Главная
Конференции
Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества
Развитие политических конфликтов с участием непризнанных государств

Развитие политических конфликтов с участием непризнанных государств

Секция

Юридические науки

Ключевые слова

непризнанные государства
политические конфликты

Аннотация статьи

Одним из противоречий современного международного права является то, что право народов на самоопределение и принципы территориальной целостности и неприкосновенности границ противоречат друг другу. Такая ситуация создает возможность намеренного противопоставления указанных принципов конфликтующими сторонами для достижения той или иной цели, собственных интересов в ущерб другой стороне, поощряют политику двойных стандартов. Особую же опасность указанного положения можно увидеть в интернационализации конфликтов, в том, что в них втягиваются и становятся его участниками другие государства. В результате подобное положение вещей подрывает стабильность отношений и связей между государствами, делая мировую систему в целом весьма неустойчивой.

Текст статьи

За время существования государств человечество сталкивалось с многочисленными межгосударственными конфликтами. На протяжении веков единственным известным способом разрешения территориальных споров была военная борьба. В настоящее время хоть конфликты не исчезли, обстановка в области международной безопасности остается напряженной в различных регионах мира. Непризнанные государства являются результатом конфликтного потенциала в различных регионах. Большинство из них возникли в результате конфликтов прошлого века, которые были заморожены. Эти конфликты обусловлены различными факторами, включая территориальные споры, национальные и этнические разногласия, а также проблемы самоопределения народов.

Говоря о непризнанных государствах, важно понимать, что такое международный конфликт. Это понятие может быть описано несколькими способами. В энциклопедическом словаре это определение представлено как «столкновение сторон, мнений, сил», происходящее от латинского слова «conflictus». В Уставе ООН конфликт рассматривается как ситуация, синонимичная международному спору и спорной обстановке.

Международный Комитет Красного Креста в своем комментарии к Женевским конвенциям дал определение «международного вооруженного конфликта» как «любое противоречие между двумя государствами, которое приводит к вторжению вооруженных сил, даже если одна из сторон отрицает состояние войны». Эти международные конфликты оставляют разнообразные последствия, одним из которых является непризнание государств всем мировым сообществом.

Несмотря на то, что непризнанные государства не получили официального признания своего существования, они сегодня играют важную роль на политической карте мира, существуя и взаимодействуя параллельно с государствами-членами Организации Объединенных Наций. Эти субъекты борются за свое право на существование в течение нескольких месяцев или даже десятилетий, их взаимодействие с соседними государствами может быть мирным или представлять угрозу для общества. Все их отличает то, что они не получили официального признания со стороны ряда государств.

Непризнанные государства могут стремиться к получению признания своего статуса и установлению дипломатических отношений с другими государствами. Однако этот процесс часто сталкивается с препятствиями и вызывает сопротивление со стороны других государств, которые опасаются потенциального нарушения своей территориальной целостности или принципов международного права. Политические конфликты, в которых участвуют непризнанные государства, могут привести к напряженности в соответствующих регионах и вызвать противостояние между различными этническими или политическими группами. Такие конфликты могут иметь долгосрочные последствия для стабильности и безопасности в регионе, а также для международных отношений.

Можно привести множество примеров конфликтов, в которых участвуют непризнанные государства. Рассмотрим несколько таких конфликтов, включая Грузию и Южную Осетию, Сербию и Косово, а также Израиль и Палестину.

Проблемы, с которыми сталкиваются непризнанные государства, включают в себя следующее:

  • отказ республик, в которые они ранее входили, признать их независимость, считая эти самопровозглашенные государства своими территориями.
  • непризнанные государства обычно малы по территории и населению, имеют разнообразный этнический состав и небольшую долю титульной нации.
  • паспорта непризнанных государств часто не признаются другими государствами-членами ООН, что затрудняет свободу перемещения и возврата беженцев, а также изменяет этнический состав населения.

Географическое положение непризнанных государств:

  • Республика Южная Осетия расположена в районе Кавказского горного хребта и имеет границы с Грузией и Россией. Независимость этого государства была объявлена Верховным Советом 29 мая 1992 года во время вооруженного противостояния с Грузией.
  • Республика Косово, расположенная в Юго-Восточной Европе на Балканском полуострове, находится в географическом регионе Косово. По конституции Сербии, Косово и Метохия входят в состав этого государства как Автономный край. В соответствии с резолюцией 1244 Совета Безопасности ООН, оно находится под международным управлением. В 2008 году косовские власти объявили о независимости. Эта независимость признана 106 государствами-членами ООН, а также Тайванем и Мальтийским орденом. Однако власти Республики Косово фактически не контролируют северную ее часть, где проживают сербы.
  • государство Палестина простирается от южных предгорий Ливана до северных границ Аравийской пустыни, омывается на западе Средиземным морем и граничит на востоке с сирийско-месопотамской степью. 15 ноября 1988 года в Алжире на сессии Палестинского национального совета, высшего совещательного органа Организации освобождения Палестины (ООП), была провозглашена независимость Государства Палестина. Решение получило поддержку 253 голосов «за», 46 – «против», и 10 человек воздержались. На август 2018 года независимость Государства Палестина признали 137 из 193 государств-членов ООН.

В таблице представлены религии, народы и государственный строй исследуемых непризнанных государств.

image.png

Рис. Религии, народы, государственный строй непризнанных государств

Формирование рассматриваемых субъектов в основном характерно для развивающихся регионов, где часто возникают проблемы классового неравенства, религиозные и этнические разногласия. Уровень образования, медицинских услуг и заработной платы в этих регионах обычно остается на очень низком уровне.

Проблема существования непризнанных государств часто связана с отсутствием правовой непрерывности от предыдущего государственного образования. Серьезные внутригосударственные и внешние потрясения, такие как войны или революции, играют важную роль в создании условий для возникновения таких государств. Стратегические тенденции, возникающие внутри конкретного государства, также имеют значительное значение в этом процессе. Кроме того, послевоенное разделение единой страны может привести к образованию частично непризнанных государств.

Рассмотрим более подробно развитие политических конфликтов с участием непризнанных государств.

1. Конфликт между Грузией и Южной Осетией начался с провозглашения независимости Южной Осетии от Грузии в 1991 году, но эта независимость не была признана международным сообществом. Вооруженное вмешательство Грузии в августе 2008 года в отношении Южной Осетии имело несколько причин, среди которых вопрос идентичности и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия: многие осетины не считают себя частью Грузии и стремятся жить в составе Единой Осетии, которая географически разделена Кавказским хребтом. Важным фактором также было ущемление конституционных прав и свобод коренного осетинского народа. Этот конфликт стал частью геополитических усилий США по дестабилизации политической ситуации на Кавказе, вовлечению России в конфликт и столкновению интересов России и Европы, что привело к ее изоляции. Этот конфликт оставил серьезные раны и до сих пор является источником напряженности в регионе.

Россия официально признала независимость Южной Осетии и Абхазии, расположив на их территориях свои военные базы в целях обеспечения безопасности. В обеих республиках уже установилась и действует законная и признанная власть, избираемая их гражданами. Таким образом, Россия теперь имеет устойчивое присутствие в Кавказском регионе, что помогает ей удерживать расстояние от НАТО, рассматриваемое как потенциально опасное. Одним из ключевых принципов внешней политики России является стремление создать вокруг своих границ союзные, независимые и стабильные государства с прочной экономической и политической базой.

2. Конфликт между Сербией и Косово начался в 1999 году, однако история противоречий между этими территориями уходит корнями в далекое прошлое. В 1945 году территория Косово стала автономной областью в составе Сербии в рамках Федеративной Народной Республики Югославии. В ходе реформы конституции в 1974 году Косово получило фактический статус республики в составе Югославии. Однако, в 1980-х годах конфликт усилился из-за националистических выступлений албанского населения, а в 1989 году автономия Косово была упразднена, вызвав новые напряжения. Приход Слободана Милошевича к власти в Сербии лишь усугубил ситуацию. В 1999 году Косово провозгласило независимость, что привело к вооруженному конфликту и установлению международного протектората. Несмотря на это, статус Косово как независимого государства до сих пор не признан всеми странами мира.

Этот конфликт наносит серьезные удары обеим сторонам, включая потерю жизней и разрушение инфраструктуры. В настоящее время независимость самопровозглашенного Косово признали более 90 стран-членов ООН, однако это число подвержено изменениям, поскольку некоторые государства отзывают свое признание. Правительство Приштины утверждает, что его независимость признали 117 стран. Кроме Сербии, независимость Косово не признали Россия, Китай, Индия, а также пять стран Европейского союза: Испания, Кипр, Румыния, Словакия и Греция.

Напряженная обстановка в регионе начала обостряться в конце апреля 2023 года после победы албанцев на местных выборах. Сербы попытались противостоять силовому захвату муниципалитетов, организовав масштабные мирные протесты. В ответ на это вооруженные силы НАТО и местная полиция применили силу против сербского населения в Звечане на севере Косово, что привело к пострадавшим более чем 80 человек.

3. История конфликта между Израилем и Палестиной уходит корнями в далекое прошлое и простирается на многие десятилетия. В конце XIX века в мире начало активно распространяться движение сионистов, которые выдвинули идею восстановления еврейского государства на исторической земле. Сразу после завершения Первой мировой войны началась массовая иммиграция евреев в Палестину. Согласно данным ООН, за десятилетие туда переселилось около 100 тысяч евреев, что вызвало резкое сопротивление палестинцев уже в начале 20-х годов.

Вспыхнувшая в 1939 году Вторая мировая война еще более усилила поток мигрантов, продолжая поддерживать напряженность. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о разделении Палестины на два отдельных государства – еврейское и арабское, с Иерусалимом как международным городом для предотвращения конфликтов из-за его статуса. 14 мая 1948 года была провозглашена независимость Израиля.

Несмотря на решение Генеральной Ассамблеи ООН, Палестинское государство осталось лишь частично признанным на мировой арене. Сразу после этого арабские страны, включая Египет, Сирию, Иорданию, Ливан и Ирак, начали войну против созданного государства, однако их атака была отражена. В 1967 году произошла Шестидневная война, в результате которой Израиль одержал победу, Иерусалим был объединен, а Западный берег реки Иордан и сектор Газа были оккупированы. С 6 по 25 октября 1973 года развернулась Арабо-израильская война, известная как «Война Судного дня». Египет и Сирия выступили против Израиля с целью вернуть арабские территории, утраченные во время Шестидневной войны. Война завершилась после принятия резолюции Советом Безопасности ООН, которая призывала к прекращению военных действий и переходу к переговорам. В 1988 году Палестинское государство провозгласило независимость, однако его статус до сих пор не признан всеми странами.

Десятилетия конфликта между Израилем и Палестиной ознаменованы сложными политическими, территориальными и религиозными аспектами. Это противостояние привело к многочисленным вооруженным столкновениям, утрате жизней и разрушению инфраструктуры. Важным событием стало нападение группировки ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года, совпавшее с празднованием 50-летней годовщины начала Войны Судного дня. Позиция России по этому конфликту хорошо известна. В 2022 году лидер ХАМАС, Исмаил Хания, посетил Москву, где состоялась его встреча с министром иностранных дел России, Сергеем Лавровым.

На пленарном заседании международного форума «Российская энергетическая неделя», президент России Владимир Путин заявил, что Москва всегда выступала за создание независимого государства Палестина – «Израиль, как известно, создан, а Палестина как самостоятельное и суверенное государство, так и не создана».

Необходимо отметить, что разрешение политических конфликтов, связанных с непризнанными государствами, требует комплексного и многостороннего подхода. Это может включать проведение мирных переговоров, поиск компромиссов, участие посредников или международных организаций, а также создание долгосрочных механизмов для предотвращения возникновения новых конфликтов.

Список литературы

  1. Блогодатских И.М. От самоопределения к международному признанию: Абхазия, Нагорный Карабах, Приднестровье, Южная Осетия // Тирасполь: ЦСПИ «Перспектива», 2018. 240 с.
  2. Катков А.Д. Проблема международно-правового признания и феномен непризнанных государств в современном научном дискурсе // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. 2020. № 3(25). С. 27-52.
  3. Плиев С.М. Южная Осетия: настоящее и политические перспективы // Вопросы политологии. 2014. № 3 (15). С. 140-148.
  4. Рухтина В.С., Панькин С.И. Частично признанные и непризнанные государства: понятие и их статус в международных отношениях // Вопросы российской юстиции. 2022. № 18. С. 495-502.

Поделиться

664

Хуснутдинова И. В. Развитие политических конфликтов с участием непризнанных государств // Социально-экономические и гуманитарные инновации в процессе модернизации общества : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 29 апреля 2024г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2024. С. 24-31. URL: https://apni.ru/article/9110-razvitie-politicheskih-konfliktov-s-uchastiem-nepriznannyh-gosudarstv

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря