Главная
АИ #17 (199)
Статьи журнала АИ #17 (199)
Актуальные проблемы и направления развития сметного нормирования в строительстве

Актуальные проблемы и направления развития сметного нормирования в строительстве

Научный руководитель

Кислякова Юлия Геннадьевна

Рубрика

Архитектура, строительство

Ключевые слова

актуальные проблемы
сметное нормирование
строительство
проблемы и направления
развитие сметного нормирования

Аннотация статьи

Статья посвящена проблемам развития строительной отрасли в части совершенствования действующей системы формирования цен на продукцию строительства. Подробно рассмотрена история развития системы ценообразования в России, а также проанализирован состав действующей системы, выявлены проблемы и предложены пути их решения.

Текст статьи

Актуальность данной статьи определяется необходимостью институциональных преобразований всей системы ценообразования в Российской Федерации. В концепции «Основные положения нормирования цен и смет в строительной отрасли в условиях развития рыночных отношений» среди основных аспектов формирования смет в строительной отрасли отражена необходимость отказа от жесткой регламентации и централизации в формировании и утверждении стоимости строительства. 

А.В.Новак считал, что в государственном бюджете недостаточно средств для активного участия в бизнес-проектах частных предпринимателей, что снижает долю государственного контроля над экономикой и возможность воспользоваться совершенно новым набором нормативов регулирования смет, особенно если учесть, что различные условия их применения, связанные с инвестиционной деятельностью, являются независимыми. 

В 2003 году в Российской Федерации завершился переход на новую сметную нормативную базу для строительной отрасли. 

Однако при разработке новых правил были сохранены некоторые недостатки, существовавшие в предыдущих правилах. К ним относятся расхождения между оценочной и рыночной стоимостью ресурсов. Также в новой редакции появились неточные расценки, основанные на устаревших технологиях выполнения работ и включении редко используемых материалов в сводный перечень сметных цен.

По вышеуказанным причинам действующая нормативная база сметы затрат представляется неполной. Для выявления причин такой неполноты и постановки вопросов формирования смет необходимо рассмотреть отдельные факторы в истории развития цен и сметного регулирования в бывшем Союзе Советских Социалистических Республик (СССР) и Российской Федерации. Эта проблема изучалась в ряде научных исследований. Систематизация норм и правил сметы расходов происходила в СССР в 1960-1980-е годы. 

За этот период в стране было выпущено несколько последовательных редакций нормативной базы сметы расходов СНиП 1957, СНиП 1969, а на основе последней – нормы и правила сметы расходов СНиП IV-84. 

Впервые в эти положения СНиП IV-84 включены нормативные документы по сметным нормам и ценам, которые ранее существовали как отдельные документы. 

Создание свода сметных норм и правил стало результатом совместных усилий научно-исследовательских и проектных институтов всей страны. Совместно созданный СНиП стал уникальным по своему составу и содержанию. Число норм и цен, включенных в СНиП 1984 г., превысило 300 тысяч. Несмотря на огромный объем проделанной работы, регламент СНиП 1984 года не был лишен недостатков. Его наиболее существенным недостатком были цены на ресурсы, которые рассчитывались на основе средних значений и строго регулировались советским правительством. 

Зачастую этот метод не позволял учесть различные условия работы конкретного изделия. Тем не менее в условиях централизованно-плановой экономики, существовавшей до 1992 года, фиксация сметных цен считалась необходимой. Переход к рыночной экономике привел к снижению потребности в активном государственном регулировании цен, и, таким образом, себестоимость строительной продукции формировалась совместно клиент и подрядчик. 

С 1992 года продолжающаяся в стране инфляция потребовала широкого использования обновленной системы индексов для продолжения обновления цен. В то же время возникла необходимость в новой нормативной базе сметы, поскольку действующая база, как уже говорилось выше, не отвечала требованиям в связи с изменениями в строительной отрасли и стала ненужной. 

Необходимость разработки новой нормативной базы смет возникла по разным причинам, в том числе: 

  • устаревшие технологии и практика труда;
  • «закрытые» тарифы, т. е. невозможность раскрыть скрытую внутри тарифа конкретную стоимость отдельных составляющих ресурсов; 
  • включение материальных затрат в расчет накладных расходов и сметной прибыли, что привело к значительному увеличению накладных расходов и росту прибыли, не соответствовавшей общепринятым уровням прибыли в строительной отрасли. 

Комитетом по строительству Российской Федерации принята программа по разработке и внедрению новой сметной нормативной базы. В период с конца 1990-х по начало 2000-х годов были подготовлены и утверждены основные нормативно-методические документы по ценообразованию, в том числе редакции нормативов и расценок 2001 года, уточненный перечень материальных ресурсов. 

Наиболее важные отличительные особенности СНиП 2001 года, описанные Дидковской, Ильиной, Мамаевой и Коноваловой, перечислены ниже: 

  • Цены за единицу продукции в новой системе рассчитывались в соответствии с принципом; прямые затраты на ценообразование на единицу изменения были равны совокупным продуктам потребления ресурсов и их затрат; 
  • В большинстве случаев стоимость основных материалов для общестроительных работ не была включена в ставку. Таким образом, можно избежать корректировки прямых ценовых издержек при замене или выборе ресурса; 
  • Обоснованы нормативы ресурсоемкости с учетом применения новых технологий, высокопроизводительного оборудования, распространения портативного механического ручного инструмента; 
  • Разработана единая методика расчета накладных расходов, расчета прибыли по видам работ, установления фонда оплаты труда в едином порядке расчета.

В представленном виде разработанный СНиП оказался практически полностью эффективным без серьезных переделок. Однако, несмотря на отмеченные выше положительные изменения в СНиП, специалист-сметчик, рассчитывая сметную стоимость строительства объектов, все же может столкнуться с рядом проблем, которые остались нерешенными. 

Одной из возможных проблем при формировании сметы является относительно невысокая точность сметы стоимости объекта при использовании индексных цифр. Такая низкая точность вызвана недостатками механизма фиксации индексов для перевода сметных затрат в текущие цены, а также недостаточной практикой более точного, хотя и более трудоемкого ресурсного метода расчета. 

Минстрой РФ, являясь органом государственной власти, осуществляющим в настоящее время контроль ценообразования в строительной отрасли, разработал индексы для федеральных и территориальных баз данных цен за единицу продукции для каждого региона РФ. Эти индексы распространяются на полную стоимость работ и дифференцируются только по виду гражданского жилищного строительства. По остальным объектам существует единый индекс для расчета стоимости каждого объекта промышленного строительства. 

Несмотря на то, что указанные индексы предназначены для оценки затрат только для первичных инвесторов, они широко используются заказчиками и подрядчиками для составления смет на всех этапах согласования сметы работ и оформления актов выполненных работ. Эта проблема низкой точности была решена в нескольких регионах Российской Федерации, среди которых, возможно, наиболее развитыми являются Москва и Санкт-Петербург. 

В этих регионах местные органы власти, отвечающие за ценообразование, ежемесячно разрабатывают обновления индексов, конвертируя каждое отдельное предложение в текущие цены в соответствии с информацией о текущей стоимости ресурсов. В Москве публикуются сборники индексов для новой редакции федеральной базы данных цен за единицу продукции. 

В Санкт-Петербурге сейчас широко используется новая редакция местных территориальных цен за единицу продукции «Государственный эталон 2012», для которой также составляются «построчные» индексы. Его применение является обязательным для расчета затрат на строительство и ремонт объектов, финансируемых за счет государственного бюджета. В то же время в других регионах России данная проблема остается нерешенной. Более того, остается несколько регионов РФ, где местные власти еще не утвердили перечень удельных затрат и цен на своей территории. 

К таким регионам относятся Архангельская и Курганская области, Пермский край (область) и другие регионы Российской Федерации. Для этих регионов наиболее точным для расчета бюджетной сметы будет метод, основанный на местных ресурсах, с использованием местных средних сметных цен, выдаваемых местными органами по ценообразованию.

Современный уровень автоматизации расчетов затрат уравнивает время и усилия, необходимые для оценки затрат между методом базисного индекса и методом ресурсов, поскольку все коллекции средних сметных цен на текущих уровнях могут быть встроены в любую программу оценки затрат. Разработчики сметных программ, такие как госкорпорации «Гранд», «Инфострой», «Мастер-Софт» и другие компании, предлагают сборники средних сметных цен, заложенных в программу либо в рамках договора оказания услуг, либо за дополнительную плату. 

Проблемы возникают после передачи сметной документации от первоначальных составителей и составителей аудитору, поскольку процесс проверки сметы отнимает значительное количество времени. 

Аудит происходит быстрее, если и составитель, и аудитор используют совместимое программное обеспечение. Однако зачастую это не так, и функциональность обмена информацией между различными оценочными программами становится крайне несовершенной. Вторая серьезная проблема возникает с технологиями строительства, которые использовались для норм сметы в прошлом и которые уже устарели. Следует отметить, что Санкт-Петербургский региональный центр ценообразования и развития цен в строительной отрасли является единственной организацией, занимающейся разработкой действующих расценок на работы в соответствии с новыми технологиями. 

Однако нормы и нормы, разработанные этой организацией, в настоящее время не могут применяться к объектам общественного строительства непосредственно после их разработки. Новые нормы и нормы перед применением должны пройти экспертизу в Минстрое РФ и затем быть включены в публикуемые перечни норм и ставок. Это трудоемкий процесс, но он соответствует установленному порядку.

Третья проблема возникает из-за несоответствия рыночной цены бюджетной сметной стоимости всех видов ресурсов. Во-первых, это касается ставок вознаграждения работников и расчетной заработной платы. Например, по данным Санкт-Петербургского Центра мониторинга и экспертизы цен, почасовая оплата труда работника четвертого разряда на 1 октября 2015 года составляет 203,48 рубля. 

Таким образом, бюджетная оценка месячной заработной платы после вычета налога на доходы физических лиц (и организаций) составляет 29,7 тыс. руб. Тем не менее по опыту, среднемесячная заработная плата петербургского рабочего соответствующей квалификации составляет 43,7 тыс. руб. 

Аналогичная проблема существует, как показал наш анализ, в том, что смета стоимости машин и механического оборудования основывается на технологии строительства и оборудовании, принадлежащем компании. 

Немногие гигантские строительные корпорации имеют в полной собственности весь необходимый спектр машин и механического оборудования, необходимого для всех строительных работ. Для других стоимость аренды таких машин и механического оборудования в несколько раз превышает затраты компании на владение и обслуживание машин и механического оборудования, и эта разница в стоимости не отражена в нормативных актах. 

Ряд современных исследователей также выявляют существующие недостатки в действующей системе формирования затрат. Например, Хилько и Воробьев в своих исследованиях выявляют проблемы, обнаруженные в работах ряда региональных центров ценообразования, а именно недостатки мониторинга цен на материальные ресурсы, отсутствие ежеквартального обновления информации по индексам конверсии, что приводит к занижению цен на строительно-монтажные работы. 

По результатам исследования Хилько и Воробьев пришли к выводу, что в Новосибирской области «до 2004 года мониторинг цен проводился только один или два раза в год, и индексы не отражали текущий уровень цен». Кроме того, мэрия Новосибирска неправильно разработала свои индексы, нарушив как закон, так и рыночную методологию ценообразования в строительной отрасли. 

Беседин в своем исследовании отметил недостаточную применимость существующей нормативно-сметной базы для определения стоимости строительства на ранних стадиях реализации проекта. В этих условиях стоимость строительно-монтажных работ рассчитывается при отсутствии проектной документации. 

В настоящее время отсутствуют эффективные инструменты и инструменты обоснования цен на строительство на этапе отсутствия проектной документации. Такая ситуация увеличивает инвестиционные риски, начиная с ранней стадии принятия решения о том, строить проект или нет. 

По мнению Беседина, проверка правильности цен торгов по предлагаемому проекту необходима, чтобы снизить риск неадекватного изменения цен в ходе контракта. Беседин предложил пошаговый алгоритм рассмотрения и оценки заявок, который может сыграть важную роль при выборе подрядчика на выполнение работ.

Поскольку строительный проект обычно требует вложения заемных средств (как правило, кредитной линии в банке), точность составления сметы и сметной документации может влиять на различных инвесторов с рисками, например, возможностью дополнительных расходов, как в виде процентов по услугам за неиспользованную часть общей суммы кредита, либо смету расходов, в результате которой общая сумма кредита оказывается недостаточной для реализации проекта.

Действующее в настоящее время в Российской Федерации положение о сметной стоимости строительной отрасли далеко не завершено. Основная причина этой кажущейся неадекватности кроется в ее основе - Единых нормах и ценах 1987 года (СССР - ЕНиР-87), из-за которых значительное количество старых и устаревших норм и цен остается в использовании для расчета текущих бюджетов и смет расходов, которые относятся к предыдущим технологиям и производственным работам. 

В то же время все работы по разработке современной системы рыночного ценообразования и расчета себестоимости, которые ведутся большим количеством научно-исследовательских и проектно-производственных учреждений, сегодня полностью свернуты. В результате современные бухгалтеры-специалисты в своей повседневной деятельности продолжают использовать старые и устаревшие правила, основанные на опыте работы до 1991 года. 

Ограничения действующих российских правил указывают на необходимость исследования и изучения самого современного опыта. в регулировании затрат и цен в развитых странах Соединённых Штатов Америки (США) и Европы. 

Необходимо подчеркнуть, что сметные базы данных США и России имеют ряд отличий, в том числе структуру и содержание расходов, относящихся к единичной расценке. 

В США ставка, полученная из базы данных смет, охватывает все основные материалы, а также накладные расходы и предполагаемую прибыль. 

Сумма накладных расходов и предполагаемой прибыли напрямую не отображается. В комментариях отмечается, что прибылью строительной компании считается 10% от суммы прямых затрат. Можно подсчитать, что накладные расходы составляют примерно 41% заработной платы строителей. В российской практике при сборе единичных расценок учитываются только прямые затраты, которые состоят из основной заработной платы, затрат на эксплуатацию техники и стоимости вспомогательных материалов. В Федеральной базе данных удельных расценок стоимость основных материалов обычно включается в единичную расценку. 

Территориальные базы данных в большинстве случаев не включают стоимость основных материалов в расценку за единицу. Поэтому данную стоимость следует рассматривать как дополнительную. Накладные расходы и предполагаемая прибыль также должны учитываться дополнительно; нормативные стандарты приняты в соответствии с соответствующими методическими документами.

В настоящее время сметы не отражают фактическую стоимость ни ресурсов, ни работ в целом. Смета играет роль «документа для заказчика», при этом на практике происходит перераспределение средств между элементами прямых затрат и элементами сметы. 

Для реализации предложенных мероприятий и полученных результатов, в частности для совершенствования формирования нормативно-сметной нормативной базы в строительной отрасли, необходимо отказаться от жесткого контроля за сметными ценами на ресурсы и разрешить использование рыночных цен по согласованию между Заказчик и подрядчик. 

Подрядчикам должно быть разрешено самостоятельно определять уровень накладных расходов по данным управленческого учета компании. Такие меры будут способствовать эффективному планированию и составлению бюджета строительной компании, что позволит ей достичь уровня рентабельности от 8 до 10% и, в конечном итоге, приведет к усилению конкуренции на строительном рынке. Это, несомненно, приведет к повышению качества строительной продукции.

Список литературы

  1. Ардзинов, В. Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве / В.Д. Ардзинов, Д.В. Ардзинов. - М.: Книга по Требованию, 2019. - 256 c.
  2. Ардзинов, В. Д. Заработная плата и сметное дело в строительстве / В.Д. Ардзинов. - М.: Питер, 2020. - 277 c.
  3. Банковское дело / ред. Г.Г. Коробова. - М.: Экономистъ, 2019. - 751 c.
  4. Банковское дело. Словарь / ред. Л.Е. Миронова. - М.: ИНФРА-М, 2021. - 412 c.
  5. Банковское дело. Справочное пособие / ред. Ю.А. Бабичева. - М.: Экономика, 2021. - 397 c.
  6. Барановская, Н. И. Основы сметного дела в строительстве / Н.И. Барановская. - М.: Санкт-Петербургский Региональный центр по ценообразованию в строительстве, 2018. - 412 c.
  7. Бехар Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks / Бехар, Голдстайн Говард; Джанет. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2019. - 194 c.
  8. Вайс Делай деньги во время паники на бирже / Вайс, Д. Мартин. - М.: СПб: Питер, 2018. - 384 c.
  9. Гребенщиков Как делать деньги на рынке FOREX / Гребенщиков, Саядов Станислав; Ваграм. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2020. - 125 c.
  10. Долан, Эдвин Дж; Кэмпбелл Колин Д. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика / Долан, Эдвин Дж; Кэмпбелл, Колин Д., Кэмпбелл, Розмари Дж. - Л.: Автокомп, 2022. - 448 c.

Поделиться

596

Пермякова Н. А. Актуальные проблемы и направления развития сметного нормирования в строительстве // Актуальные исследования. 2024. №17 (199). Ч.I.С. 40-45. URL: https://apni.ru/article/9078-aktualnye-problemy-i-napravleniya-razvitiya-smetnogo-normirovaniya-v-stroitelstve

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября