Главная
АИ #17 (199)
Статьи журнала АИ #17 (199)
К вопросу о характеристике органов и тканей человека как объекте гражданских пра...

К вопросу о характеристике органов и тканей человека как объекте гражданских прав

Рубрика

Юриспруденция

Ключевые слова

органы
ткани человека
донорство
объект гражданского оборота
трансплантация органов
вещное право

Аннотация статьи

В статье проанализированы подходы к определению органов и тканей человека в качестве объектов гражданского оборота. Сделан вывод о неоднозначности восприятия органов и тканей человека как объекта гражданских правоотношений. В работе выделены признаки органов и тканей человека как объектов гражданского оборота, обоснована необходимость внесения изменений в статью 128 Гражданского кодекса Российской Федерации о включении в состав объектов гражданских прав органов и тканей человека.

Текст статьи

В связи с развитием трансплантологии закономерно возникает ряд вопросов, в том числе о возможности рассмотрения органов и тканей человека в качестве объекта гражданского оборота. В данном аспекте следует согласиться с мнением Д. А. Плотникова, утверждающего, что краеугольным камнем участия тела человека, его органов и тканей в гражданском обороте является рассмотрение проблематики сугубо с уголовно-правовой и медицинской точек зрения [6, с. 32]. В соответствии с действующей редакцией статьи 128 ГК РФ [2] в качестве объекта гражданских прав тело, органы и ткани человека не относятся, закон указывает только на вещи, иное имущество, имущественные права, результаты работ, услуг, охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, а также на нематериальные блага. В силу статьи 129 ГК РФ гражданский оборот включает в себя свободное отчуждение или переход от одного субъекта к другому гражданских прав способом, предусмотренным законом. Анализ представленных норм позволяет прийти к выводу о том, что возможность включения в гражданский оборот органов и тканей человека зависит от сущности правоотношений, входящих в предмет гражданского права, а именно вещных и обязательственных правоотношений.

Следует отметить, что в литературе сложилось три основных подхода к определению органов и тканей человека как объекта гражданского оборота.

Сущность первой точки зрения сводится к невозможности отнесения органов и тканей человека к объектам гражданского оборота. Аргументируя свою точку зрения, авторы, придерживающиеся указанной позиции, оперируют широким спектром доказательств, задействовав не только сугубо научные, но и морально-нравственные аспекты проблемного вопроса. Так, органы и ткани человека не обладают характеристикой материальной ценности, поскольку имеют естественное происхождение, а не являются результатом труда, кроме того, не носят характеристики потребляемости [7, с. 84].

Вместе с тем, данный подход не доказывает неотносимость органов и тканей человека к вещам, поскольку ряд объектов гражданского оборота, как и органы и ткани человека, носят естественное происхождение (домашние животные), а также такие объекты гражданского оборота, как драгоценные камни, не имея прямой материальной ценности, тем не менее, обладают критерием ценности в силу их редкости. Кроме того, ценность органов и тканей человека во многом превышает ценность любого другого объекта гражданских правоотношений, которая обуславливается не фактической стоимостью, а спецификой происхождения, выполняемых функций, а также уникальностью.

Еще одним аргументом в рамках данного подхода называется то, что человек не обладает правом собственности на самого себя, поскольку в таком случае объект совпадет с субъектом. В соответствии с данным утверждением человек не может использовать себя внешне, так как его органы и ткани входят в состав человеческого организма. Однако случаи донорства крови и органов и тканей человека являются напрямую опровержением данного аргумента, поскольку при донации человек совершает безвозмездное отчуждение принадлежащих ему органов и тканей.

Кроме того, с морально-этической точки зрения органы и ткани человека не могут быть объектом гражданского оборота, поскольку нельзя отождествлять человека с вещью, так как это напрямую связано с личными неимущественными правами (на жизнь и здоровье, личную неприкосновенность).

В соответствии со вторым подходом органы и ткани человека могут быть квалифицированы как вещи [8, с. 56]. Как отмечалось в работе выше, в настоящее время имеет место категория соматических прав человека, следовательно, человек наделяется правом распоряжения своим организмом. В группу соматических прав относится права человека на собственные органы и ткани, следовательно, он может распоряжаться своим организмом, что дает возможность предполагать вещно-правовую природу органов и тканей человека.

Еще одним аргументом в пользу данного утверждения является то, что после изъятия из человеческого организма органы утрачивают свойства индивидуальной определенности, поэтому могут расцениваться в качестве вещей. В данном аспекте необходимо отметить, что для возникновения права собственности на органы и ткани человека необходим один важный аспект – согласие на изъятие (в случае с живым донором), иначе действие будет квалифицироваться в качестве противоправного, ответственность на которое предусмотрена уголовным законодательством [5, с. 132].

Третий подход подразумевает квалификацию органов и тканей человека через призму объектов, ограниченных в гражданском обороте [1, с. 52]. Главным доводом в пользу данного подхода выступает рассмотрение органов и тканей человека в качестве особых правовых явлений, правовая сущность которых носит специфический характер, проявляющий себя в особой связи с донором, а использование таких объектов требует специальных знаний в области медицины. В связи с этим, авторами предлагается включить в перечень объектов гражданских прав еще один элемент – биологический объект, который характеризуется наиболее широким спектром прав обладателя – донора, как имущественного, так и неимущественного плана, при этом до изъятия биологический объект подпадает под действие личных неимущественных прав, после же изъятия меняют свой режим на имущественный.

По нашему мнению, введение формулировки «биологический объект» с медицинской точки зрения не совсем оправдано и отражает специфику органов и тканей человека как объектов правоотношений, это более широкая категория, которая может охватывать и иные объекты (например, эмбрионы, биологические образования в теле человека и т. п.), которые подпадают под иной правовой режим.

В контексте исследования вопроса об относимости органов и тканей человека к объектам гражданского оборота необходимо отметить один важный момент – оценка правовой природы органов и тканей человека должна проводиться в зависимости от того, является ли человек живым, поскольку в случае, когда человек мертв, действует презумпция согласия, в соответствии с которой его органы и (или) ткани могут быть трансплантированы реципиенту, тогда право собственности на такие объекты обладает более определенным характером [3, с. 87].

По нашему мнению, в правовом смысле органы и ткани человека следует признавать объектами гражданского оборота в качестве вещей, но после отделения от организма-«собственника».

Относительно характеристики органов и тканей человека в качестве объектов гражданского оборота необходимо сказать следующее:

  • после изъятия из человеческого организма органы и ткани приобретают статус самостоятельных объектов материального мира, целью которых является удовлетворение социальных потребностей;
  • вещно-правовым статусом обладают только те органы и ткани человека, которые изъяты из человеческого организма;
  • при проведении трансплантационной операции специалист вкладывает труд, фактически создается новая вещь, поскольку, находясь в теле человека, органы и ткани не обладают самостоятельностью, они входят в «комплекс», как часть организма, а в случае изъятия, наоборот, становятся самостоятельными;
  • законом напрямую запрещены сделки по купле-продаже органов и (или) тканей человека, что означает, что иные сделки вполне могут быть совершены, что подтверждает позицию о том, что органы и ткани человека являются объектами гражданских прав.

Таким образом, в литературе согласно мнению подавляющего большинства исследователей, человеческий организм как совокупность существующих в едином комплексе органов и частей не признается объектом гражданских прав, однако изъятые органы принято рассматривать в качестве объектом гражданского оборота. При этом законодательного закрепления указанное до сих пор не получило [4, с. 57]. В связи с этим предлагаем внесение изменений в положения статьи 128 ГК РФ в части указания: «К объектам гражданских прав относятся … органы и ткани человека, а также иные его биологические материалы». Кроме того, необходимо указание на то, что оборот органов, тканей, биологических материалов человека допускается лишь на основании норм специального законодательства.

Список литературы

  1. Балеевская Т.А. К вопросу о гражданском обороте органов и тканей человека в Российской Федерации / Т.А. Балеевская // Правозащитная деятельность в современной России: проблемы и их решение : Сборник научных трудов IX Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23 марта 2023 года / Сост. Е.В. Воскресенская, М.В. Минаева. – Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Поволжская научная корпорация», 2023. – С. 51-57.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
  3. Красина Е.Н. Органы и ткани человека как объекты гражданских прав / Е.Н. Красина, М.А. Муравель, А.С. Окунев // Юридическая гносеология. – 2023. – № 3. – С. 85-92.
  4. Лян Э.Э. Анализ правовых проблем использования органов и тканей человека в Российской Федерации / Э.Э. Лян, О.В. Сазанкова // Вестник науки и образования. – 2019. – № 20-1 (74). – С. 54-58.
  5. Мазулина С.А. Статья 120 УК РФ: эффективность и перспективы развития. Можно ли признать органы и ткани человека объектами гражданского оборота? / С.А. Мазулина, Я.В. Емелькина // Союз криминалистов и криминологов. – 2021. – № 1. – С. 130-148.
  6. Плотников Д.А. О правовом статусе тела, органов и тканей человека, протезов, имплантатов в гражданском обороте / Д.А. Плотников, Д.К. Усцов // Российский судья. – 2019. – № 6. – С. 30-35.
  7. Синькевич В.В. Проблемы признания органов и тканей человека в системе объектов гражданских прав / В.В. Синькевич // Наука и образование: история и современность: электронный сборник материалов 74–75 внутривузовских научно-практических конференций, Нижневартовск, 19–20 апреля 2022 года / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации Южно-Уральского государственного университета (НИУ) г. Нижневартовске. – Нижневартовск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – С. 83-87.
  8. «Белгородский университет кооперации, экономики и права», 2017. – 190 с.

Поделиться

1025

Назаренко В. Е. К вопросу о характеристике органов и тканей человека как объекте гражданских прав // Актуальные исследования. 2024. №17 (199). Ч.II.С. 28-30. URL: https://apni.ru/article/9101-k-voprosu-o-harakteristike-organov-i-tkanej-cheloveka-kak-obuekte-grazhdanskih-prav

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Юриспруденция»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря