В России ежегодно возбуждается около двух тысяч уголовных дел в отношении медицинских работников. При этом выполнение ими своих профессиональных обязанностей всё чаще сопряжено с высоким риском. О ситуациях, в которых оказываются врачи, их ответственности, предусмотренной законом, а также обязанностях пациентов рассказывает студентка магистратуры юридического факультета кафедры конституционного и гражданского права ФГАОУ во Государственного университета просвещения города Москвы Наталья Ковалева.
Помеха помощи
В 2010 году в Реутове бригада скорой помощи приехала к мужчине, болеющему сахарным диабетом. Больной находился в сопорозном состоянии (когда человек не реагирует на окружающие раздражители). Он размахивал руками, из-за чего врачу было сложно взять кровь на сахар. По словам юриста врача скорой, гражданская жена пациента обвинила бригаду в отсутствии профессионализма и фактически не пускала врача к больному. Медработники не смогли оказать первую помощь и уехали. Жена больного подала жалобу на сотрудников бригады в Департамент здравоохранения и в прокуратуру. Она обвинила работников скорой в непрофессионализме и хамском отношении к пациенту. Тогда ответственная по бригаде Наталья Сафонова подала на жену пациента в суд, обвинив её в клевете и в оскорблении.
Итог. Суд не был выигран и врачу не удалось доказать, что жена пациента её оклеветала. При этом суд одобрил действия бригады, посоветовав в подобных случаях в будущем вызывать полицию.
Нападение на врача
В 2008 году бригада станции скорой помощи №3 в Казани приехала по вызову к пациенту, который оказался пьяным и агрессивным. Мужчина дал медицинскому работнику пощёчину. Сотрудница бригады подала два заявления: в милицию и в суд с требованием взыскать с обидчика компенсацию за физический и моральный ущерб. Медработник получила компенсацию 10 тысяч рублей.
Согласно публикации в газете «Вечерняя Казань», это далеко не единственный случай, когда работники станции скорой помощи №3 становились жертвами своих пациентов. Одну сотрудницу чуть не задушил родственник больной. Пока врач оказывала помощь, мужчина набросился сзади, повалил на пол и начал душить. Суд обязал его выплатить потерпевшей компенсацию 20 тысяч рублей.
На старшего врача станции Владимира Бакунина нападали несколько раз. Впервые это произошло, когда бригада скорой пыталась поднять пьяного мужчину, лежавшего на дороге. После возвращения в сознание он напал на медиков. В другом случае на медицинского сотрудника кричала пациентка, муж которой впоследствии набросился на него. Как врач он не имел права отвечать в той же манере, в связи с этим оставалось только укрываться от ударов. В результате доктор получил сотрясение мозга и многочисленные ушибы, а муж пациентки просидел два дня в СИЗО.
Как показывают вышеперечисленные примеры ситуаций, в которых медицинские сотрудники оказываются в опасности, они возникают на регулярной основе как в процессе оказания неотложной помощи, так и в процессе оказания плановых услуг.
В целом, взаимодействие между врачами и пациентами нередко сопровождается правонарушениями, которые даже получили своё собственное название - «ятрогенные преступления». Под этим термином понимаются все преступления, порождаемые неправомерными действиями и бездействиями медицинских работников. Правоотношения, возникающие между пациентом и врачом, носят достаточно сложный характер, в связи с этим они не могут развиваться без урегулирования взаимных прав и обязанностей. Пациент, доверяя своё здоровье и саму жизнь врачу, ждёт от него понимания, сострадания и участия, забывая, в свою очередь, о своих обязательствах перед врачом: строгое выполнение рекомендаций медицинских работников, соблюдение лечебно-охранительного режима и т.д.
Здравоохранение играет важную роль в обеспечении благополучия населения, именно поэтому случаи противоправного поведения в сфере оказания медицинских услуг находятся в фокусе пристального внимания. Несмотря на это можно констатировать, что в последнее десятилетие жалобы на действия медицинских работников со стороны пациентов – довольно распространённое явление, а причинами их появления может быть халатное отношение, недостаточная квалификация врача, отказ в лечении и прочие. В совокупности они могут приводить к различным негативным последствиям, таким, как причинение ущерба здоровью, включая смерть по неосторожности, к репутационным рискам медицинской организации и увеличению финансовой нагрузки государства на устранение ошибок персонала.
По данным Следственного комитета РФ, в 2021 году поступило более шести тысяч заявлений о преступлениях, по двум тысячам из которых были возбуждены уголовные дела - из них 176 дел было направлено в суд с обвинительным заключением.
Законом установлено, что нарушение норм оказания помощи больным может наступать дисциплинарная, административная, материальная, гражданско-правовая, уголовная ответственность. Основную ответственность за организацию работы по обеспечению безопасности пациентов и персонала, в том числе от заражения инфекциями в процессе оказания медицинской помощи (ИСМП), несёт главный врач медицинского учреждения.
Какая ответственность может грозить врачу?
Административная ответственность главного врача наступает при выявлении нарушения (умышленного или совершенного по неосторожности), если юридическое или должностное лицо предвидело наступление негативных последствий, но для их предотвращения не были предприняты соответствующие меры. В этом случае наказание предусмотрено в виде штрафа, административного ареста, дисквалификации, приостановлении деятельности (ст. 3.2 КоАП)
Если вследствие действий или бездействия медперсонала здоровью больного был нанесён вред, наступает уголовная ответственность, и ответчиком по делу является лечащий врач. Согласно законодательству, за неё предусмотрены наказания в виде штрафа, лишения права занимать конкретную должность или же заниматься каким-либо видом деятельности, исправительные или обязательные работы, лишение или ограничение свободы.
Главный врач также несёт дисциплинарную ответственность перед клиникой за нарушение должностных инструкций, за которую предусмотрены замечания в устной форме или в виде приказа об увольнении, вынесении выговора с занесением в трудовую книжку.
К материальной ответственности главврач привлекается как должностное лицо с возложением на него обязанности по возмещению причинённого клинике ущерба, сумма которого определяется размером среднемесячной заработной платы. Однако при определённых договорных отношениях с работодателем, например, при наличии полной материальной ответственности, ущерб может быть востребован в полном объёме.
Гражданско-правовая ответственность, предусматривающая возмещение имущественного ущерба, возникшего вследствие правонарушения. Медицинские споры разбираются либо в досудебном порядке, либо в ходе судебного процесса: в суде общей юрисдикции, арбитражном суде.
Анализ судебной практики показывает, что абсолютное большинство дел с участием медицинских работников (это более 90% возбуждённых уголовных дел) составляют следующие преступления: причинение смерти по неосторожности, совершенное вследствие ненадлежащего исполнения медицинским работником профессиональных обязанностей (ч. 2 ст. 109 УК РФ); выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ст. 238 УК РФ); халатность (ч. 2 ст. 293 УК РФ).
Группа риска
Согласно сведениям Всемирной ассоциации и Национального института медицинского права, наиболее часто субъектами уголовных дел становятся медицинские работники следующих профессий: хирург; анестезиолог-реаниматолог; терапевт; акушер-гинеколог; фельдшер отделения скорой помощи.
Помимо ответственности Главных врачей, руководителей медицинских организаций и рядовых специалистов медицинского учреждения стоит упомянуть и об ответственности пациента, поскольку права и обязанности пациентов и медработников прямо взаимосвязаны, ведь права пациента - это обязанности врача, и наоборот.
Основополагающий документ по правам и обязанностям пациента, имеющего юридический статус, это Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". В этом законе прямо прописано, что именно обязан делать пациент, чем чревато нарушение этих требований, и каковы могут быть санкции.
В целом, нет таких сфер, где бы человек обладал только правами, ведь гражданское общество всегда означает наличие и обязанностей. Медицинская сфера тут не будет исключением, поскольку права и обязанности есть и у пациента, и у врача, и у медучреждения.
Согласно данным из сети «Интернет» запрос «Подать в суд на врача» выдаёт 35 миллионов результатов, при этом, аналогичный запрос «Подать в суд на пациента» – всего 6 результатов. Это доказывает то, что жалоб на качество медицинских услуг со стороны пациентов существенно больше жалоб со стороны медицинского персонала.
Только в Москве существует порядка трёхсот организаций, которые занимаются ведением судебных дел против врачей. При этом количество врачей, обратившихся с официальными заявлениями в отношении пациентов крайне низки, в том числе из-за большой загруженности и низкого дохода, не позволяющего нанять адвоката, опасаясь санкций со стороны администрации лечебного учреждения, в котором они работают. Централизованной службы по защите докторов на текущий момент не существует.
Упоминая о взаимоотношениях врача и пациента, следует обратить внимание, что на текущий момент большинство пациентов свободно владеет информацией о своих правах, при этом зачастую игнорирует обязанности. Поскольку современная медицина встраивается в рыночную схему отношений, у пациентов появляется потребительская позиция «клиент всегда прав», и это существенная проблема во взаимодействии в медицинской сфере.
Нередки случаи восприятия врачей некой функцией, без учёта их личных особенностей, характеристик и потребностей. Однако такие личностные проявления могут приводить к конфликтам, опасным ситуациям и нарушению должностных инструкций, влекущих причинение вреда обеим сторонам. Подобные случаи не принято афишировать, поскольку это противоречит медицинской этике, а также может дискредитировать репутацию и статус врача.
В качестве примеров описанных выше ситуаций рассмотрены несколько историй, связанных с выполнением обязанностей медицинскими работниками и возникшей впоследствии необходимостью в отстаивании и защите их прав, чести, достоинства и доказывании профессионализма перед пациентами и чиновниками в суде.
Обязанности пациентов
Гражданская ответственность играет ключевую роль в обществе, она является основой для устойчивого и благополучного государства. Вследствие этого, крайне важно понимать, что забота о собственном здоровье является одной из важнейших обязанностей человека. Важно понимать, что за свои действия и их последствия, ответственность несет каждый из нас.
Граждане должны стремиться к здоровому образу жизни, следить за питанием, много гулять, иметь здоровый сон. При необходимости своевременно обращаться к медицинским работникам за помощью. При этом не забывать принимать меры профилактики здоровья и регулярно проходить диспансеризацию, результаты которой вовремя сообщат о намечающихся или имеющихся проблемах. Также, обязанностью пациентов является соблюдение рекомендаций и назначений, выдаваемых лечащими врачами. В совокупности эти меры позволят сохранить здоровье и хорошее самочувствие на долгие годы.
Забота о здоровье является составляющей гражданской ответственности и одновременно чуть ли не самой важной и приоритетной задачей в жизни каждого человека. Это фундамент, на котором мы строим наши успехи и достижения. Один из показателей здоровья – продолжительность жизни человека. Все хотят жить долго и быть молодыми всегда. Там, где нет здоровья, не может быть и долголетия. Медицинские работники утверждают, что самое главное для здоровья – это умение человека работать над собой, над своим здоровьем. Необходимо помнить и знать, что только человек несёт ответственность за своё здоровье.