авторы пришли к следующему выводу:

«Основные причины ценовой дефляции вызваны не ошибочными действиями монетарных властей, они предопределяются естественными процессами развития, протекающими в рыночной экономике всех ее типов, видов и форм. Дефляцию цен нельзя трактовать как однозначно положительное или отрицательное социально-экономическое явление».

Вот это, аморфное отношение к дефляции, и стало в настоящее время определяющим в отношении к её теоретическому осмыслению со стороны научного экономического корпуса, который своим авторитетом не позволяет разглядеть её положительные черты и причины негативных следствий на исторических примерах.

В настоящее время наиболее подробный анализ негативного влияния дефляции на экономические процессы в стране рассмотрен в работе доцента Академии труда и социальных отношений, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидата экономических наук Ш. У. Ниязбековой «О дефляции как процессе, оказывающем негативное влияние на экономику страны» [2, с. 243-250].

Своё исследование Ниязбекова предваряет следующей декларацией:

«Целью исследования является определение теоретической основы дефляции и анализа практической основы на примере исторических и нынешних событий в мире. В исследовании представлен анализ дефляции на примере Российской Федерации, стран Евросоюза, Великой Депрессии в США 1929–1939 гг.».

Далее автор отмечает: «Российской Федерации не свойственна дефляция, но она может возникать в отдельных секторах на короткое время».

Надо согласиться с автором, что современная история России, начавшаяся с августовского путча 1991 г. проходила исключительно в условиях инфляции, поэтому мгновенный фрагмент 2022 г. появления тени дефляции вызвал настоящую панику в научных и финансовых кругах, вот как об этом пишет Ниязбекова:

«Всем известно, что летом 2022 года отмечалось снижение спроса населения, что является причиной появления дефляции в стране. Так, к примеру, за период с 11 по 17 июня 2022 года в России зафиксирована дефляция, которая составила 0,12%.» [2, с. 243-250].

Данная информация, вырванная из контекста экономических событий, создаёт ложное представление о природе дефляции, о которой Ниязбекова упомянула в своей декларации.

2022 г. – год начала СВО, вызвавшей лихорадку валютного курса рубля. В таблице 1 представлены основные валютные реперы этого года.

Таблица 1

датакурс
рубль/доллар
24.0280,42
25.0286,93
28.0283,55
11.03120,38
31.0384,09
30.0471,02
26.0556,30
30.0651,16
07.0762,91
30.1272,98

Таким образом, данные таблицы 1 дают не двусмысленное основание считать кратковременную дефляцию июня 2022 г. не следствием снижения покупательской способности населения, так как в это время существенного повышения цен на потребительские товары не произошло, как это утверждает автор статьи, а следствием реакции на укрепления рубля.

Это важный момент, как научный авторитет меняет акценты реальных событий, создавая тем самым научные иллюзии.

Далее Ниязбекова перечисляет основные причины отрицательного влияния дефляции на экономические процессы в стране:

  1. Эффект «Дефляционная спираль» в сфере товарного и денежного обращениях;
  2. Снижение объемов кредитования;
  3. Снижение развития производства;
  4. Рост безработицы;
  5. Сокращение ВВП и других экономических показателей;
  6. Снижение инвестиций в национальную экономику.

Рассмотрим каждый из приведённых аргументов отдельно.

Дефляционная спираль, вызванная снижением цен на сырьевые товары, приводит к снижению прибыли предприятий и, как следствие к снижению заработной платы работников, тем самым подавляя потребление, в результате чего цены на сырьевые товары продолжают падать, а прибыль предприятий еще больше снижается. Затем это провоцирует новый виток сокращения производства и снижение инвестиций, возникает финансово-экономический круговорот.

В сфере товарного обращения дефляционная спираль характеризуется снижением цен на товары, работы и услуги. При этом спрос отсутствует, так как население начинает больше экономить, пытаясь сберечь своих денежные средства. Тем самым возникает проблема сокращения прибыли организаций, что снижает возможность развития производства, а также ведет к сокращению рабочих мест и банкротству предприятий. Следствием является продолжение роста дефляции и сокращение спроса. И так происходит по спирали, с каждым разом все больше усугубляя ситуацию.

В сфере денежного обращения дефляция выражается в массовом закрытии банков и росте недоверия граждан к остальным банковским и кредитным учреждениям. Население больше склоняется к тому, чтобы хранить денежные средства дома, тем самым экономика теряет денежные средства в обороте, которые помогают ее росту и развитию.

Эта теоретическая схема на самом деле далека от процессов реальной экономики.

2. Снижение объемов кредитования на прямую влияет на всю работу банковского сектора, так как кредитование является основой функционирования банковской системы, поэтому банковская сфера очень болезненно воспринимает дефляционные процессы, которые влекут за собой снижение учетных ставок по кредитам, лишая тем самым самой основы существования банковской системы.

3. Снижение развития производства в условиях дефляционных процессов современная экономическая теория рассматривает как следствие снижение прибыли. С этим можно было бы согласиться, если бы в это время не происходило укрепление национальной валюты, но как мы видели по данным таблицы 1, именно укрепление национальной валюты, в первую очередь запускает процесс дефляции, поэтому о снижении прибыли в этих условиях говорить не уместно, так как при отсутствии девальвации экономическое содержание прибыли не уменьшается. И только последующая девальвация становится причиной уменьшения экономического содержания прибыли.

Валютный курс национальной валюты не отреагирует на устойчивую дефляцию в стране только в одном единственном случае, когда валютная биржа будет находиться полностью в руках спекулянтов, но это к экономике уже не имеет отношение, это вопрос к политике: в чьих руках находятся экономические рычаги в стране?

4. Рост безработицы, это следствие единственной ситуации, когда, как было отмечено выше, происходит устойчивое снижение прибыли. В условиях экономической, а не политически ориентированной дефляции, предприятия прибыль в экономическом эквиваленте не теряют, так как это невозможно из-за укрепления национальной валюты. Возможно, на этом фоне снижение уровня заработной платы в натуральном выражении, но это не приводит к снижению жизненного уровня населения, так как происходит на фоне снижения потребительских цен. Иными словами, экономическая дефляция не может быть причиной безработицы. Причина безработицы на фоне дефляции, это сигнал о деструктивных политических факторах в экономических процессах страны, например, крупномасштабная спекуляция на валютной бирже и картельные сговоры, которые приводят к девальвации национальной валюты и запускают процесс инфляции, следствием которой и является безработица, которую связывают не с текущей инфляцией, а с предшествующей ей дефляцией.

5. Сокращение ВВП и других экономических показателей, возможно только в одном единственном случае, когда национальный валютный курс не реагирует на устойчивую дефляцию, но, что, как было отмечено выше, связано не с экономическими факторами, а с политическими, и решается только политическими методами.

6. Снижение инвестиций в национальную экономику, это следствие проблем с национальным валютным курсом. Если инвесторы увидят его управляемость деструктивными факторами, никакая дефляция не сделает экономику привлекательной. Иначе говоря, на инвестиционную привлекательность влияет не дефляция как таковая, а устойчивый национальный валютный курс.

Приведённый Ниязбековой список негативных факторов дефляции берет свое начало с работ классика теории дефляции Дэвида Юма (начало 18 века), который исследовал особенности дефляции в условиях экономической стагнации Испании в 16 в. за счёт массового притока серебра из Нового света. То есть, в его теории речь идет не о классических экономических процессах, а о международных переливах финансовых активов, что к внутриэкономическим проблемам дефляции не имеет никакого отношения.

Тем не менее, Юм рассматривает вопрос снижения цен и заработной платы, связанные с внешним притоком или оттоком денег из страны.

Внешний приток обесценивает экономическое содержание национальной валюты и стимулирует снижение цен. Но поскольку денежный поток происходит не от внутреннего производства, то это влечет за собой автоматическое снижение заработной платы. В данной ситуации встречаются два инфляционных фактора девальвация национальной валюты и снижение потребительского дохода, что в итоге и реализуется экономическим коллапсом, который почему-то относят к дефляции, хотя снижение цен в этом случае, не дефляционный процесс, а следствие притока в страну внешнего капитала. Иначе говоря, внешние не пропорциональные инвестиции камуфлируются под дефляцию, но на самом деле приводят к девальвации национальной валюты и экономическому коллапсу.

В современной экономической теории эта ситуация, к сожалению, не нашла своего отражения в виде теории «инвестиционной дефляции», а между тем именно эта форма дефляции характерна для большинства развивающихся и ресурсообеспеченных стран.

Для бедных стран эта форма дефляции характеризуется непропорциональными инвестициями в их экономику со стороны экономически развитых стран, которые вытесняют национальный бизнес из реальной экономики, заменяя его внешним, в результате чего, все внутренние ресурсы страны переходят во внешнее управление на фоне дезинфляции. Сегодня мы это слишком отчетливо видим на примере Греции и Украины, которые фактически превратились в экономические колонии Запада.

Наиболее ярко «инвестиционная дефляция» проявляет себя в ресурсообеспеченных странах, особенно в сфере углеводородов. Это хорошо видно на примере арабских нефтедобывающих стран. В данном случае экономическое благополучие этих стран целиком и полностью обеспечивается природными инвестициями в реальный сектор экономики. Те страны, которым подобные природные кладовые не достались, вынуждены обеспечивать своё благополучие балансируя между инфляцией и дефляцией. При этом переход из одной экономической фазы в другую зависит от стечения обстоятельств макроэкономики, как внутри страны, так и на международном уровне, поэтому до настоящего времени не сформулирована единая теория дефляции, так как влияющих факторов слишком много, велико и их разнообразие, а число возможных комбинаций этих факторов практически безгранично.

В России природные ресурсы практически целиком расходуются на обеспечение государственного бюджета, поэтому они зависят от их рыночной стоимости на мировых рынках, но поскольку они обслуживают исключительно бюджетные интересы, то они не оказываю никого влияния на волатильность национальной валюты, которая девальвирует как при росте мировых цен на них, так и при их снижении. При этом волатильность национальной валюты определяется исключительно бюджетными интересами, а не национальными.

В связи с этим, развитие теории управляемой дефляции приобретает особую актуальность для России, которая уникальна, как по своим экономическим, так и по географическим и социальным факторам, и находится в настоящее время в международной изоляции со стороны экономически развитых стран.

Анализ предшествующих теорий дефляции позволяет выделить основные реперы, которые должны быть учтены в теории управляемой дефляции:

  1. Национальный валютный курс.
  2. Государственный стабилизационный фонд.
  3. Кредитная политика.
  4. Перепроизводство.
  5. Вывоз капитала из страны.

Как показала современная экономическая практика, самым мощным дефляционным рычагом реальной экономики является национальный валютный курс, экономическая природа которого с точки зрения экономического суверенитета рассмотрена в работе «Валютный паритет, как инструмент политического суверенитета и стабильности национальной экономики» [1, с. 87-94].

1. Национальный валютный курс.

Основная задача управляемой дефляции – обеспечение устойчивой ревальвации национальной валюты /1/. В связи с этим, обязательным условием валютных торгов является фиксация нижнего курсового предела для отношения «иностранная валюта/национальная валюта», ниже которой биржевые сделки не регистрируются. По итогам прошедшей сессии нижний предел волатильности для следующей сессии устанавливается из расчета 50% от роста суммарного итога сессии.

Например, сессия началась с отметки 0,01053 доллар/рубль. Средний итог сессии показал результат 0,01056 доллар/рубль, что составляет средний сессионный рост 0,00003, соответственно следующая сессия начинается с отметки 0,010545 и т. д. В итоге сессионная динамика имеет следующую последовательность (рубль/доллар): 94,9667; 94,8317 (-0,132, -0,139%) и т. д., при этом годовая ревальвация составит около 35% и достигнет уровня 61,7284 рубль/доллар.

В 2022 г. за неполные три месяца ревальвация составила 57,5%. Инертность экономики, просто физически не может влиять на валютный курс с таким уровнем динамики. Иными словами, биржевая спекуляция должна работать на ревальвацию национальной валюты, а не на её девальвацию, как мы это сегодня наблюдаем в реальной экономике.

Для привлечения на российскую валютную биржу международных участников все экономические значимые ресурсы страны должны продаваться исключительно за рубли, которые иностранные покупатели могут приобрести только на российской валютной бирже с учётом описанных выше условий.

В этих экономических обстоятельствах национальной валюте обеспечен неограниченный период ревальвации.

Нюансировка этого процесса будет связана с адаптацией к валютам, существующим в том же экономическом режиме. Необходимо будет учитывать темпы их ревальвации, но при этом правило не снижаемого стартового уровня не отменяется. Иными словами, следующая сессия не может начаться с уровня ниже начала предыдущей сессии, не смотря ревальвацию иностранной валюты.

Эта стагнация курсовой волатильности вызвана необходимостью уплаты сборов и налогов в госбюджет исключительно в национальной валюте, что позволяет исключать влияние международных факторов на внутреннюю экономическую ситуацию в стране. С другой стороны, стабильная ревальвация национальной валюты стимулирует внутренних производителей, реализующих свою продукцию и услуги в иностранной валюте неукоснительно исполнять бюджетные обязательства, так как их отсрочка будет сопровождаться уменьшением дохода за счёт относительной девальвации иностранной валюты расчётов.

Этот фактор может оказать определяющее влияние на инвестиционную политику международных топливных корпораций. Так как продажа экономически значимых природных ресурсов в условиях устойчивой ревальвации национальной валюты должна осуществляться только за рубли, то им выгоднее не менять свою валюту по текущему курсу, а зарабатывать собственный оборотный капитал на территории России с тем, чтобы использовать его на приобретения необходимых ресурсов.

Таким образом, рассмотренный механизм национальной валютной волатильности способен обеспечить бесконечный процесс ревальвации национальной валюты, что на длительных интервалах времени приведёт к необходимости вводит в оборот дополнительные более мелкие доли курсовой валюты, например: сантим – одна сотая копейки; грош – одна сотая сантима и т. д.

2. Государственный стабилизационный фонд.

В условиях устойчивой ревальвации национальной валюты неизбежно запускается процесс устойчивой дефляции, которая сопровождается генерированием избыточных финансовых ресурсов, способных обратить дефляцию в гиперинфляцию. Поэтому вместе с запуском механизма ревальвации необходимо запускать механизм, нейтрализующий негативное влияние избыточного свободного капитала.

Для этих целей используется Государственный стабилизационный фонд в форме Государственного депозитария в структуре Министерства финансов. Отличительная черта вклада Государственного депозитария от обычного банковского вклада заключается в отсутствии комиссии за хранение денежных средств и наличием государственных преференций недоступных банковскому сектору.

В отличи от коммерческого банка сохранность вклада депозитария обеспечена национальным суверенитетом государства, который является основой его существования. Иными словами, никакие экономические потрясения на международной политической арене не в состоянии нарушить целостность вкладов Государственного депозитария. Защита от возможных внутренних экономических кризисов обеспечивается устойчивой ревальвацией национальной валюты. Таким образом, любой вклад в Государственном депозитарии при его длительном хранении только увеличивает его экономическое содержание. При этом следует особо отметить, что фонд Государственного депозитария, это коллективный национальный фонд всех участников реальной экономики, который не может быть использован государством по собственной инициативе в ущерб интересам остальных участников, кроме вступительных взносов. Поэтому, размещение средств фонда хранения Депозитария не может осуществляться за рубежом, и они всегда находятся на территории Российской Федерации.

Так как ревальвация национальной валюты обеспечивает увеличение экономического содержания всех ресурсов реальной экономики, а не только вкладов Государственного депозитария, то для привлечения финансовых средств участников реальной экономики Государственный депозитарий уполномочивается Правительством РФ выделением широкого спектра государственных преференций для участников депозитария.

Для получения права участия в Государственном депозитарии участник оплачивает безвозвратный вступительный взнос в размере 50% вклада хранения. В этом случае участник получает право на 50-прцентную компенсацию учетной ставки Центробанка при получении кредита в любом банке юрисдикции Российской Федерации и право участия в государственных тендерах. Минимальный размер вклада для размещения в Государственном депозитарии определяется текущим курсом одного килограмма золота.

Организации получившие право, по результатам тендеров, участия в государственных проектах, кроме этого, получают дополнительно 50-процентную компенсацию учетной ставки ЦБ на кредиты для реализации государственного заказа. Кроме этого, в зависимости от важности госзаказа, определяемого Правительством РФ, организация-участник госзаказа может получить к этому дополнительную скидку по кредиту до 100% ставки ЦБ, в этом случае организация получает отрицательную кредитную ставку на уровне 200% ставки ЦБ.

Аналогичную преференцию получает предприятие, которое перевело свою прибыль в Государственный депозитарий. Плюс к этому оно освобождается от налога на прибыль. В этом случае необходимый объём финансовых ресурсов для развития своих производственных мощностей оно получает в виде кредитов с отрицательной ставкой до 100% в объёме 150% своего депозитного вклада.

Важно отметить, что уровень участия в тендере определяется размером депозитного вклада, поэтому в крупных государственных заказах на тендер могут выставлять доли заказа, но не менее 10% от его общей стоимости. В связи с этим к участию в тендерах могут допускаться, в том числе и целевые концерны для реализации госзаказа с объединённым депозитным вкладом его участников, соответствующим не менее 10% полной стоимости госзаказа.

Также на участников Государственного депозитария распространяются преференции на внутреннем рынке энергоресурсов, где возможно снижение для них розничных цен до себестоимости этих ресурсов, а прибыль предприятий-поставщиков компенсируется депозитарием. Это особенно привлекательно для иностранных компаний, открывающих свои производства на территории Российской Федерации, а также для предприятий-экспортёров, которые получают ценовые преимущества для своих товаров и услуг, повышая свою конкурентоспособность на мировых рынках. Причём государственным суверенитетом РФ, в этом случае гарантируется бессрочность этой преференции, то есть любое предприятие или организация, однажды получив эту преференцию будет ею пользоваться пока сохраняет своё членство в Государственном депозитарии.

Для симулирования внешней торговли, предприятия-экспортёры, участники Государственного депозитария, могут также освобождаться от экспортной пошлины частично или полностью, в зависимости от установленного Правительством РФ приоритета экспортируемого товара или услуги, что дополнительно повышает их конкурентоспособность.

Поскольку, Государственный депозитарий открыт как для юридических, так, и для физических лиц, вклад Государственного депозитария может использоваться под обеспечение любых финансовых операций в границах юрисдикции Российской Федерации, например, для открытия частного бизнеса, покупки недвижимого или любого иного движимого имущества, потребительских товаров и услуг.

В связи с этим вклад Государственного депозитария может передаваться по наследству, и возвращается владельцу или наследнику по первому требованию, при условии отсутствия его обременяя.

Важной особенностью вклада Государственного депозитария является возможность сдавать его в аренду целиком или частями, при этом право использования его в качестве залога переходит арендатору, вместе с правами на преференции. Этот инструмент позволяет реализовать легальное право перехода свободного капитала между участниками реальной экономики, без возможности его израсходовать без ведома владельца, и нивелировать деструктивные последствия расслоения общества по материальному достатку. При этом арендодатели депозитария, могут стимулироваться дополнительными преференциями. В этом финансовом инструменте хорошо обеспеченная часть общества помогает развитию бизнеса малообеспеченной его части, давая возможность уже на ранних стадиях, при отсутствии собственного свободного капитала пользоваться государственными преференциями для стимулирования частного бизнеса.

Для нивелирования рисков арендодателя договор аренды депозитного вклада подлежит обязательному страхованию аффилированной депозитарием страховой компанией, с оплатой депозитарием 50 процентов стоимости страховки.

Со временем арендная функция вкладов депозитария сформирует целый класс рантье, выводя из реальной экономики наиболее пассивную часть населения, освобождая экономическое пространство для её наиболее активной части, что позволит кратно увеличить динамику реальной экономики. Кроме того, увеличение класса рантье будет стимулировать государственные программы по присоединению к Российской Федерации новых территорий не зависимо от отсутствия между ними общих границ /2/.

Таким образом, Государственный депозитарий в состоянии аккумулировать практически неограниченный объём свободного капитала, выводя его из реального сектора экономики, и заменяя государственными преференциями, стимулирующими экономическую активность участников реальной экономики, направленную на увеличение ВВП и финансовое благополучие общества.

3. Кредитная политика.

Ни одна современная экономика не может нормально функционировать без финансово крепкой банковской системы, основным доходом которой являются проценты по кредитам, величина которых регламентируется Центробанком целым рядом финансовых инструментов, в том числе и учётной ставкой Центробанка.

В условиях устойчивой дефляции и Государственного депозитария Центральный банк в своей деятельности должен руководствоваться максимальным уровнем учётной ставки, стимулируя тем самым участников реальной экономики пользоваться услугами Государственного депозитария, для которых доступны кредиты с пониженной процентной ставкой, а в отдельных случаях и с отрицательной ставкой до 200% учётной ставки Центробанка. Однажды сделав вклад в Государственный депозитарий любая организация приобретает бессрочное право пониженной кредитной ставки на объём своего депозитного вклада, поэтому в естественных экономических отношениях, все участники реальной экономики, будут заинтересованы не снижать свою экономическую мощность, в случае роста свободного капитала, а наоборот, постоянно её наращивать, переводя финансовые излишки в депозитарий, и создавая при этом все необходимые условия для развития банковского сектора финансовой системы страны, так как чем больше размер депозитного вклада, тем больший кредитный объём с демпинговой учетной ставкой становится доступным участнику депозитария.

На финансовом рынке коммерческие банки всегда будут отдавать предпочтения участникам Государственного депозитария пред другими заёмщиками, так как в этом случае у них существует 100-процентная гарантия возврата займа, в отличие от других заёмщиков, где возврат займа носит вариативный характер.

Для предотвращения криминализации банковского сектора лицензия Центробанка выдается коммерческим банкам только под условие, что объём привлекаемых вкладов не будет превышать суммы их депозитного вклада в Государственном депозитарии, что на прямую связывает расширение банковской деятельности с масштабированием депозитных вкладов банков. В случае нарушения этого соглашения лицензия у банка отзывается /3/.

Для исключения злоупотребления залогом Государственного депозитария и невозврата выданных под него кредитов, это действие рассматривается, как покушение на государственный экономический суверенитет, с максимальными формами репрессивного наказания, вплоть до пожизненного заключения, если объём не выплачено кредита превышает один процент государственного бюджета. Все экономические преступления, так или иначе, связанные с Государственным депозитарием должны находиться в ведении Федеральной службы безопасности (ФСБ).

Важно отметить, что право выдачи кредитов с отрицательной ставкой принадлежит единственному, со 100-процентным государственным капиталом и управлением, Банку РФ «Экономического развития».

4. Перепроизводство.

В нерегулируемой экономике в условиях дефляции производство товаров и услуг более того объёма, что может поглотить внутренний рынок, всегда вызывает спад производства, и как результат снижения оборачиваемости капиталов со всеми вытекающими из этого последствиями.

Основная причина перепроизводства, это дисбаланс между предложением и спросом, который в первую очередь является следствием снижения спроса, а не превышения предложения. Следовательно, основное экономическое противодействие перепроизводству, это превышающий рост заработной платы по отношению к темпу объёмов производства в натуральном выражении. В этом случае емкость внутреннего рынка увеличивается быстрее чем объём поступающего на него экономического продукта. В решении этой проблемы актуальным становится, во-первых, освобождение наёмных работников от налогового бремени, во-вторых, значительное повышение заработной платы работников государственного сектора, в-третьих, повышение пенсионного обеспечения и адресной помощи семьям, воспитывающим детей, в-четвёртых, выдача потребительских кредитов с отрицательной ставкой.

Это временное решение до возвращения баланса спрос-предложение до стабильного уровня. Для этого может использоваться займ из Государственного депозитария по решению Совета Федерации и Правительства РФ, с максимально возможно коротким сроком его погашения. Предприятия, которые допустили критическое перепроизводство, в последующем обязаны вернуть государству его издержки по стабилизации экономической ситуации по их вине. В качестве основания такой меры является отчет предприятия о темпах роста объёма производства в натуральном исчислении к уровню роста заработной платы на этом производстве. В случае превышения первого над вторым это является основанием для привлечения к ответственности за провоцирование экономического кризиса. Кризис будет преодолён, а вот руководители таких предприятий получат реальные тюремные сроки, исчисляемые десятками лет.

Второй путь, это расширение внутреннего рынка за счёт вновь присоединенных территорий, поэтому подготовка этих территорий к вхождению в РФ должна вестись за долго до возможного кризиса перепроизводства.

Третий путь, снижение объемов товаров и услуг, не удовлетворяющих международным стандартам качества высшего уровня, и диверсификация производства, если наблюдается отрицательная динамика ликвидности традиционной продукции.

Иными словами, перепроизводство возможно лишь тех товаров и услуг, которые невозможно реализовать на мировых рынках. Но, совершенно очевидно, что производство мало ликвидного продукта надо сокращать, не дожидаясь его перепроизводства.

Если перепроизводство связано с дисбалансом внешней торговли, то Правительство РФ принимает ограничительные меры по допуску импортного товара на внутренний рынок, вплоть до полного его блокирования.

Наиболее чувствительна к нерегулируемому перепроизводству является сельскохозяйственная сфера реальной экономики в годы рекордных урожаев. Для этого необходимо иметь в постоянном наличии перерабатывающие мощности в 2–3 раза превышающие средний уровень урожайности. Недогрузку мощностей в годы нормальной урожайности можно компенсировать увеличением сырьевого импорта за счёт снижения таможенных пошлин. В случае общемирового сельскохозяйственного кризиса компенсировать потери перерабатывающей отрасли за счёт стабилизационного фонда Государственного депозитария.

5. Вывоз капитала.

Еще одним отрицательным фактором дефляции является вывод капитала из-под юрисдикции Российской Федерации. В данном случае речь идет о выводе свободного капитала, находящегося в частной собственности с территории РФ.

Официально запретить такой вывоз без нарушения основных конституционных прав и свобод невозможно, но возможно лишить желающих вывозить из страны свои капиталы членства в Государственном депозитарии, что лишает их капиталы государственной защиты и демпингового участия в хозяйственной деятельности. К сожалению, некоторая доля ренегатов всегда будет присутствовать в обществе, и с этими потерями придётся мириться, тем более что на фоне всё возрастающего национального самосознания, такие факты будут носить единичный характер.

Завершая проведенное исследование следует отметить, что негативные стороны дефляции, связанные с избыточным капиталом в реальной экономике, могут быть нивелированы Государственным депозитарием за счет его аккумулирования в стабилизационном фонде в обмен на преференции, стимулирующие экономическую активность. При этом не следует забывать о возможностях мирового рынка, который готов поглотить гигантские объемы перепроизводства.

Это хорошо видно на примере мирового автомобильного рынка. В 2014 г. США выпускало 16,9 млн авто, Китай в это же время 12 млн, 71% от объёма США. Спустя девять лет, в 2023 г. Китай – 21,7 млн, США – 16,1 млн, 74,2% от объёма Китая /4/.

Сегодня Россия выходит на мировой рынок зерна, начиная активно конкурировать с США, Австралией и Канадой. Таким образом, перепроизводство может коснуться только той товарной продукции, которая не пользуется спросом на мировом рынке, но это уже вопрос не перепроизводства, а низкого качества производимой продукции, и решается эта проблема не экономическими, а организационно-техническими методами.

При достижении государственной доли в депозитарии, за счёт вступительных взносов, уровня трёх годовых федеральных бюджетов, могут активироваться процедуры снижения налогового бремени участников реальной экономики, что станет дополнительным стимулом увеличения их экономической активности и основой для дальнейшего роста ВВП страны.

Одним из первых результатов снижение налогового бремени должно коснуться наёмных работников государственных организаций и предприятий, вплоть до полного освобождения, затем всех остальных наёмных работников в стране. В то же самое время активируются процедуры снижения пенсионного возраста до физиологически оптимального значения: для женщин 50 лет, для мужчин 60 лет. Что станет, на фоне устойчивого экономического роста, стимулом для многих стран к вхождению в состав Российской Федерации, не зависимо от отсутствия или наличия общих с ней границ. Численное увеличение участников реальной экономики за счёт новых стран, которые добровольно, на основе референдумов, войдут в состав РФ, кратно увеличит политический авторитет России на международной арене и объём внутреннего рынка.

Основная задача управляемой дефляции – в условии интенсификации реальной экономики в режиме её стабильно возрастающей динамики увеличить экономическое содержание государственного бюджета в 10 раз за 30 лет, без учёта вновь приобретённых территорий, т.е. относительно его состояния на данный момент /5/.

Никакая другая экономическая политика сегодня не может ставить перед собой аналогичные задачи.

Приложения

/1/ Необходимо отметить, что ревальвация является необходимым условием для дефляции, но не достаточным.

В таблице 2 приводятся данные об уровнях девальвации и ревальвации за последние 25 лет.

Таблица 2

периодпродолжительность, летуровень 
(+ ревальвация)
(- девальвация) %
началоокончание
01.01.199801.02.20022,08-434,2
01.02.200301.08.20085,50+35,66
01.08.200801.02.20090,58-53,43
01.02.200901.07.20145,50+5,32
01.07.201401.01.20161,50-123,5
01.01.201601.02.20204,08+21,7
01.02.202001.03.20222,08-46,1
01.03.202201.11.20220,67+49,36
01.11.202201.04.20241,33-50,2

С 01.02.2003 по 01.04.2024 г. суммарная ревальвация составила 112%, а девальвация за этот же период – 273,2%, т. е. превышение девальвации составило 161,2%. Это и стало определяющим фактором в сдерживании дефляции, так как макроэкономические ожидания грядущей девальвации не позволяют участникам реальной экономики возвращать валютные излишки обратно в реальную экономику, и они аккумулируются для грядущей девальвации в наиболее стабильных активах, выполняя тем самым роль Государственного депозитария, с той лишь разницей, что эти излишки, во-первых, не хранятся в национальной валюте, а во-вторых, как правило, выводятся из-под юрисдикции РФ.

/2/ Попытку реализации добровольного вхождения отдалённых территорий в состав Российской империи мы видим на примере одного из островов Гавайского архипелага Кауаи, когда 21 мая 1816 г., в результате дипломатических шагов корабельного врача фрегата «Суворов» Георга Шеффера, вождь острова Каумуалии подписал прошение о протекторате Российской империи, переданное императору Александру I, который, к сожалению, его отклонил, хотя, если бы оно было принято, то уже тогда Россия могла бы иметь военно-морскую базу у берегов США, но вероятно, не смогла бы её удержать до сегодняшнего дня.

/3/ На апрель 2023 г. сумма привлечённых банками России вкладов корпоративных и физических лиц составила 83 трлн рублей (2,86 годового бюджетного расхода; 0,485 ВВП).

Бюджетный расход 2023 г. по плану - 29 трлн рублей.

ВВП РФ в 2023 г. – 171,04 трлн руб.

Отток капитала в 2023 – 160 млрд долларов (средний курс 85 руб/доллар; 13,6 трлн руб; 0,094% ВВП РФ)

Отток/вклады – 13,6/83 = 0,164 (16,4%).

Замороженные активы за рубежом:

Март 2022 г в Евросоюзе – 316 млрд долларов.

Находились на хранении:

210 млрд долларов в европейских банках;

106 млрд долларов в банках США.

На 01.04.2024 г. (92,29 рубль/доллар) это составляет 29,16 трлн руб., или годовой бюджет РФ.

/4/ Для сравнения, объём производства легковых и грузовых автомобилей в России в 2023 г. достиг 0,37 млн авто, 1,7% от Китая.

/5/ Экономическое содержание национальной валюты при их сравнении целесообразно рассматривать по стоимость одного кВт*ч на мировых рынках в исследуемые периоды [1, с. 87-94].
 

Список литературы

  1. Захваткин А.Ю. Валютный паритет как инструмент политического суверенитета и стабильности национальной экономики // Актуальные исследования. 2022. № 21 (100). С. 87-94.
  2. Ниязбекова Ш.У. О дефляции как процессе, оказывающем негативное влияние на экономику страны / Ниязбекова Ш.У., Свердлова М.А. // Управленческий учет. – 2022. – № 12. – С. 243-250.
  3. Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

Поделиться

675

Захваткин А. Ю. Теория управляемой дефляции // Актуальные исследования. 2024. №17 (199). Ч.II.С. 61-71. URL: https://apni.ru/article/9060-teoriya-upravlyaemoj-deflyacii

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября