Главная
Конференции
Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества
Система организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей дошк...

Система организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с поведенческими нарушениями

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

уязвимые категории
федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования
целевые группы
поведенческие нарушения
психолого-педагогическое сопровождение

Аннотация статьи

В статье рассматривается вопрос актуальности создания системы организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с поведенческими нарушениями. Целью написания является оказание методической помощи педагогам ДОУ в организации работы по сопровождению детей, демонстрирующих неконструктивное, «нарушенное» поведение. 

Текст статьи

В стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, прописано, что образовательные организации создают «условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений». Приоритетным направлением является повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей, способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в обществе. 

К уязвимым категориям относятся: дети с ограниченными возможностями здоровья; инвалиды; дети, оставшихся без попечения родителей; дети, находящихся в социально-опасном положении; дети с поведенческими и интеллектуальными нарушениями.

В федеральной адаптированной образовательной программе дошкольного образования (ФАОП ДО) одной из категорий целевых групп обучающихся для оказания им адресной психологической помощи и включения их в программы психолого-педагогического сопровождения выделены обучающиеся с нарушениями поведения (группа риска). 

В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей дошкольного возраста. Говоря о нарушении поведения у детей, имеется в виду те его изменения или проявления, которые осложняют, искажают или препятствуют свободному выражению себя: сковывают, ухудшают отношения в кругу друзей; наносят вред душевному и физическому здоровью ребенка; негативно сказываются на адаптации к требованиям окружающего мира; ухудшают качество жизни. 

Дошкольное детство – один из самых важных этапов жизни ребенка. Только психологически грамотное сопровождение естественного развития ребенка обеспечит максимальную реализацию всех имеющихся у него возможностей, позволит избежать многих трудностей и отклонений в ходе его психического и личностного развития.

Необходимость эффективного взаимодействия педагогов с детьми, которые «выбиваются из социума» в силу различных поведенческих нарушений, решение возникающих проблем воспитания и развития таких детей, ставит перед образовательной организацией задачу активного участия специалистов психолого-педагогического профиля в реализации социально-психологических условий для их успешного обучения и психологического развития. В связи с этим актуальна и востребована помощь педагогов-психологов дошкольных учреждений в решении обозначенной проблемы. Ими разрабатываются принципы и способы оказания таким детям психологической и педагогической помощи. 

Из опыта работы известно, что обращения педагогов или родителей к психологу ДОУ по вопросам неконструктивного поведения дошкольников, как правило, эмоционально очень ярко окрашены. Педагог (родитель) требует немедленного решения проблемы, желательно без его участия. А ведь именно взаимодействие со взрослым, готовым понять и принять ребенка, дает ему возможность почувствовать внимание к своему внутреннему миру, в котором накопилось слишком много негативных эмоций и с которыми самостоятельно он не в состоянии справиться. Возникает необходимость организации комплексной работы по преодолению поведенческих нарушений, включающей не только работу непосредственно с детьми, но и, в первую очередь, с социумом, окружающим ребенка. Комплексная работа складывается из нескольких направлений деятельности педагога-психолога: 

1. Психодиагностическое направление 

Основная цель данного направления: получение информации о характере и проявлении поведенческих нарушений у ребенка в группе детского сада и в семье. На начальном этапе изучения личности ребёнка в качестве одного из основных диагностических методов применяется психолого-педагогическое наблюдение. Далее уточняется из беседы с родителями информация о проявлении нарушений поведения ребенка дома, в семье. Затем, на помощь психологу приходит использование опросников и проективных методик в диагностике личности ребенка, его межличностных отношений со сверстниками и значимыми взрослыми. Психодиагностика дает информацию для разработки, при необходимости, коррекционных мероприятий с детьми. Выбор инструментария для психодиагностики осуществляется психологом самостоятельно в зависимости от уровня профессиональной компетентности и круга решаемых задач.

2. Коррекционно-развивающее направление

Коррекционно-развивающая работа объединяет комплекс мер по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся, включающий психолого-педагогическое обследование, проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, а также мониторинг динамики их развития. Одной из задач КРР в ДОУ является реализация комплекса индивидуально ориентированных мер по ослаблению, снижению или устранению отклонений в развитии и проблем поведения (п. 27.2 ФАОП ДО). КРР с детьми с нарушениями поведения предполагает выбор оптимальных для развития обучающегося коррекционно-развивающих программ (методик) психолого-педагогического сопровождения в соответствии с его особыми (индивидуальными) образовательными потребностями (п. 28.2 ФАОП ДО). КРР строится дифференцированно в зависимости от имеющихся у обучающихся дисфункций и особенностей развития (в познавательной, речевой, эмоциональной, коммуникативной, регулятивной сферах) и должна предусматривать индивидуализацию психолого-педагогического сопровождения (п. 27.10 ФАОП ДО). 

Направленность коррекционно-развивающей работы с обучающимися, имеющими девиации развития и поведения на дошкольном уровне образования предполагает: коррекцию (развитие) социально-коммуникативной, личностной, эмоционально-волевой сферы; помощь в решении поведенческих проблем; формирование адекватных, социально-приемлемых способов поведения; развитие рефлексивных способностей; совершенствование способов саморегуляции поведения (п. 28.9.1 ФАОП ДО).

В рамках работы с дошкольниками с трудностями в поведении ставятся две основные задачи коррекционно-развивающей работы педагога-психолога: нивелирование негативных форм поведения дошкольника и формирование социально желательных форм поведения.

3. Психолопрофилактическое направление

Психопрофилактика в контексте ФГОС ДО выступает как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОО. Цель психопрофилактики – обеспечить раскрытие возможностей ребенка, снизить влияние рисков на развитие ребенка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения через создание благоприятных психологических условий в образовательном учреждении. Пути достижения данной цели предполагают продуктивное взаимодействие педагога-психолога с педагогами и родителями, направленное на содействие им в построении психологической безопасной образовательной среды в ДОО согласно ФГОС ДО.

4. Консультативное направление

Консультирование родителей является обязательным условием при работе с детскими сложностями и нарушениями поведения. Без него эффективность взаимодействия с ребенком снижается из-за того, что окружающая ребенка действительность не изменяется, провоцируя неадекватные формы реагирования.

Консультативная работа включает в себя: разработку рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с трудностями в обучении и социализации, единых для всех участников образовательных отношений; консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся; консультативную помощь семье в вопросах выбора оптимальной стратегии воспитания и приемов КРР с ребёнком (п. 28.3 ФАОП ДО).

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагогов, направленная на создание оптимальных условий для успешного развития и социализации членов социально уязвимых категорий детей.

Список литературы

  1. Кривцова С.В., Дятко Н.В. Профилактика личностных расстройств у детей дошкольного возраста. Теория и практика взаимодействия трудными детьми. – М.: Педагогический университет, 2021.
  2. Марцинковская, Т. Д. Детская практическая психология [Текст] / под ред. Т. Д. Марциновской. – М., 2020.
  3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
  4. Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1022 Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149) http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202301270036

Поделиться

299

Братчина А. А., Герасименко М. А. Система организации работы по психолого-педагогическому сопровождению детей дошкольного возраста с поведенческими нарушениями // Роль образования, науки, технологий в модернизации государства и общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 57-60. URL: https://apni.ru/article/9071-sistema-organizacii-raboty-po-psihologo-pedagogicheskomu-soprovozhdeniyu-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-povedencheskimi-narusheniyami

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#29 (211)

Прием материалов

13 июля - 19 июля

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

24 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

6 августа