Главная
АИ #18 (200)
Статьи журнала АИ #18 (200)
Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста посредством использования нас...

Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста посредством использования настенной магнитно-маркерной доски

Автор(-ы):

Иванова Ирина Аркадьевна

Мкртчян Анна Тариеловна

Мкртчян Ирина Владимировна

29 апреля 2024

Секция

Педагогика

Ключевые слова

музыкальное воспитание
дошкольники
всестороннее развитие
общение с музыкой
потребности
интересы
эмоции
чувства
вкусы
воображение
расширение кругозора
творчество
музыкальная деятельность
нотная грамота

Аннотация статьи

Музыкальное воспитание играет важную роль в развитии дошкольника. Оно способствует всестороннему развитию ребёнка, развивает музыкальные и общие способности, формирует основы музыкальной и общей духовной культуры. Интерактивные доски, такие как магнитно-маркерные, помогают сделать процесс обучения более эффективным и интересным для детей.

Текст статьи

Музыкальное воспитание играет очень важную роль во всестороннем развитии дошкольника. Необходимо с раннего возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расширять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Основная цель программы – развитие музыкальных способностей, активности, творчества, умения понимать музыку с помощью знаков в процессе вовлечения детей в мир музыки.

Цель реализуется через следующие задачи:

  • развивать способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
  • формировать элементарный навык сольфеджио (чтение, пение, игра по нотам);
  • способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

Успешное решение этих задач зависит от содержания музыкального воспитания, от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности.

Одним из самых современных средств обучения нотной грамоте является интерактивная доска. Она прочно вошла в образовательный процесс не только в школе, но и в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из видов таких досок является настенная магнитно-маркерная доска с нотным станом и знаками музыкальной нотации. Она предназначена для изучения нотной грамотности. С ней можно изучать сразу несколько тем и даже выложить магнитными карточками-нотками коротенькую мелодию.

С появлением магнитно-маркерной доски в МАДОУ «Детский сад № 11 «Звёздочка», не остался в стороне и процесс музыкального воспитания детей. Она используется для демонстрации музыкально-дидактических игр, а также в качестве наглядного пособия на музыкальных занятиях в ДОУ.

Дети с удовольствием работают с такой доской, непосредственно участвуя во всех предложенных видах деятельности по музыкальному воспитанию.

Набор музыкальных карточек предназначен для усвоения нотной грамоты в доступной форме. Изображения животных помогают дошкольникам в более легкой форме освоить материал. Подходит как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

Использование магнитно-маркерной доски в образовательном процессе позволяет повысить эффективность обучения по той причине, что материал подаётся ярко, образно, в доступной для дошкольников игровой форме, следовательно, вызывает у детей огромный интерес, т. к. это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре. Движение, звук, анимационные эффекты привлекают внимание ребенка, игровая форма предъявления информации вызывает у детей огромный интерес, наглядность, зрелищность, выразительность, комфортность восприятия за счет дизайна являются стимулом познавательной активности детей.

Опытный педагог умело использует различные формы работы, чтобы добиться от детей хорошего понимания и умения пользоваться теоретическим материалом. Любым способом он должен поддерживать в ребёнке потребность «творить». Из даже самых обыденных и скучных заданий пытаться создать «приключение», «театр», «игру». И любой сказочно-игровой иллюстрированный материал оказывает в этом просто неоценимую помощь.

Обучение нотной грамоте на занятиях связано со всеми видами музыкальной деятельности. Нотные знаки помогают осмыслить музыкальную деятельность, а деятельность, в свою очередь, помогает усвоению нотных знаков.

Примерные сценарии музыкальных занятий

Тема: «Волшебная мелодия»

Дети входят в зал без музыки, свободно группируясь. Садятся на ковёр. Музыкальный руководитель рассказывает сказку (используя иллюстрированный материал).

1 занятие

1. Сказка.

В далёкие-далёкие времена в стране, которой теперь не найдёшь на карте, жила-была прекрасная принцесса. Король и королева души в ней не чаяли и хотели исполнить любое её желание. Ведь она была их единственным ребёнком. Но вот что удивительно! У принцессы ни разу не возникало никаких желаний.

– Как вы думаете, что бы больше всего хотелось принцессе? (Ответы детей).

Чего только не предлагали дочке король и королева: и фрукты заморские, и сладости восточные. От всего принцесса отказывалась. Но однажды прилетели в королевский сад неуловимые нотки. И услышала принцесса музыку дивную, и почувствовала счастье невообразимое.

2. Слушание.

«Маленькая ночная серенада», В. А. Моцарта.

В конце музыкального произведения в руках у воспитателя и музыкального руководителя появляются «цветные нотки».

3. Социо-игра «Превращение» (дети «превращаются» в нотки, двигаются под музыку по залу, потом находят свои места аналогично той нотке, которая у них в руках – разного цвета).

Когда дети разделились на команды, музыкальный руководитель предлагает спросить у своих нот, что они умеют делать?

Дети спрашивают: – Что ваши нотки умеют делать?

Команда отвечает: – Петь.

Дети спрашивают: – А ваши нотки, что умеют делать?

Другая команда отвечает: – Плясать.

4. Пение.

Дети договариваются, какую песню они споют (каждая команда исполняет песню по выбору детей из ранее выученных песен).

Нотка в руках у музыкального руководителя «шепчет», что знает новую песню «Про Мишку» А. Филипченко, сл. Т. Волгиной.

а) знакомство с новой песней;

б) беседа о е содержании песни.

5. Игра «Секретик». Дети выбирают посыльного, который идёт за следующим заданием. Исполнить танцевальное движение

6. МРД.

1 команда – подскоки,

2 команда – приставной шаг с приседанием.

Одна команда выполняет движение под музыку, другая отгадывает, что за движение она выполнила. И наоборот.

7. Музыкальная игра. Нотка предлагает детям поиграть. «Весёлые мячики» М. Сатулина.

2 занятие

В музыкальном зале детей встречает нотка.

– Кто это, дети? (ответы детей). Давайте с ней поздороваемся.

1. Музыкальное приветствие: «Здравствуйте ребята!» (поёт нотка)

– Здравствуй, нотка! (поют дети)

– Нотка хочет познакомиться с вами.

2. Слушание. «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта.

После прослушивания дети передают нотку друг другу и рассказывают, что они представили под эту музыку.

– Весёлая нотка пришла к вам не одна, а со своими друзьями.

3. Деление на команды: нотки одного цвета, но по длительности разные, например:

– Дети, ваши нотки одинаковые? (ответ детей)

– А чем же они отличаются? (ответ детей)

– Те нотки, что с хвостиками, любят быстро бегать, их зовут короткие нотки (показ на инструменте).

– А те, что без хвостиков, шагают спокойно, неторопливо, нотки эти – длинные (показ на инструменте).

– Послушайте, какую песню вам споют длинные нотки.

4. Пение.

Звучит попевка «Спокойные ребята» Д. Б. Кабалевского.

– А это песенка коротких ноток «Ребята непоседы» Д. Б. Кабалевского.

– А у вас в группе есть спокойные ребята? А непоседы?

Далее звучит одна из мелодий, дети угадывают чья это песенка (коротких, или длинных ноток) и поют группами. Нотка загадывает музыкальную загадку: звучит мелодия песни А. Филипенко, сл. Т. Волгиной «Про мишку» – чья команда быстрее вспомнит название знакомой песни.

Разучивание 1-го куплета – в процессе разучивания находят, где короткие нотки, а где длинные.

5. Музыкальная игра по выбору детей.

Список литературы

  1. Колесникова Е.В. От А до Я. Рабочая тетрадь для детей 5–6 лет. ФГОС ДО Саратов, Просвещение, 2023.
  2. Сосун А.В. Изучение нотной грамоты с использованием интерактивной доски // https://iokk38.ru/wp-content/uploads/2021/04/Сосун-А.В.-Изучение-нотной-грамоты-с-использованием-ИД.pdf7. URL: www.science-journal.ru/124-214885 (дата обращения: 09.10.2015).
  3. Шейн В.А. Пособие для музыкальных руководителей ДОУ Логистика. М.: Гном, 2002.

Поделиться

358

Иванова И. А., Мкртчян А. Т., Мкртчян И. В. Обучение нотной грамоте детей дошкольного возраста посредством использования настенной магнитно-маркерной доски // Актуальные исследования. 2024. №18 (200). Ч.II.С. 76-78. URL: https://apni.ru/article/9120-obuchenie-notnoj-gramote-detej-doshkolnogo-vozrasta-posredstvom-ispolzovaniya-nastennoj-magnitno-markernoj-doski

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля