Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества
Особенности психологической адаптации к обучению в школе у детей с разными типам...

Особенности психологической адаптации к обучению в школе у детей с разными типами нервной системы

Научный руководитель

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

психологическая адаптация
индивидуально-типологические особенности
первоклассники
школьное обучение
нервная система
индивидуализированный подход

Аннотация статьи

В статье исследуются особенности психологической адаптации к школьному обучению у детей с различными типами нервной системы. Авторами было проведено исследование, направленное на доказательство взаимосвязи между психологической адаптацией к школьному обучению детей и их типом нервной системы. 

Текст статьи

Тема психологической адаптации к обучению в школе у детей с разными типами нервной системы является актуальной в современном мире по нескольким причинам. Во-первых, это высокая распространенность проблем адаптации к школе. Данные различных исследований (Э. М. Александровская, Г. Ф. Кумарина и др.) показывают, что от 20 до 50% первоклассников испытывают трудности с адаптацией к школе, что может привести к проблемам с обучением, поведением и здоровьем. Во-вторых, это индивидуальные различия в типах нервной системы. Дети рождаются с разными типами нервной системы, которые влияют на их темперамент, поведение и способность справляться со стрессом. Эти различия могут влиять на то, как дети адаптируются к новым и стрессовым ситуациям, таким как начало школьного обучения. В-третьих, это значение ранней адаптации к школе. Успешная адаптация к школе в раннем возрасте закладывает основу для будущих академических успехов, социального и эмоционального благополучия [1, с. 23]. 

Психологическая адаптация представляет собой внутреннюю динамическую структуру и включает в себя процесс приспособления человека к требованиям и критериям оценки, существующим в обществе, путем принятия его норм и ценностей [2, c. 224]. Этот процесс осуществляется путем интеграции всех психических свойств и средств, которыми человек располагает в данный момент.

В процессе воспитания и обучения ребенка важно учитывать его уникальные свойства, которые были даны ему с рождения. Эти свойства у каждого человека разные, и они определяют индивидуальный путь его развития. Такими устойчивыми и присущими человеку от рождения индивидуальными свойствами являются физиологические свойства типа нервной системы и их психологические проявления – свойства темперамента. Академик И.П. Павлов предложил научное объяснение природы этих типов в своей теории основных характеристик нервной системы. Он выделил следующие три основные характеристики: 

  1. Интенсивность возникновения возбуждения и его подавление, которые зависят от эффективности нервных клеток; 
  2. Сбалансированность нервной системы, то есть соотношение между силой возбуждения и силой подавления (или их равновесие); 
  3. Подвижность нервных процессов, то есть скорость смены возбуждения и подавления, и наоборот.

И.П. Павлов выяснил, что темперамент зависит не только от одной из этих характеристик, а от их взаимосвязи. Это сочетание характеристик нервной системы, которое определяет как индивидуальные особенности условно-рефлекторной активности, так и темперамент, он назвал типом нервной системы. И.П. Павлов выделил четыре основных типа нервной системы [3, с. 195]:

  • сильный, неуравновешенный (с преобладанием процесса возбуждения);
  • сильный, уравновешенный, подвижный;
  • сильный, уравновешенный, инертный;
  • слабый.

Поэтому, при осуществлении воспитательного и образовательного процесса необходимо учитывать тип нервной системы ребенка. Как писал Теплов Б.М. – «правильное воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет и опору на них» [4, c. 128]. Нельзя детей с различными типами нервной системы воспитывать одинаково.

В начале нашего исследования мы предположили, что: особенности типов нервной системы влияют на психологическую адаптацию детей к школьному обучению. В ходе исследования мы использовали такие методики, как: 

  1. Тест Гребневой В.В. «Определение типа темперамента» [5].
  2. Графической методика М.А. Панфиловой «Кактус» [6].
  3. Проективная методика Светланы Панченко «Школа зверей».

Для исследования типов темперамента была предложена первоклассникам методика Гребневой В.В. Перед детьми была поставлена легкая задача: посмотреть на картинки и указать ту, которая очень нравится. Так как в современном обществе у каждого человека преобладают черты какого-то одного типа нервной системы в сочетании с другими, то дети могли выбрать не одну, а две картинки. Но ту, которую он выберет первой, будет определяющей. С помощью этой методики мы узнали тип темперамента детей. (Дети-флегматики составляют 30%, дети-сангвиники – 35%, дети-холерики – 25% и дети-меланхолики – 10%).

Затем была предложена графическая методика М.А. Панфиловой под названием «Кактус». Целью этой методики является выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. С помощью данной методики можно выявить такие особенности, как агрессия, импульсивность, эгоцентризм, зависимость, демонстративность, открытость, скрытность и многие другие. Все эти особенности могут показать, адаптировался ли ребенок к школьному обучению или у него возникли трудности, с которыми ему надо помочь. Перед детьми была поставлена следующая задача: на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой он его себе представляет. Вопросы и дополнительные объяснения не допускались. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с каждым ребенком была проведена беседа. После мы провели еще одну методику. Это была проективная методика «Школа зверей» Светланы Панченко. Данная методика дает возможность выявить школьные неврозы на начальной стадии развития, выяснить причины и способы коррекции. Сначала мы провели предварительную подготовку, с помощью которой дети смогли немного окунуться в собственный мир и мысленно представить образы. Затем дети должны были нарисовать то, что они видели. А после выбрать одно животное и поставить около него букву «я». С помощью этой методики мы выяснили самооценку, уровень агрессии, тревожности, отношение к учебе и к окружающим людям у детей с разными типами нервной системы. 

На основании проведенных методик были получены следующие результаты. Дети-флегматики набрали 91%, что свидетельствует о высокой адаптации (от 80 до 100%). Дети-сангвиники набрали 75 %, это говорит о среднем уровне адаптации (от 50 до 80%). Дети-холерики набрали 66 %, что соответствует средней адаптации (от 50 до 80%). И дети-меланхолики набрали 41%, соответственно они имеют низкий уровень адаптации (от 0 до 50%).

После проведения методик мы попросили классного руководителя рассказать нам об успеваемости детей 1 «А» класса в учебной деятельности. Это помогло нам дополнить полученные результаты исследования. Мы выяснили, что: 1) дети с сангвиническим типом темперамента учатся на четверки и пятерки; 2) дети с флегматическим типом темперамента являются отличниками и хорошистами; 3) дети с холерическим типом темперамента учатся на тройки и редко на четверки; 4) дети с меланхолическим типом темперамента учатся в основном на одни тройки.

В результате было выявлено, что психологическая адаптация к школьному обучению зависит от типа нервной системы ребенка. Поэтому знание учителем темперамента и других индивидуальных особенностей его учеников является ключевым фактором успеха в работе с детьми, в том числе и при адаптации их к школьному обучению, поскольку это позволяет применять индивидуальный подход к каждому ученику. Исходя из этого знания, педагог может опираться на положительные стороны темперамента каждого ученика и работать над преодолением его отрицательных аспектов. Учет темпераментных особенностей младших школьников является необходимым для эффективной работы с ними как в учебно-воспитательном процессе, так и при адаптации к школьному обучению. 

Список литературы

  1. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Ф. Кумарина [и др.]; под редакцией Г. Ф. Кумариной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 285 с.
  2. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. – М.: Педагогика, 1983. – 438 с.
  3. Данилова H.H. Физиология высшей нервной деятельности – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 478 с.
  4. Теплов Б.М. «Психология и психофизиология индивидуальных различий: избранные психологические труды»; под ред. М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., стер. – Москва: Московский психолого-социальный ин-т; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2009. – 638 с.
  5. Гребнева В. В. Методика на определение типа темперамента [электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/3005557/
  6. Панфилова М.А. Игротерапия общения. – М.: 2001. С. 54-59.

Поделиться

894

Мирошникова О. С., Ануфриева М. В. Особенности психологической адаптации к обучению в школе у детей с разными типами нервной системы // Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 64-68. URL: https://apni.ru/article/9072-osobennosti-psihologicheskoj-adaptacii-k-obucheniyu-v-shkole-u-detej-s-raznymi-tipami-nervnoj-sistemy

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января