Получение (дача) взятки в Российской Федерации является деянием, которое запрещено Законом.
Необходимо рассмотреть мнения авторов по исследуемой теме.
Предметом взятки могут являться имущественные ценности, блага, а также выгоды, однако в любом случае все они должны иметь имущественный характер, то есть предоставлять взяткополучателю некую материальную выгоду, поскольку получение взятки – корыстное преступление.
Формирование института уголовной ответственности за взяточничество в Российском государстве происходило весьма своеобразно, поскольку, объявив взяточничество в качестве преступного деяния, оно сначала не было наказуемо, а после возведено в степень особо тяжкого и наказание, отданное на усмотрение главы государства, зачастую бывало очень суровым.
Взятничество является одним из видов преступлений, которые вызывают большие трудности в выявлении и пресечении преступления.
В рейтинге Индекса восприятия коррупции (Transparency International), который измеряет уровень восприятия коррупции в публичном секторе разных стран. Индекс основан на опросах и экспертных оценках. Он использует шкалу от 0 (очень высокий уровень коррупции) до 100 (очень низкий уровень коррупции).
В 2022 году Россия заняла 129-е место из 180 стран мира с баллом 29. Это свидетельствует о том, что в стране существует проблема со взятничеством, несмотря на антикоррупционную политику страны положение в рейтинге не меняется уже несколько лет [9].
На сегодняшний день дача (получение) взятки регулируется «Уголовным кодексом Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.11.2023) [1].
Несмотря на борьбу со взятничеством, общество постоянно сталкивается с данным явлением, а с развитием цифровых технологий процесс передачи взятки стал еще сложнее.
В последние годы появилась новая тенденция передачи взятки с помощью использования новейших технологий – криптовалют. Такая передача имущества сложна в отслеживании.
Криптовалюта – цифровой актив, который набирает популярность не только как средство платежа, но и как предмет преступления. Существует угроза в будущем, что привычная коррупция может сместить свой фокус на виртуализацию коррупционных услуг.
В своей магистерской диссертации Перов В. А. делает следующие выводы, что «криптовалюта с каждым годом становится популярнее, заметен растущий интерес российских граждан к криптовалюте, объем сделок с которой постоянно увеличивается. Российские граждане являются активными пользователями различных интернет-платформ, осуществляющих торговлю криптовалютами.
Криптовалюта не может быть запрещена на законодательном уровне в силу технологических особенностей, позволяющих использовать ее, игнорируя любые законодательные запреты. Как показывает анализ, любой законодательный запрет на использование криптовалюты неизбежно приводит к отсутствию действенного механизма его реализации.
Это служит фактором ее дополнительной популяризации, что, в свою очередь, стимулирует повышение котировок отдельных видов криптовалют, приводя к росту волатильности.
Относительная анонимность при использовании криптовалюты делает ее привлекательным инструментом для противоправной деятельности, создавая благоприятные условия для незаконных финансовых операций, в том числе международного характера, что уже само по себе является вызовом для глобальной системы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма» [4].
В российской судебной практике существуют уже случаи, когда взятка была дана в виде криптовалюты. В Республике Хакасии начальник отдела управления по контролю за оборотом наркотиков договорился с оператором одного из интернет-магазинов, занимавшимся сбытом наркотиков, за взятку задержать и привлечь к уголовной ответственности лицо, которое похитило у взяткодателя наркотические средства. В ходе следствия было выяснено, что обвиняемый в получении взятки, принял взятку в биткоинах, которую через Qiwi-кошелек перевел в рубли и перечислил на банковскую карту [8].
Данный случай показывает, что криптовалюта становится новым предметом взятничества. Что обуславливает необходимость скорейшей разработке нормативно-правовых актов, контроля в области использования криптовалюты. В законодательстве много недоработок, в частности, как отмечает Игорь Краснов – генеральный прокурор Российской Федерации: «По-прежнему не определен статус онлайн-платформ, предоставляющих возможность анонимно покупать и продавать криптовалюту» [6].
Криптовалюту на сегодняшний день регулирует Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ, а внесенные изменения в Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 № 259-ФЗ указали, что цифровые активы признали имуществом [3].
Далее необходимо рассмотреть механизм передачи и получения взятки с использованием криптовалюты.
Механизм передачи и получения взятки может выглядеть следующим образом:
- Взяткодатель открывает электронный счет в криптовалюте. Открыть счет можно анонимно через подтверждение электронной почты;
- Далее взяткодатель зачисляет на криптокошелек деньги;
- После этого взяткодатель связывается с взяткополучателем и передает ему идентификатор криптокошелька с помощью цифрового кода или QR-кода;
- Далее взяткополучатель может обменять виртуальные деньги на любую валюту в любой криптобирже. Средства перечисляются на любую банковскую карту.
Можно сказать, что выявление участников взятничества можно лишь тогда, когда взяткодателем взяткополучателю осуществляется передача идентификатора криптокошелька.
Устранение коррупции возможно только через устранение ее причин, данный подход требует огромных экономических и временных ресурсов на изменение среды и трансформацию коллективного мышления целых поколений.
Использование криптовалюты при совершении преступлений делает их высокотехнологичными, поэтому требуется разрабатывать новые меры регулирования и пресечения нового вида преступлений.
Очень важный вывод по преступлениям, совершаемых в киберпространстве сделала Репецкая А. Л. «Криптопреступления как следствие цифровизации преступности»: «Правоохранительные органы вынуждены будут приспосабливаться, менять методики выявления и расследования преступлений, как полностью, так и частично совершаемых в киберпространстве. Это может изменить подходы к процессу подготовки кадров для правоохранительной системы, трансформировать деятельность системы уголовной юстиции» [5, с. 61-67].
Исходя из анализа научной литературы, диссертаций, законов можно сделать несколько выводов:
- Использование криптовалюты в качестве предмета взятки говорит о том, что преступность становится высокотехнологичной, что усложняет раскрытие таких преступлений. На сегодняшнем этапе взятничество с использованием криптовалюты можно отследить только в том случае, когда взяткодатель передает идентификатор или QR-код взяткополучателю, как это было сказано выше, но недостаток судебной практики не дает сделать ответ, является ли криптовалюта предметом преступления по статье 291 УК РФ.
- Цифровая валюта с 01.01.2021 года была признана имуществом, которое подлежит декларированию чиновниками, это было принято согласно ч.10 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» с принятием Федерального закона от 31.07.2020 № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2, 3].
- При расследовании и пресечении факта взятки правоохранительным органам нужно будет изменять свои методики с учетом киберпространства, то есть нужно тщательно проработать систему подготовки кадров для правоохранительной системы, трансформировать деятельность уголовной юстиции.