Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.
Основная цель программы – развитие музыкальных способностей, активности, творчества, умения понимать музыку с помощью знаков в процессе вовлечения детей в мир музыки.
Цель реализуется через следующие задачи:
- развивать способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
- формировать элементарный навык сольфеджио (чтение, пение, игра по нотам);
- способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.
Одним из самых современных средств обучения нотной грамоте является интерактивная доска. Она прочно вошла в образовательный процесс не только в школе, но и в дошкольном образовательном учреждении.
Одним из видов таких досок является настенная магнитно-маркерная доска с нотным станом и знаками музыкальной нотации. Она предназначена для изучения нотной грамотности. С ней можно изучать сразу несколько тем и даже выложить магнитными карточками-нотками коротенькую мелодию.
С появлением магнитно-маркерной доски в МАДОУ «Детский сад № 11 «Звёздочка», не остался в стороне и процесс музыкального воспитания детей. Она используется для демонстрации музыкально-дидактических игр, а также в качестве наглядного пособия на музыкальных занятиях в ДОУ.
Дети с удовольствием работают с такой доской, непосредственно участвуя во всех предложенных видах деятельности по музыкальному воспитанию.
Набор музыкальных карточек предназначен для усвоения нотной грамоты в доступной форме. Изображения животных помогают дошкольникам в более легкой форме освоить материал. Подходит как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
Использование магнитно-маркерной доски в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей.
Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить». Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение», «театр», «игру». И любой сказочно-игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.
Обучение нотной грамоте на занятиях связано со всеми видами музыкальной деятельности. Нотные знаки помогают осмыслить музыкальную деятельность, а деятельность, в свою очередь, помогает усвоению нотных знаков.
Примерные сценарии музыкальных занятий
Тема: «Волшебная мелодия»
Дети входят в зал без музыки, свободно группируясь. Садятся на ковёр. Музыкальный руководитель рассказывает сказку (используя иллюстрированный материал).
1 занятие
1. Сказка.
В далёкие-далёкие времена в стране, которой теперь не найдёшь на карте, жила-была прекрасная принцесса. Король и королева души в ней не чаяли и хотели исполнить любое её желание. Ведь она была их единственным ребёнком. Но вот что удивительно! У принцессы ни разу не возникало никаких желаний.
– Как вы думаете, что бы больше всего хотелось принцессе? (Ответы детей).
Чего только не предлагали дочке король и королева: и фрукты заморские, и сладости восточные. От всего принцесса отказывалась. Но однажды прилетели в королевский сад неуловимые нотки. И услышала принцесса музыку дивную, и почувствовала счастье невообразимое.
2. Слушание.
«Маленькая ночная серенада», В. А. Моцарта.
В конце музыкального произведения в руках у воспитателя и музыкального руководителя появляются «цветные нотки».
3. Социо-игра «Превращение» (дети «превращаются» в нотки, двигаются под музыку по залу, потом находят свои места аналогично той нотке, которая у них в руках – разного цвета).
Когда дети разделились на команды, музыкальный руководитель предлагает спросить у своих нот, что они умеют делать?
Дети спрашивают: – Что ваши нотки умеют делать?
Команда отвечает: – Петь.
Дети спрашивают: – А ваши нотки, что умеют делать?
Другая команда отвечает: – Плясать.
4. Пение.
Дети договариваются, какую песню они споют (каждая команда исполняет песню по выбору детей из ранее выученных песен).
Нотка в руках у музыкального руководителя «шепчет», что знает новую песню «Про Мишку» А. Филипченко, сл. Т. Волгиной.
а) знакомство с новой песней;
б) беседа о е содержании песни.
5. Игра «Секретик». Дети выбирают посыльного, который идёт за следующим заданием. Исполнить танцевальное движение
6. МРД.
1 команда – подскоки,
2 команда – приставной шаг с приседанием.
Одна команда выполняет движение под музыку, другая отгадывает, что за движение она выполнила. И наоборот.
7. Музыкальная игра. Нотка предлагает детям поиграть. «Весёлые мячики» М. Сатулина.
2 занятие
В музыкальном зале детей встречает нотка.
– Кто это, дети? (ответы детей). Давайте с ней поздороваемся.
1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята!» (поёт нотка)
– Здравствуй, нотка! (поют дети)
– Нотка хочет познакомиться с вами.
2. Слушание. «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта.
После прослушивания дети передают нотку друг другу и рассказывают, что они представили под эту музыку.
– Весёлая нотка пришла к вам не одна, а со своими друзьями.
3. Деление на команды: нотки одного цвета, но по длительности разные, например:
– Дети, ваши нотки одинаковые? (ответ детей)
– А чем же они отличаются? (ответ детей)
– Те нотки, что с хвостиками, любят быстро бегать, их зовут короткие нотки (показ на инструменте).
– А те, что без хвостиков, шагают спокойно, неторопливо, нотки эти – длинные (показ на инструменте).
– Послушайте, какую песню вам споют длинные нотки.
4. Пение.
Звучит попевка «Спокойные ребята» Д. Б. Кабалевского.
– А это песенка коротких ноток «Ребята непоседы» Д. Б. Кабалевского.
– А у вас в группе есть спокойные ребята? А непоседы?
Далее звучит одна из мелодий, дети угадывают чья это песенка (коротких, или длинных ноток) и поют группами. Нотка загадывает музыкальную загадку: звучит мелодия песни А. Филипенко, сл. Т. Волгиной «Про мишку» – чья команда быстрее вспомнит название знакомой песни.
Разучивание 1-го куплета – в процессе разучивания находят, где короткие нотки, а где длинные.
5. Музыкальная игра по выбору детей.