Введение. Средний отит с выпотом (СОВ) более известен в отечественной литературе как экссудативный средний отит (ЭСО) [1, 7].
Заболевание часто приобретает рецидивирующую или хроническую форму, но почему это происходит далеко не всегда понятно. Большинство авторов придерживаются мнения о многофакторной этиологии среднего отита с выпотом, при этом ведущая роль в его развитии принадлежит дисфункции слуховой трубы [7, 13].
Начало развития СОВ возможно при инфекционно-воспалительных заболеваниях верхних дыхательных путей, механических нарушениях, связанных с гипертрофией глоточной миндалины или с челюстно-лицевыми аномалиями, такими как расщелина мягкого и твёрдого нёба, частичная атрезия хоан, а, иногда, незавершившийся до конца острый средний отит на фоне антибиотикотерапии трансформируется в средний отит с выпотом и приобретает затянувшееся течение [7, 13]. Воспалительный фактор, безусловно, играет важную роль с множеством примеров ассоциации ЭСО с персистирующей вирусной или вирусно-бактериальной инфекцией, аденоидитом, риносинуситом и другими заболеваниями [2, 3, 10]. При моделировании СОВ на мышах показано участие цитокинов в развитии заболевания [11]. Имеются экспериментальные данные о развитии лимфостаза, обусловленного изменением структуры регионарных лимфатических узлов среднего уха с угнетением их дренажно-детоксикационной функции, что с патогенетической точки зрения в определенной степени объясняет механизм рецидивирования и длительного течения экссудативного среднего отита [5, 6]. Аллергический фактор усугубляет течение ЭСО, предрасполагает к рецидивам и способствует их возникновению [14, 15], но в зарубежных клинических рекомендациях отмечено, что причинно-следственные связи между аллергией и СОВ не убедительны, и, соответственно, противоаллергическое лечение ЭСО не должно быть назначено без весомых оснований [13]. Не исключается роль врожденного иммунитета в патогенезе СОВ [12], в том числе участие Toll-подобных рецепторов, на основании определения экспрессии которых в крови Золотовой Т. В., Манукян А. Г. (2019) предложены Способ диагностики ЭСО и Способ определения предрасположенности к ЭСО [8, 9]. Важным для определения тактики лечения пациентов с СОВ является диагностика стадий течения экссудативного среднего отита [4]. При неправильных действиях или бездействии СОВ может привести в итоге к снижению слуха и необратимым изменениям в барабанной полости и барабанной перепонке, ретракционным карманам, перфорации перепонки, холестеатоме, и как следствие, нарушениям речевого и когнитивного развития. Разноречивые данные, предоставляемые исследователями, нацеливают на необходимость дальнейших исследований по уточнению причин и предрасполагающих факторов СОВ, от которых будут зависеть варианты лечения.
Цель исследования: выявление причин и предрасполагающих факторов к рецидивированию СОВ (ЭСО).
Объекты и методы исследования. Под нашим наблюдением находилось 62 ребёнка, страдающих экссудативным средним отитом (средним отитом с выпотом), из них 30 девочек и 32 мальчика.
Критерии включения в исследование: дети, направленные с диагнозом экссудативный средний отит, 2 и более перенесенных эпизодов ЭСО, возраст от 3 до 14 лет. Критерии исключения: первый эпизод ЭСО, острые воспалительные заболевания, нарушения звуковосприятия.
Всем пациентам проводили на первом этапе - клиническое обследование, включая сбор жалоб и анамнеза, в том числе путём анкетирования родителей, на втором этапе – оценивали состояние ЛОР-органов и определяли состояние слуховой функции.
Анкета включала вопросы о длительности нарушений слуха, разборчивости, сведения о перинатальном и постнатальном периоде, сведения о частоте респираторно-вирусных инфекций, о перенесенных заболеваниях и применении лекарственных препаратов, антибиотиков, в том числе ототоксических, об операциях, данные о речевом развитии.
79% детей (49 человек) были из группы часто болеющих детей (по матералам медицинской карты поликлиники), и страдали персистирующей вирусной или вирусно-бактериальной инфекцией. Обследование детей всегда сопровождается работой с родителями. Учитывая, что в достаточно большом количестве случаев родители затрудняются сразу ответить на поставленные вопросы относительно здоровья их детей, им было предложено оценить в спокойной обстановке по предлагаемым нами упрощённым опросникам и шкалам состояние слуха и носового дыхания их детей: по 2 балльной шкале – оценить слух ребёнка: 0 – нет нарушений, 1 – иногда, или «переспрашивает», 2 – замечено снижение слуха, и по 3-балльной шкале (от 0 до 3) оценить состояние носового дыхания: 0 – не изменено, 1 – носовое дыхание затруднено ночью или иногда, 2 – носовое дыхание затруднено постоянно, 3 – имеются храп и эпизоды апноэ.
Состояние ЛОР органов оценивали с применением эндоскопических методов – отомикроскопии (использовали отоскоп, эндоскоп, микроскоп), эндоскопии полости носа и носоглотки (риноскопы «Азимут» с углом направления: 0°, 30°, диаметром 2,7 мм, 4,0 мм) с фото- или видеофиксацией результатов.
Определение слуховой функции включало импедансометрию – тимпанометрию и исследование акустического рефлекса всем детям, а также тональную пороговую аудиометрию детям от 5 лет. Нарушения слуха оценивали по международным критериям.
Результаты и их обсуждение. У большинства детей нарушения слуховой функции не были выраженными, со слов родителей, в единичных случаях имелись жалобы на звон, треск или ощущение переливания в ухе. Родители говорили о поведенческих изменениях, которые они не связывали с нарушениями слуха - «переспрашивание», невнимательность ребёнка, задержку речевого развития, неправильную речь. Состояние слуха в баллах оценено родителями по шкале слуха и приведено в таблице (табл. 1).
Таблица 1
Результаты анкетирования по 2-балльной шкале оценки слуха
Нарушения слуха в баллах | Кол-во пациентов (n-62) | % |
0 | 30 | 48,4 |
1 | 6 | 18,6 |
2 | 20 | 32,3 |
По результатам анализа оказалось, что почти половина родителей – 48,4% не замечали нарушений слуха у детей, 18,6% – отмечали у них изменения лишь иногда, и только в 32% случаев родители были обеспокоены снижением слуха детей.
Исследование слуха выявило признаки тугоухости у всех 62 детей (100%) даже при отсутствии жалоб. Характерна была флюктуация слуха – его ухудшение при каждом эпизоде острой вирусной инфекции. Удалось выяснить, что в таких случаях при обращении к врачу фиксировалось ухудшение с признаками рецидива ЭСО.
Тональная пороговая аудиометрия была проведена 42 детям старше 5 лет, при этом у всех зафиксировано снижение слуха, а пороги по воздушному звукопроведению соответствовали 1–2 степеням тугоухости. В 7 случаях (16,7%) по данным аудиометрии выявлен смешанный характер тугоухости, в 35 случаях (83,3%) – кондуктивный, что характерно для средних отитов с выпотом.
По результатам импедансометрии были зафиксированы: тимпанограмма «тип В»– у 44 детей (70,9%), «тип Аs» у 1 ребёнка (1,6%), «тип С» – у 17 (27,4%). Таким образом, сопоставление данных анкет и оценочной шкалы по слуху с полученными результатами обследования детей показало их несоответствие в связи с недооценкой родителями имеющихся признаков нарушений у детей.
Состояние носовой обструкции в баллах оценено родителями по шкале оценки нарушений носового дыхания и приведено в таблице (табл. 2).
Таблица 2
Результаты анкетирования по 3-балльной шкале нарушений носового дыхания
Нарушения носового дыхания в баллах | Кол-во пациентов (n-62) | % |
0 | 10 | 16,1 |
1 | 26 | 41,9 |
2 | 17 | 27,5 |
3 | 9 | 14,5 |
У большинства детей, по мнению родителей отмечалось затруднение носового дыхания, ночной храп, иногда синдром сонного апноэ, сонливость днём. Только 42% родителей, то есть менее половины, считали нарушения носового дыхания у своих детей значимыми, 16,1% не замечали нарушений дыхания у детей. При этом почти у всех детей наблюдались задержка речевого и общего развития, отставание в учёбе и освоении различных навыков.
9 детей занимались с логопедом из-за дефектов речи или отставании в развитии речи, 6 были под наблюдением ортодонта в процессе коррекции челюстей и зубов.
При обследовании детей с рецидивирующим СОВ у всех выявлены признаки нарушений носового дыхания. Уже применение простейших методов – Воячека, риногигрометрии с пластиной Глятцеля указывало на имеющуюся назальную обструкцию различной выраженности. Эндоскопия носоглотки позволила достоверно определить аденоидные вегетации у 48 детей (77,4%), из них 1-2 степень аденоидов была у – у 21 ребёнка, 2–3 степень – у 27. Рубцовые изменения в носоглотке после ранее проведенного хирургического вмешательства на лимфокольце глотки были у 7 детей. У 1 ребёнка с СОВ при эндоскопии впервые обнаружено опухоль носоглотки. Рубцы мягкого нёба после ранее проведенной уранопластики обнаружены у 4 детей, не устранённая ращелина мягкого нёба – у 1. У 1 ребёнка рецидивирующий ЭСО наблюдался на фоне первичной цилиарной дискинезии с явлениями хронического риносинусита и хронического аденоидита. То есть по показателю носового дыхания сведения, представленные родителями детей с СОВ, и результаты обследования, в том числе эндоскопического, не совпадали. Разнообразие выявленных факторов, которые предрасполагают к рецидивам экссудативного среднего отита или являются его причиной, диктует необходимость более глубокого, тщательного обследования детей группы риска, часто болеющих, с применением современных методов исследования слуховой функции и эндоскопических методик.
Заключение
Причины рецидивирования среднего отита с выпотом (экссудативного среднего отита) у детей разнообразны. Родители недооценивают симптомы нарушений слуха и назальной обструкции у своих детей. Это нацеливает на активное выявление признаков ЭСО у детей с предрасполагающими факторами – у часто болеющих, у пациентов с персистирующей инфекций, аллергией, нарушениями иммунитета. Выявленная патология в носоглотке у большинства обследованных способствуют хронизации ЭСО, возникновению рецидивов, что приводит первоначально к обратимой, а в последствии к стойкой тугоухости. При обследовании детей с рецидивами СОВ (ЭСО) целесообразно проводить эндоскопическое исследование носоглотки для определения причин дисфункции слуховых труб и своевременного их устранения.