Рациональное управление процессом подготовки спортсменов занимающихся рукопашным боем, как и его планирование, невозможно без учета объема и интенсивности тренировочных нагрузок. Если учет объема их практически не представляет трудности, то контроль за интенсивностью нагрузок, мерой которого служат скоростно-силовые показатели движений, их темп, мощность работы и т. п., является делом гораздо более сложным. Существующие способы учета интенсивности нагрузок в единоборствах либо связаны с применением труднодоступной телеметрической аппаратуры, либо слишком субъективны (при балльной системе оценок) и не отражают физиологических сдвигов в организме спортсмена [1].
Исходя из того, что частота пульса в широком диапазоне мышечных нагрузок тесно связана с мощностью работы и зависит от уровня тренированности и возраста, можно оценивать интенсивность выполнения упражнений спортсменами, подсчитывая количество ударов пульса в первые 10 секунд после окончания работы. В зависимости от частоты сердечных сокращений (ЧСС) различают малую, среднюю, большую и максимальную степени интенсивности. ЧСС фиксируется неоднократно у каждого занимающегося в течение всей тренировки. С целью охвата возможно большего количества участников для подсчета пульса привлекаются тренеры партнёры. Тренировочная нагрузка каждого участника определяется по чистому времени работы в минутах и по интенсивности выполнения тренировочного задания. Начиная с проведения подготовительной части и в течение всей тренировки. После завершения каждой части тренировки измеряется пульс и субъективно оценивается интенсивность выполненной работы (например: по 5 бальной системе). Так в условных единицах оценивается любой вид упражнений, затем подсчитывается общий итог за тренировку, за день. Подобный метод оценки воздействия нагрузки не является идеальным и, конечно, не свободен от недостатков. Но, тем не менее, он позволяет получать оперативную информацию о тренировочном процессе в целом и об индивидуальной реакции каждого занимающегося на тренировку. Учет пульсовой стоимости каждого упражнения в сочетании с кардиологическими и психологическими методами исследований способствует получению наиболее полной оценки состояния организма спортсмена, степени его тренированности [2].
Особенно ярко это проявляется при выполнении стандартной работы, например общей подготовительной части. Если у большинства занимающихся интенсивность работы примерно одинаковая, а у одного-двух на много выше, то это говорит либо о неспособности последних к перенесению больших нагрузок, об отсутствии необходимого функционального уровня физических качеств, либо о заболевании. Последующим анализом такой неадекватной реакции на нагрузку устанавливают причину, и тренировку планируют индивидуально. Обработка относительно субъективных данных показала, что для получения наиболее полной картины степени интенсивности тренировочной нагрузки следует учитывать интенсивность каждой тренировки отдельно. Это обусловлено тем, что при подведении итогов за день, неделю или учебно-тренировочный сбор, нагрузка, выполненная с различной степенью интенсивности, оценивается в усреднённых цифрах, что может привести к неправильному представлению о характере тренировочных нагрузок. Например, итоги за неделю во время учебно-тренировочного сбора по интенсивности проведения утренней физической зарядки, необходимо подводить отдельно от нагрузок по общей физической подготовке. Особенно тщательно следует учитывать интенсивность нагрузок в зале и на ковре. Планируя тренировочный процесс, целесообразно задавать тренировочную нагрузку не только по объему (временной показатель, количество подходов т. п.), но и по интенсивности, определяемой по ЧСС, При этом следует учитывать, что интенсивность нагрузок будет зависеть от задач данного этапа подготовки и степени тренированности спортсменов, занимающихся рукопашным боем. В качестве ориентира можно использовать оценку интенсивности выполнения отдельных упражнений: подготовительная часть, акробатические упражнения, работа со скакалкой, мешком, на лапах, условные бои [3].
Оценка интенсивности выполненного задания инструментальными методами, которая показывает состояния спортсмена, в определенной мере ограниченна. Прежде всего, эти ограничения связаны с тем, что с помощью инструментальных методов в большинстве случаев изучаются отдельные системы организма, не дающие полной характеристики состояния занимающегося. Кроме того, применение подобных методов обычно требует от спортсменов довольно больших физических и психических нагрузок, да и времени на них уходит немало, к тому же в ущерб тренировке. Поэтому в тренировочной практике также используются субъективные методы оценки или самооценки. Без самооценки невозможно оценить такие состояния как сон или самочувствие. Субъективные оценки выполняются самим спортсменом, поэтому не несут нагрузку и могут использоваться как угодно часто [4].
Систематические самооценки помогают спортсмену более сознательно строить свою тренировку и управлять собственным состоянием, с накоплением опыта тренировки точность субъективных оценок повышается, тому же их надежность можно увеличить путем регулярного сопоставления с соответствующими объективными показателями. Установлена довольно тесная взаимосвязь между субъективными оценками, желанием тренироваться и работоспособностью, а также между этими показателями и спортивными результатами. Как учитывалась интенсивность нагрузки, так и самооценка может иметь количественное выражение (в баллах, в процентах и т.п.). При самооценке сначала необходимо приблизительно определить направление изменений относительно предыдущего дня, хуже или лучше, затем прикинуть границы, не больше или не меньше, чем вчера, результаты выражаются в общем виде, но тренеры должны их использовать в тренировочном процессе.
Учитывая при планировании нагрузки интенсивность выполнения каждого физического упражнения, можно индивидуализировать тренировку обучающихся, а также в зависимости от состояния тренированности спортсменов, уровня их самооценки своевременно осуществлять коррекцию тренировочного процесса [5].