Использование законов памяти в развитии ребёнка

Автор(-ы):

Мирошникова Оксана Сергеевна

Дементьева Алина Леонидовна

23 апреля 2024

Научный руководитель

Мирошникова Оксана Сергеевна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

память
психические процессы
законы памяти
детская психология
функции памяти

Аннотация статьи

В статье рассматривается феномен «памяти», как одного из наиболее важных психологических процессов, играющего важную роль в развитии и формировании личности ребенка. В контексте детской психологии память рассматривается как сложный механизм, который позволяет детям запоминать, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте, событиях, знаниях и умениях. Предлагается программа развития памяти у детей, основанная на использовании игровых упражнений. 

Текст статьи

Использование законов памяти в обучении и развитии ребенка поможет не только улучшить их память, но и сделает учебный процесс более эффективным и увлекательным. Родители и педагоги могут активно применять эти принципы, создавая стимулирующую и поддерживающую обучающую среду для детей.

Память – это психический процесс отражения прошлого опыта во всём его многообразии. Это один из ведущих психических процессов, который имеет особенно важное значение для интеллектуального развития детей [1]. Она является одним из наиболее важных психологических процессов, играющим важную роль в развитии и формировании личности ребенка. В контексте детской психологии память рассматривается как сложный механизм, который позволяет детям запоминать, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте, событиях, знаниях и умениях. детская память характеризуется высокой пластичностью и способностью к изменениям в процессе развития.

Различают несколько основных типов памяти у детей: сенсорную, оперативную и долговременную. Сенсорная память у детей развивается с рождением и представляет собой способность к запоминанию информации о восприятии чувствами (зрительной, слуховой, тактильной и пр.). Оперативная память позволяет детям удерживать и манипулировать информацией в течение короткого времени. Долговременная память, в свою очередь, отвечает за хранение информации на длительный срок и является основным резервуаром знаний и опыта [2].

Основные функции памяти (запоминание, хранение и воспроизведение информации) играют важную роль в развитии и адаптации ребенка к окружающему миру.

Память у ребенка также выполняет функцию обработки информации, то есть анализа, сравнения, синтеза и интерпретации данных, что позволяет ребенку усваивать информацию более глубоко, строить связи между разными фактами и вырабатывать собственные выводы.

В развитии детской памяти играют важную роль законы, описывающие ее функционирование и особенности. Понимание этих законов позволяет лучше понять процессы запоминания, хранения и воспроизведения информации у детей разного возраста.

Законы памяти – это основные принципы и закономерности, описывающие функционирование человеческой памяти. Они представляют собой набор правил и законов, которые описывают, как информация запоминается, сохраняется и восстанавливается в памяти [3]. Законы памяти были выведены на основе многочисленных наблюдений и экспериментальных исследований в области когнитивной психологии. Важно отметить, что эти законы являются общими для большинства людей, но могут наблюдаться некоторые индивидуальные отклонения [4].

Для исследования влияния законов памяти на индивидуальное развитие ребёнка мы использовали «Методику игровых упражнений», ориентируясь на результаты исследования разработали программу развития памяти у ребёнка. 

Методика игровых упражнений имеет значительное влияние на развитие ребёнка в различных аспектах: когнитивном, эмоциональном, социальном и моторном.

По результатам исследования получили такие результаты: 60% испытуемых продемонстрировали развитие на среднем уровне; 15% испытуемых показали низкий уровень развития. Исследование проводилось по следующим критериям: улучшение памяти, навык сравнения и анализа, стимулирование когнитивных функций, развитие музыкальной памяти, стимулирование креативности и воображения, повышение интереса к обучению.

В связи с этим мы разработали программу развития, направленную на улучшение памяти, на развитие навыка сравнения и анализа, на стимулирование когнитивных функций, на развитие музыкальной памяти, на стимулирование креативности и воображения, так же на повышение интереса к обучению. 

Когнитивное развитие - игровые упражнения способствуют развитию когнитивных функций ребёнка, таких как внимание, память, мышление и речь. В процессе игры дети сталкиваются с различными задачами, которые требуют активного мышления и поиска решений. Эмоциональное развитие - игровые упражнения создают благоприятную эмоциональную обстановку, в которой дети могут свободно выражать свои чувства и эмоции. В процессе игры они учатся контролировать свои эмоции, развивать эмпатию и сочувствие к другим участникам. Социальное развитие – игра является мощным инструментом для развития социальных навыков у детей. В процессе игровых упражнений они учатся взаимодействовать с другими детьми, соблюдать правила, делиться игрушками и ресурсами, решать конфликтные ситуации и работать в команде. Моторное развитие – многие игровые упражнения направлены на развитие моторики и координации движений у детей. Учебное развитие - игры могут быть использованы как инструмент обучения. Игровые методики позволяют детям учиться новым концепциям, закреплять учебный материал, развивать навыки чтения, письма, математики и другие предметы.

Игра не только способствует улучшению учебных показателей, но и развивает личностные качества, формирует навыки саморегуляции и обогащает внутренний мир ребёнка.

Программа развития памяти у детей, основанная на использовании игровых упражнений, охватывает разнообразные виды игр и активностей, направленных на стимуляцию различных аспектов памяти. Длительность программы составляет 12 недель.

Цель программы: программа нацелена на развитие когнитивных навыков, улучшение внимания, концентрации и запоминания информации у детей. 

На 1-4 неделе развивали развитие визуальную память с помощью таких игра, как «Запомни картинку», «Поиск отличий», «Мемори». 

На 5-8 неделе развивали слуховую память с помощью игр: «Последовательность звуков», «Шепот телефона», «Песенный квест».

На 9-12 неделе развивали рабочею память и ассоциативное мышление с помощью таких игр как: ««Цепочка ассоциаций», «Исторические ассоциации», «Ассоциации с изображениями».

Получили следующие результаты: у детей улучшилась память (с 40% до 70%), развивался навык сравнения и анализа (с 35% до 80%), стимулировались когнитивные функции (с 28% до 65%), развивалась музыкальная память (с 33% до 75%), стимулировались креативность и воображение (с 35% до 85%), повышался интерес к обучению (с 21% до 60%). Данные результаты предоставила в виде гистограммы, до и после внедрения программы. 

image.png

Рис.

На основе полученных результатов можно сделать вывод, что разработанная программа развития памяти у детей с использованием методики игровых упражнений представляет собой эффективный и перспективный подход к развитию когнитивных навыков у детей, способствуя их успешному обучению и развитию.

Список литературы

  1. Горбушина, С. Б. Игровые дидактические пособия для развития мелкой моторики и познавательных процессов у дошкольников / С. Б. Горбушина. – СПб.: Детство-пресс, 2016. – 64 с.
  2. Мельниченко, О. А. Развиваем внимание и память: для детей 5-6 лет / О. А. Мельниченко. – М.: Эксмо-Пресс, 2015. – 33 с.
  3. Давидчук, А. Н. Дидактическая игра – средство развития дошкольников 3-7 лет: метод. пособие / А. Н. Давидчук, Н. Г. Селихова. – М.: Сфера, 2017. – 176 с.
  4. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. – СПб.: Питер, 2015. – 283 с.
  5. Веракса, Н. Е. Познавательное развитие в дошкольном детстве / Н. Е. Веракса, Н. А. Веракса. – М.: Сфера, 2014. – 128 с.

Поделиться

63

Мирошникова О. С., Дементьева А. Л. Использование законов памяти в развитии ребёнка // Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апр. 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 59-63. URL: https://apni.ru/article/9069-ispolzovanie-zakonov-pamyati-v-razvitii-rebyonka

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#19 (201)

Прием материалов

4 мая - 10 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

15 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

24 мая