Введение
Отличавшиеся некогда активным политическим участием, французы с 2007 года демонстрируют снижение интереса к президентским выборам. Стремительно растет уровень воздержания: в 2012 году, в период предвыборной гонки Франсуа Олланда он составлял 20%, а на период первых президентских выборов Эмманюэля Макрона в 2017 году данное число увеличилось на целых 5% (рис.):
Рис. Уровень абсентеизма во Франции с 1965 по 2022 гг.
Приближение к рекордному с 1969 года уровню абсентеизма, составившего 31%, является, прежде всего, ярчайшим доказательством ослабления доверительной связи между политическими деятелями и электоратом. В этой связи возникает вопрос: является ли падение интереса французского населения к президентским выборам следствием низкой освещенности в предвыборных программах наиболее насущных проблем Пятой Республики?
В данном отношении особый интерес представляет изучение предвыборных программ Президентов Франсуа Олланда и Эмманюэля Макрона. Президентство Франсуа Олланда (2012–2017 гг.) выпало на катализацию миграционного кризиса, выраженную, в частности, в скоординированных террористических атаках 2015 года, потрясших всю Пятую Республику без исключения. Первый же срок Эмманюэля Макрона (2017–2022 гг.) стал временем поиска принципиально новых подходов к освобождению Франции от неуправляемых миграционных потоков и ослаблению напряженности среди населения.
Освещение миграционной проблематики в период предвыборной гонки 2012 года во Франции
2011 год стал «точкой невозврата» в вопросе миграции: требовались принципиально новые подходы во избежание дальнейшего распространения кризиса. Предвыборная гонка 2012 года в данном отношении могла стать отличной возможностью заручиться поддержкой электората, грамотно осветив данный вопрос и предложив конкретные действия.
Предвыборную программу Франсуа Олланда можно условно назвать «60 пунктов», состоящих из довольно общих и в некоторой степени очевидных программных обещаний, касающихся основных сфер жизнедеятельности. Но какое место в своей программе президент-социалист оставил одной из наиболее волнующих французский народ теме – теме миграции?
«Я предоставлю право голоса на муниципальных выборах иностранцам, законно проживающим во Франции в течение пяти лет. Я буду вести непримиримую борьбу с нелегальной иммиграцией и потоками нелегальной работы. Я обеспечу легальную иммиграцию. Корректировки будут проводиться в каждом конкретном случае на основе объективных критериев», – данный пункт, занял лишь 50 место, что является прямым доказательством минимальной заинтересованности Президента в миграционном вопросе [12, с. 35]. Более того, это свидетельство непонимания зарождающегося масштаба кризисной ситуации.
Однако, обвинять избранного народом Президента в некомпетентности было бы поспешно. Минимальная освещенность миграционной проблематики связана скорее с периодом прихода Олланда к власти: в это время миграционный кризис только начинал укореняться внутри французского общества и проявлял себя в смежных сферах, например, в сфере роста безработицы, на которую непосредственно влияет прирост прибывающих в страну иностранцев, и предотвратить которую, к слову, президент-социалист оказался не в силах.
Возвращаясь непосредственно к предвыборной гонке, состав участников и результаты первого тура голосования от 22 апреля 2012 года выглядели следующим образом:
- Жак Шеминад – лидер политической партии «Солидарность и прогресс» – 0,25% голосов;
- Натали Арто – кандидат от партии «Рабочая борьба» – 0,56% голосов;
- Филипп Путу – кандидат от «Новой антикапиталистической партии» – 1,15% голосов;
- Николя Дюпон-Эньян – лидер правой партии «Вставай, республика» – 1,79% голосов;
- Эва Жоли – кандидат от партии «Европа – экология – зелёные» – 2,31% голосов;
- Франсуа Байру – лидер центристской партии «Демократическое движение» – 9,13% голосов;
- Жан-Люк Меланшон – кандидат от партии «Левый фронт» – 11,1% голосов;
- Марин Ле Пен – лидер ультраправой партии «Национальный фронт» – 17,9% голосов;
- Николя Саркози – баллотировавшийся на второй срок лидер партии «Союз за народное движение» – 27,18% голосов;
- Франсуа Олланд – кандидат от Социалистической партии Франции – 28,63% голосов [6].
Подготовка ко второму туру голосования, запланированному на 6 мая 2022 года, прошла в атмосфере напряженности и ярких споров. 2 мая 2012 года кандидаты в Президенты Франсуа Олланд и Николя Саркози встретились на дебатах. Дискуссия затронула вопросы безработицы, покупательной способности и долга, продолжилась вопросами европейской политики, иммиграционной политики, ядерной тематики, стиля управления президентов, демократических правил и внешней политики [4].
Теме миграции было уделено особое внимание. Миграционный кризис в действительности стал камнем преткновения между кандидатом-социалистом и кандидатом-правоцентристом, что подтверждает разность подходов к данной проблематике. Особый спор вызвали выдача видов на жительство и вопрос о праве голоса иностранцев на муниципальных выборах. Саркози стоял за квоту в 100 000 видов на жительство и был против участия в голосовании мигрантов, мотивируя свою позицию опасением продвижения интересов культурно-религиозных общин. Олланд же, в свою очередь, был готов увеличить количество ежегодно выдаваемых видов на жительство до 180 000, а также позволить голосовать легально проживающим на территории Франции.
Иными словами, риторика Н. Саркози исходила из усвоенных в процессе ассимиляции мигрантов ошибок, он апеллировал своей собственной фразой: «Мы хотим видеть французский ислам, а не ислам во Франции». Олланд же, «партийный аппаратчик без всякого опыта управления государством» [1], не учел ошибки предшественника, а скорее искал компромисс в целях удовлетворения среднестатистического француза.
Так, во втором туре «Нормальный президент» [5], как в период президентской гонки называл себя сам Олланд, подчеркивая свою близость к народу, обошел Саркози (48,36%) и набрал 51,64% голосов избирателей [6]:
Но почему не Саркози? По всей видимости, электорат действовал по принципу «Кто угодно, только не Саркози» [9] и стоял не против политической программы 23-го Президента, сколько против самой скандальной политической фигуры. Несмотря на это, 24-й Президент также не смог оправдать ожидания электората, причем настолько, что после вступления на должность его кандидатура заняла самую низкую позицию по результатам проведения компаративного анализа рейтингов Президентов Пятой Республики [8].
Освещение миграционной проблематики в период предвыборной гонки 2017 года во Франции
Одиннадцатая предвыборная кампания Пятой Республики от 2017 года прошла уже без Франсуа Олланда. На французскую политическую арену вышла новая фигура – бывший министр экономики, финансов и цифровой экономики Французской Республики – Эмманюэль Макрон.
Изначально его кандидатура не рассматривалась среди вероятных победителей, а вопросы, связанные с иммиграцией и убежищем, не были центральными вопросами во время президентской кампании: «Вопреки тому, что некоторые говорят, мы не сталкиваемся с волной иммиграции. <...> Предмет иммиграции не должен беспокоить французское население. <...> Иммиграция – это часть мира, в котором мы живем. <...> Кроме того, иммиграция является возможностью с экономической, культурной и социальной точек зрения» [3].
Одним из элементов программы Макрона от 2017 года, требующих внимания, является приоритет в области «иммиграции знаний», которая могла бы поспособствовать экономическому развитию Пятой Республики и стать одним из способов решения экономического кризиса [10]. Кроме того, во время своей избирательной кампании он упоминал готовность открытия нового раунда переговоров по Дублинскому регламенту, являющегося камнем преткновения между государствами-членами ЕС.
Тем не менее президентская программа Макрона включала в себя и более радикальные шаги для удовлетворения настроений «правых», к чему можно отнести, например, меру для разгрузки французской системы приема мигрантов, а именно: сокращение числа просителей убежища путем уменьшения сроков рассмотрения их заявлений до 6 месяцев и отправка отклоненных лиц, ищущих убежища, на родину.
Обратиться должным образом к теме миграции Макрона вынудили первые дебаты в рамках президентской гонки от 20 марта 2017 года [11], где была особо затронута упомянутая тематика. В дискуссии, помимо Э. Макрона, участвовали наиболее перспективные кандидаты в Президенты страны – Марин Ле Пен, Франсуа Фийон, Бенуа Хамон и Жан-Люк Меланшон. Убежденные в том, что именно политика «открытых дверей» Ангелы Меркель привела к росту миграционных потоков во Францию, Марин Ле Пен и Франсуа Фийон остро раскритиковали Эммануэля Макрона и его поддержку канцлера в отношении приема беженцев. Марин Ле Пен и вовсе пошла дальше, назвав Макрона «иммиграционистом», указав на слабое освещение Президентом данного острого вопроса.
Но лидер партии центристского толка вовремя учел все свои слабые стороны. Ниже приводится расстановка сил на 23 апреля 2017 года по результатам первого тура голосования, которая для многих стала неожиданностью:
- Жак Шеминад – лидер политической партии «Солидарность и прогресс» – 0,18% голосов;
- Натали Арто – кандидат от партии «Рабочая борьба» – 0,64% голосов;
- Франсуа Асселино – Национальный республиканский союз – 0,92% голосов;
- Филипп Путу – кандидат от «Новой антикапиталистической партии» – 1,09% голосов;
- Жан Лассаль – лидер партии «Будем сопротивляться!» – 1,21% голосов;
- Николя Дюпон-Эньян – лидер правой партии «Вставай, республика» – 4,7% голосов;
- Бенуа Амон – Социалисты – 6,36% голосов;
- Жан-Люк Меланшон – кандидат от партии «Левый фронт» – 19,58% голосов;
- Франсуа Фийон – член партии «Республиканцы» – 20,01% голосов;
- Марин Ле Пен – лидер ультраправой партии «Национальный фронт» – 21,3% голосов;
- Эмманюэль Макрон – основатель партии «Вперед, Республика!» – 24,01% голосов [7].
Результаты второго тура голосования от 7 мая 2017 года выглядят следующим образом [7]: Марин Ле Пен набрала 33,9% голосов, практически вдвое уступив Эмманюэлю Макрону, набравшему 66,1% голосов. Анализируя результаты предвыборной кампании 2017 года, хочется отметить, что на руку Макрону сыграло то, что часть избирателей голосовала не за «ориентированного на бизнес» Макрона, а против Ле Пен ввиду темного исторического прошлого ее партии. Иными словами, центрист Макрон, пришедший на смену изжившему себя социализму во Франции, стал единственной альтернативой на выборах 2017 года.
В этой связи важно также отметить, что нейтральность предвыборной программы Макрона была связана с идеологической направленностью его партии: умеренный миграционный курс удовлетворял позициям большинства сторонников партии по данному вопросу и, следовательно, дал возможность набрать нужное количество голосов. В 2017 году миграционная проблематика требовала значительно более решительных действий, что вполне осознавалось представителями новой власти, а потому едва ли не первым шагом Макрона на посту Президента была отправка дополнительно более 150 полицейских и жандармов в наиболее проблемный регион, Кале, с целью предотвращения скоплений мигрантов [2].
Таким образом, системный подход Макрона в рамках предвыборной гонки, использование правильных рычагов воздействия на электорат, а также учет политической риторики соперников поспособствовали скорому росту популярности Президента.
Заключение
Делая вывод об освещении миграционной проблематики в предвыборных кампаниях французских президентов Франсуа Олланда и Эмманюэля Макрона, хотелось бы отметить, что тема миграции не стала ключевой ни у одного из кандидатов. Предвыборные программы избранных в 2012 и 2017 годах Президентов содержали положения о борьбе с последствиями миграционного кризиса, но не с его первопричиной.
Однако в процессе изучения политических конкурентов президента-социалиста и президента-центриста было выявлено, что тема миграции в целом являлась актуальной на повестке дня Пятой Республики в исследуемый период: за взятие миграции под жесткий административный контроль выступал Николя Саркози, изучивший одну из главных ошибок, сделанных в период своего первого срока, – политику «мультикультурализма». В 2012 году он встал на борьбу за лидерство во Франции с трезвым взглядом на приближающийся к своей катализации миграционный кризис. Марин Ле Пен, «Национальный фронт» которой на протяжении всей истории отличается непримиримым отношением к мигрантам, и вовсе строила всю свою политическую программу вокруг миграционной тематики.
Освещение миграционной проблематики Ф. Олландом и Э. Макроном можно условно описать как «проблему, о которой не говорят вслух». Но это не значит, что данной проблемы не существует. Основная причина крылась в лавировании между принятыми обоими Президентами принципами евроинтеграции и национальными интересами Франции.
Президенту-социалисту Франсуа Олланду осуществить подобный маневр не удалось. Скромная предвыборная программа соответствовала и скромным результатам президентского срока. На европейском театре главенствующая роль в урегулировании кризиса была отдана Германии, а на национальном уровне процветала безработица. После трагических событий 2015 года ужесточить меры по отношению к приему мигрантов Олланд просто не успел.
В этом отношении Эмманюэль Макрон показал себя как более гибкий политик, который, ко всему прочему, оказался у власти в нужное время. Падение рейтинга Меркель было использовано Макроном в контексте укрепления позиций Франции на европейском континенте. При этом, в отличие от Олланда, он отказался от столь щедрой политики «открытых дверей» в пользу европейской интеграции по вопросу миграции. Осознавая всю серьезность миграционного кризиса в 2015-2016 годах, Макрон сделал из Франции не принимающую сторону; Пятая Республика стала идейным вдохновителем, предлагающим решения, что параллельно удовлетворяло французский народ, постепенно освобождающийся от массовых миграционных потоков.