Актуальность исследования
Жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются одним из наиболее актуальных и сложных вопросов социальной защиты детей в современном обществе. Защита прав детей-сирот является ключевым элементом социальной политики нашего государства. Несмотря на то, что законы и нормативные акты в большинстве стран предусматривают особую защиту и поддержку этой категории детей, необходимо признать, что в реальности их жилищные права могут быть нарушены. Кроме того, судебная практика в отношении жилищных вопросов несовершеннолетних все еще не сформирована, что подчеркивает необходимость более глубокого изучения жилищных прав этой категории детей.
Цель исследования
Целью данного исследования является выявление основных проблем, связанных с реализацией и защитой жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также разработка рекомендаций по улучшению ситуации в фактической практике.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались данные статистических отчетов, законодательные акты, научные публикации, а также результаты социологических опросов и интервью с экспертами в данной области.
Методы, примененные в ходе исследования, включали анализ, обобщение и интерпретацию данных.
Результаты исследования
Провозглашение Российской Федерации социальным государством повысило важность общественных отношений, связанных с осуществлением жилищных прав граждан. Наиболее актуальными на современном этапе являются вопросы, связанные с жилищными правами несовершеннолетних, которые выступают одним из участников данных правовых отношений.
Законодательством нашей страны регулируются жилищные отношения с участием детей, предусмотрены меры защиты и порядок восстановления прав несовершеннолетних по вопросам распоряжения, пользования и владения жилыми помещениями. Однако государственные меры по обеспечению жилищных прав детей, учитывая сложившуюся обстановку, явно недостаточны.
Ухудшение контроля со стороны государства в области жилищных отношений с детьми осложняет ситуацию. Нарушения в этой сфере со стороны органов местного самоуправления и власти, ответственных за защиту жилищных прав детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей, вызывают серьезное беспокойство.
Незаконное отчуждение жилья у детей, ухудшение их жилищных условий и предоставление жилья с нарушениями лишь усугубляют положение этой уязвимой категории населения, что увеличивает риск асоциального поведения и затрудняет доступ к социальным услугам.
За последние 10 лет показатели необеспеченности детей-сирот жильем остаются практически неизменными. К 2024 году в очереди на жилье находится около 270 тысяч детей-сирот. Увеличение числа людей в очереди приводит к увеличению сроков ожидания жилья. В некоторых регионах России дети-сироты вынуждены ожидать в очереди более 20 лет. Нарушения конституционных прав детей-сирот являются следствием неэффективной работы должностных лиц публичных органов. В связи с этим дети-сироты вынуждены бороться за свои права, придавая особое значение вопросам защиты и реализации жилищных потребностей.
Поэтому анализ существующих проблем в данной сфере приобретает особую важность. В настоящее время в России ситуация такова, что дети-сироты не всегда могут стать собственниками жилья по достижении 18 лет. Вместо этого им предоставляются благоустроенные жилые помещения по договору специализированного найма.
В 2012 году был принят Федеральный закон №15-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2013 года [3]. С этого момента начались значительные изменения в предоставлении жилья детям-сиротам. Для этой категории несовершеннолетних создается специализированный жилищный фонд, где устанавливается двухуровневый механизм обеспечения их комфортным жильем.
На первом этапе детям-сиротам предоставляется жилая площадь по договору найма специализированного жилья на пять лет (при особых обстоятельствах этот договор может быть продлен по решению исполнительной власти субъекта РФ) [2]. По истечении этого срока региональные органы принимают решение об исключении жилья из фонда и заключают с детьми-сиротами договор социального найма.
Ранее детям-сиротам предоставляли жилье только по договору социального найма. Оба вида договоров определяются нормами законодательства, где жилье предоставляется в соответствии с установленными площадями, а наймодатель – органы власти. Процедура заключения и условия договоров четко определены законом, включая оплату жилья.
Несмотря на имеющиеся сходства у договоров, каждый из них имеет свою специфику. Договор найма специализированного жилья имеет срочный характер, в то время как договор социального найма – бессрочный. Правомочия нанимателей также различаются в зависимости от вида заключенного договора.
Исходя из информации, содержащейся в ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса РФ, специализированное жилое помещение не подлежит отчуждению, передаче в аренду или наем, в отличие от жилья по договору социального найма [1]. Проведя анализ указанных выше договоров найма жилья, можно сделать вывод, что характеристики договора найма специализированного жилого помещения способствуют предотвращению возможных злоупотреблений и махинаций с жильем, предоставленным детям-сиротам.
Несмотря на улучшения в законодательстве, некоторые вопросы по обеспечению жилищных прав детей-сирот остаются нерешенными. Существующее законодательство РФ позволяет регионам самостоятельно определять порядок обеспечения детей-сирот жильем, что может привести к нарушению их прав, так как доступ к жилью зависит от экономического и социального развития региона. Такие факторы как тип региона (реципиент, дотационный или донор), наличие жилищного фонда и финансирования играют важную роль в обеспечении жильем детей-сирот.
Подведем итоги нашего рассуждения по анализируемой проблеме
Во-первых, необходимо привести региональное законодательство в соответствие с федеральными нормами касательно реализации жилищных прав детей-сирот. Во-вторых, на федеральном уровне следует установить конкретные сроки, после истечения которых детям-сиротам обязательно должно быть предоставлено жилье. В-третьих, важно ввести норму на федеральном уровне, которая обязывает органы субъектов РФ выплачивать денежную компенсацию за аренду жилья, если невозможно обеспечить сирот жильем. В связи с этим необходимо разработать единый порядок обращения, перечень документов и сроки рассмотрения обращений по всей территории РФ. В-четвертых, следует тщательно определить понятие «место жительства» для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей на федеральном уровне. В-пятых, необходимо разработать механизм административно-правовой ответственности за нарушение жилищных прав детей-сирот. Эти факты должны быть учтены Правительством РФ, в частности Министерством просвещения РФ, поскольку дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, являются уязвимой категорией населения, требующей повышенного внимания со стороны государства.
Выводы
Проблемы реализации и защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются серьезными и требуют немедленного внимания и действий со стороны общества и государства. Необходимо принятие комплексных мер по улучшению жилищных условий для этих детей, обеспечению доступа к доступному жилью, а также усилению механизмов защиты и контроля за их жилищными правами. Важно также обращать особое внимание на обеспечение доступа к качественной юридической помощи и защите интересов в суде. Только при совместных усилиях государства, общественных организаций и международных партнеров можно обеспечить жилищные права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.